Гертруда Егорова, словесник
Возвращение к Валерию Брюсову
Репетитору трудно чего-то хотеть в
ситуации, когда он обязан “соответствовать”,
раз ему платят деньги.
И все же он хочет!
Сейчас на жизнь я зарабатываю
репетиторством. В прошлом году у меня появилась
новая ученица, одиннадцатиклассница Наташа.
Первые же десять минут занятия меня воодушевили.
Я привыкла помогать действительно отстающим,
которые не могут двух слов связать – ни в
разговоре, ни тем более в сочинении. А тут на
первый взгляд особых проблем нет. Оказалось,
Наташа учится в гуманитарном классе.
Спрашиваю:
– Вы, Наташа, от наших встреч чего-то
определенного ждете? Или так, для профилактики?
– Я, – отвечает, – не знаю. Я у мамы тоже спросила,
зачем мне дополнительные занятия. Мама сказала:
“Чтобы ты полюбила литературу”.
“Ничего себе! – думаю. – Чем же они там, в
гуманитарном классе, занимаются?” В
гуманитарном классе занимались Серебряным
веком. Я стала расспрашивать, какие имена звучали
на уроках, что говорил учитель...
– Мережковский, Гиппиус... Понятно. Ну а о Брюсове
что говорили на уроке?
– Что стихи у него неплохие, но холодные.
– А сама-то ты как думаешь?
– ?
И тут я рассказала Наташе одну больничную
историю...
Звоню вечером Наташиной маме с вопросом: “Какие
у вас ожидания? Что вы от меня хотите?”
Мама говорит:
– Я хочу, чтобы Наташе понравилось читать. Чтобы
она полюбила литературу. Чтоб у нее с литературой
выстроились свои отношения – а не сквозь
школьную призму, призму учительского мнения. На
уроках (и в сочинениях) требуется говорить то-то и
то-то – побольше да покрасивше. А Наташа штампами
говорить не умеет: скажет два слова и замолкает. В
результате – “четыре с минусом” (“три с
плюсом”).
Да, тяжелый случай. Так я и не поняла, чего хочет
просвещенная мама. Чтобы ее дочка все же
научилась шпарить на пятерку? Или на самом деле –
чтобы литературу полюбила?
...В марте я попала на операцию в НИИ глазных
болезней. Моей соседкой оказалась симпатичная
женщина Тоня. Крепкая, смуглая, жилистая – трудно
было определить, сколько ей лет. Она почти ничего
не видела, и я стала ее поводырем по длиннющим
коридорам НИИ – в столовую, на процедуры и
обратно в палату.
Из Тониных рассказов я узнала, что она всю жизнь
проработала на заводе. Зрение потеряла, когда
вышла на пенсию и занялась сельским хозяйством.
Вместе с мужем корчевала пни, копала землю, а
потом сеяла, полола, сажала – пока однажды вдруг
тьма не заслонила солнце.
Сделали эксимер-лазерную операцию – хирург
сказал: “Милая, через четыре часа будешь
видеть”. Но когда сняли повязку, она различала
лишь слабый свет...
Держалась она мужественно: не плакала, не
жаловалась. Но думы печальные не давали ей спать.
Меня тоже мучила бессонница.
Накануне моей выписки мы обе долго не могли
уснуть. Раза два шепотом (ведь кругом все спят
давно) обменялись репликами: вот, мол, что за
напасть эта бессонница! Я посоветовала ей, раз уж
все равно не спим, так по крайней мере думать о
чем-то хорошем. А сама (неожиданно для себя!)
начала мерно, медленно, едва слышно читать:
Тень не созданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко звучной тишине.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
И действительно, тени латаний,
фиолетовые руки возникли на эмалевой стене
больничной палаты, заворожили... Я уснула.
Утром Тоня (а ей так и не удалось заснуть)
спрашивает меня: “Что это вы бормотали ночью?
Приснилось что?” Я рассказывала, а Тоня слушала,
широко раскрыв невидящие глаза. Потом попросила
прочесть стихотворение еще раз.
Началась беготня перед выпиской. Когда я
вернулась в палату, чтобы проститься, Тоня
попросила: “Спишите мне слова!” “Она ж ничего не
видит! – подумала я. – Может, кто-то ей
почитает?”. И, присев за тумбочку, вывела
крупными буквами на листочке в клеточку
двенадцать брюсовских строчек. Тоня аккуратно
согнула листок вчетверо и положила его в карман
застиранного больничного халата.
Когда я рассказала этот случай мужу, он сказал:
– Я понимаю, ты видишь в этом то, что тебе очень
хочется увидеть, – подтверждение, что душа
простого необразованного человека не может,
дескать, не откликнуться на настоящую поэзию, не
может не уловить гармонию и так далее. А по-моему,
все гораздо проще. Скорее всего Тоня восприняла
эти стихи как заклинание от бессонницы.
Языческое сознание!..
Может, и так. Не знаю. Кто это сейчас проверит? Но
мне и в самом деле чудятся в этих аллитерациях и
ассонансах некое волшебство, магия.
Валерий Брюсов мне несимпатичен. Особенно после
воспоминаний Ходасевича. Но эти двенадцать
строчек заворожили меня еще в юности, чуть ли не в
школе, когда Брюсова проходили как
“упаднического” поэта.
В чем их секрет? Какова здесь “алхимия слова”?
Как можно вообще “измерить” стихи: плохие они
или хорошие, холодные или теплые, красивые или
нет? Словом, “что есть красота и почему ее
обожествляют люди? Сосуд ли то, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Я думаю о произвольности (или казенной
непроизвольности) учительских оценок. О праве
ученика на свое мнение. О невозможности (или по
крайней мере великой трудности) убедить в чем-то
другого, тем более заставить полюбить литературу
– поэзию в частности, – если у человека нет вкуса
к этому.
А вкус появляется, когда сам на зуб попробуешь.
Сам! А не когда слушаешь учительский рассказ о
том, как это вкусно или не очень. И не когда
пережевываешь очередную дежурную ложку, которую
кладут тебе в рот. Если нет вкуса, то пиршество
превращается просто в заполнение желудка.
Чем же я могу помочь ученице гуманитарного
класса, у которой и без меня шесть уроков
литературы в неделю плюс три часа спецкурса и
куча экзаменов по литературе? И которая при этом
не любит литературу (может, потому и не любит?).
Что кому надо в этой ситуации? Маме – сразу двух
зайцев, но прежде всего, видимо, чтобы Наташа
поступила на филфак. Наташе надо не огорчать
маму. И в этом смысле – поступить в университет.
Но литература не виновата в том, что школьники
сдают ее на экзаменах. И Наташа не виновата в том,
что учится в гуманитарном классе, старается изо
всех сил всему соответствовать и поэтому не
знает, чего же хочет она сама. Она даже книжки
разлюбила читать – некогда!
Чего же хочу я? Мне тоже трудно хотеть – в
ситуации, где я должна чему-то соответствовать,
раз мне платят деньги. И все же я хочу! Я хочу,
чтобы Наташе когда-нибудь потом, в трудную
минуту, пришли вдруг на ум милые сердцу строчки,
пронзили ее своей красотой и принесли радость и
утешение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|