Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр Авдеенко

А нас опять интригуют...

И мерилом общественных отношений остается скандал

Захватывающая дух история разворачивалась в минувшие дни в наших телеприемниках. Спасибо каналу НТВ! История про одного очень богатого человека, который поначалу, правда, богатым вовсе не был, напротив, был бедным, но гордым и честным. Богатства же не нажил, а приватизировал, впрочем, как утверждает, по доброй воле того, кому они раньше принадлежали. Ну, естественно, тюрьма, без нее в такой ситуации не обойтись. Общество бурлило, обсуждая горячие новости. Вмешается или не вмешается президент? – думал неискушенный зритель. Просвещенный знал, что не вмешается: во-первых, из-за абсолютного отсутствия телефонной связи, во-вторых, по причине отъезда президента в другую страну. А еще богатый человек очень хотел разобраться с одной известной семьей – в нашей истории она играла важную роль. И надо было решить для себя: отвечают ли дети за деяния родителей, и наоборот? Но тут к нашему герою приехала Мерседес.
Нет, я немного запутался. Не приехала, а приехал. И даже не приехал, а стоял. “Мерседес” или еще какой роскошный автомобиль дожидался несколько суток, когда из тюрьмы выйдет его хозяин. И дождался.
Канал НТВ на исходе прошлой недели показывал французский сериал “Граф Монте-Кристо” с Жераром Депардье в облике демонического богача и Орнеллой Мути в облике той самой Мерседес, что приехала к графу (про него я и писал двумя абзацами выше). Показывал в промежутках между другим сериалом, с утра до вечера крутившимся по всем каналам, – историей задержания и освобождения медиа-магната Владимира Гусинского, того самого, в холдинге которого были сняты три последних криминальных сериала: про ментов, про бандитский Петербург и про альтер эго Марининой Анастасию Каменскую. У художественных сериалов свои законы – сколь бы запутанной ни была их драматургия, в развязке приходится поставить все точки над “i” и свести концы с концами. Можно не сомневаться, что Каменская доведет любое свое расследование до логического финала. В нашей непредсказуемой действительности все обстоит с точностью до наоборот. Право же, только кино и оставляет надежду, что в среде правоохранительных органов все-таки существуют настоящие профессионалы, побеждающие не только преступников, но и коллег, находящихся у этих преступников в услужении.
Любую историю можно пересказать по-разному и по-разному прокомментировать. Вот, например, каким откровением поделился с нами самый известный футбольный комментатор, ведя репортаж об одном из матчей чемпионата Европы по футболу. Он посетовал, что молодой коллега, провожая к микрофону, пожелал ему создать интригу в отчете о матче, а какая же тут интрига, когда счет 3:0!
Во время оно среди журналистов ходила присказка, что самые честные из пишущих – спортивные обозреватели. Куда попрешь против очков, голов и секунд? Ничья она и есть ничья, а поражение – поражение. Хотя можно было написать и так: до победы нам не хватило одного лишь гола или сотой доли секунды.
Но я не о спорте. Слово-птичка вылетело в эфир, и его не поймаешь. Чувствуете, даже в спортивном репортаже, полагают телевизионные мэтры, нужна интрига; согласен, без нее неинтересно. Но ведь суть в том, существует интрига на самом деле или ее надо искусственно вымучивать? Опять же не о спорте речь.
Мы живем как бы в двух измерениях. И в какой момент в каком именно – не очень ясно себе представляем. Зависит ли это от нас? Не берусь ответить на этот вопрос, ибо всецело зависим от информации, которую на меня выплескивают, перетягивая на свою сторону. С одной стороны, как цель преобразований декларируется мысль об открытом гражданском обществе, с другой – постоянно разворачивается интрига, выстроенная в каком-то неведомом мне закулисье. Почему я постоянно должен ее разгадывать? Почему в математике существуют неопровержимые доказательства, а в жизни нет? Почему скандал, как на коммунальной кухне, становится мерилом общественных отношений? И почему чаще всего это происходит в жизни отдельной страны, которая так хочет быть частью Европы и всего мира?
На улицах столицы вывешены огромные плакаты “Где гарантии?”. Этот же слоган теперь регулярно появляется и на телеэкранах. Ответа пока нет. Нас снова интригуют. Наверное, какой-нибудь очередной призыв выгодно пристроить наши денежки.
У Монте-Кристо, точнее у Эдмона Дантеса, жизненным девизом было “Ждать и надеяться”. Как мы похожи, хоть и не графья. Всю жизнь ждем и надеемся, не спрашивая, где гарантии, но окончательно, в отличие от графа, запутавшись, кто враги и кто друзья.
Дюма был изумительным мастером интриги, особенно дворцовой. Чего бы стоили его мушкетеры, если бы не герцогов и королев оберегали, борясь с серыми кардиналами, а, скажем, виноградарей Шабли?! Таковы уж законы беллетристики. Мастера нынешней интриги отлично это понимают. Они знают, кого надо выдернуть из карточной колоды, как и чем взбудоражить общество, кому подать условный знак, вот только таланта выстроить интригу так, чтобы все колесики и винтики зацеплялись намертво, у них не хватает. А жить просто так, без интриг, не умеют и не хотят.
Этого хотим мы, но, увы, бесконечно бездарный телесериал о нашей действительности все длится и длится.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru