Магический фашизм
Известная американская писательница,
исследователь и критик современной культуры на
примере творчества Лени Рифеншталь, бывшей
кинорежиссером в нацистской Германии,
анализирует особенности искусства, принятого и
пропитанного фашизмом.
Рифеншталь – единственный крупный художник,
полностью ассоциирующийся с нацистской эпохой, и
вся ее работа не только в период Третьего рейха,
но и спустя тридцать лет после его падения
неизменно иллюстрирует догматы фашистской
эстетики.
Фашистская эстетика включает восхищение
первозданными ценностями. Она исходит из
комплекса ситуаций, связанных с
контролированием поведения, подчинением,
сверх-усилием и способностью терпеть боль; она
связывает два человеческих состояния, кажущиеся
несовместимыми, – эгоцентризм и самозабвенное
служение. Отношения господина и раба принимают
своеобразную карнавализованную форму: группы
людей скапливаются в массы; люди овеществляются;
овеществленные люди множатся и репродуцируются;
массы людей/вещей группируются вокруг
всемогущей, обладающей гипнотической властью
фигуры вождя или определенной силы. Фашистская
драматургия сфокусирована на оргаистических
контактах между могущественной властью и
единообразно одетыми марионетками, постоянно
увеличивающимися в числе. Ее хореография
чередует непрекращающееся движение и застывание
в статичных, “мужественных” позах. Фашистское
искусство воспевает подчинение, возвеличивает
отказ от разума, зачаровывает смертью.
Такого рода искусство далеко не всегда
выступает под маркой фашизма. (Если говорить
только о кино, то такие фильмы, как “Фантазия”
Уолта Диснея, “Вся банда здесь” Басби Беркли и
“2001: Космическая Одиссея” Стенли Кубрика, своей
композицией и тематикой тоже являют
поразительные примеры фашистского искусства.) И,
конечно, черты фашистского искусства дают о себе
знать в официальном искусстве коммунистических
стран, которое всегда выступает под знаменем
реализма, в то время как фашистское искусство
презирает реализм, предпочитая говорить об
идеализме. Тяга к монументализму и массовый
культ героев свойственны и фашистскому, и
коммунистическому искусству и отражают общее
для всех тоталитарных режимов воззрение на
назначение искусства, заключающееся якобы в
увековечении вождей и их учений. Еще одно общее
свойство – передача движения в величественных и
строгих формах, ибо именно такая хореография
задает образец государственного единения. Массы
предназначены к оформлению, упорядочиванию.
Поэтому такой любовью пользуются в тоталитарных
государствах массовые парады физкультурников,
срежиссированное движение множества тел,
образующих различные фигуры.
Как в фашистской, так и в коммунистической
политике воля материализуется в
театрализованной форме как диалог вождя и
“хора”. Любопытно, что при национал-социализме
политика впитала в себя риторику искусства в его
поздней романтической фазе. (Политика – “высшая
и наиболее понятная форма искусства, – сказал
Геббельс в 1933 году, – и мы, формирующие сегодня
политику Германии, чувствуем себя художниками...
задача искусства и художника заключается в
придании формы, оформлении, устранении
болезненного и обеспечении свободного
пространства для здорового”.) Официальное
искусство Советского Союза и Китая служит
распространению и укреплению утопической
морали. В основе фашистского искусства –
утопическая эстетика физического совершенства.
Живописцы и скульпторы нацистской эпохи часто
изображали обнаженную натуру, но им запрещалось
показывать какие-либо недостатки или уродства.
Их ню выглядят как картинки в спортивных
журналах, похожи на плакаты – ханжески
асексуальные и в то же время порнографические,
поскольку их совершенство – плод чистой
фантазии. Следует сказать, что красота и здоровье
в изображении Рифеншталь отличаются от этого
потока гораздо большей изощренностью и
интеллектуализмом. В ее арсенале довольно
широкий набор телесных типов: в своем понимании
прекрасного она отнюдь не расистка и в
“Олимпии” показывает физическое напряжение,
усилия, неизбежно выглядящие “некрасивыми”, а
наряду с этим стилизованные, внешне будто не
требующие никакого труда движения (например,
прыжки в воду в той части фильма, которая
вызывает наибольшее восхищение).
Идеал фашизма состоит в трансформации
сексуальной энергии в духовную силу на благо
общества... Фашистская эстетика базируется на
сдерживании жизненных сил; движения введены в
определенные рамки, их простор ограничен, и в нем
создается энергетический запас.
Нацистское искусство реакционно, оно
значительно отстало от достижений искусства ХХ
века. Но как раз поэтому оно обеспечило себе
место в разбросе современных вкусов. Левое крыло
организаторов нынешней выставки нацистской
живописи и скульптуры (первой после окончания
войны) с изумлением обнаружило, что посещаемость
ее превзошла все ожидания, а публика далеко не
так серьезно настроена, как предполагалось. Для
непросвещенной немецкой публики
привлекательность нацистского искусства
объяснялась, возможно, его простотой,
фигуративностью, эмоциональностью, отсутствием
зауми; оно позволяло отдохнуть от сложности
модернизма. Публику более искушенную отчасти
подталкивал нынешний жадный интерес ко всем
историческим стилям, особенно к тем, с которыми
связано нечто скандальное. Однако оживление
нацистского искусства возможно сегодня менее
всего. Не из-за присущей ему дидактичности, но
потому, что его живопись и скульптура удручающе
бедны с точки зрения художественной.
В произведениях Рифеншталь нет дилетантизма и
наивности, но ценности, которые она проповедует,
те же самые.
Бытует мнение, будто национал-социализм
выступает только с позиций брутальности и
устрашения. Это не так. Фашизм включает и идеалы,
которые сегодня выступают под другими знаменами:
идеал жизни как искусства, культ красоты,
фетишизм мужества, растворение отчуждения в
экстатических чувствах коллектива; унижение
разума; объединение в единую человеческую семью
(при отцовстве вождей). Эти идеалы живы и
действенны для многих людей, и было бы нечестно
утверждать, что влияние “Триумфа воли” и
“Олимпии” обусловлено только тем, что они
сделаны гениальной рукой. Фильмы Рифеншталь
остаются действенными потому, что, помимо других
причин, в их основе – романтический идеал,
которому привержены многие и который может
облекаться в разнообразные формы культурного
диссидентства или пропаганды новых форм
общественного устройства, такие, как молодежная
рок-культура, традиционная медицина,
анти-психиатрия и оккультные верования. Упоение
коллективизмом не препятствует поискам
абсолютного вождя; напротив, оно может с
неизбежностью к этому привести.
В глубине души, конечно, все понимают, что в
таком искусстве, как у Рифеншталь, ставка
делается на нечто большее, чем красота.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|