Не спрашивая разрешения у Земли
Валентина Пономарева. “Неоткрытый космос”
Страшно в этой бездне, ничем не
ограниченной, без разных предметов кругом. Нет
под ногами земли, ни ночного неба”, – цитирует
Циолковского Валентина Пономарева, дублер
Валентины Терешковой, но так и не слетавшая в
космос. “Наши корабли строить не будут...” –
запишет она с тоской в своем дневнике 2 ноября 1965
года. А ведь обсуждалась даже идея женского
экипажа с В.Пономаревой во главе. Идею поддержали
и Келдыш, и маршал Вершинин, и после некоторого
сопротивления Королев. В дневнике Н.Каманина
есть запись от 17 апреля 1965 года: он говорил с
Пономаревой и Соловьевой о полете с выходом в
космос, и обе “обещали доказать, что они
справятся с заданием не хуже мужчин”.
“Дружба народов” (№ 4–5, 2000) опубликовала
фрагменты книги Валентины Пономаревой
“Неоткрытый космос”. В предисловии к публикации
она пишет, что это не мемуары, не научное
исследование, что здесь нет и сюжетной линии. Но
история несостоявшегося полета есть ли история
несостоявшейся жизни? «С кораблем соединяют
только пятиметровый фал да тоненькая ниточка –
радио, – продолжает Пономарева, процитировав
Циолковского. – Психологи пишут, что для того
чтобы выйти в открытый космос, человек должен
обладать “пространственной смелостью”».
В центре публикации, буквально в самой ее
середине, рассказ Алексея Леонова о том, как он
впервые (не в жизни своей только, а в истории
человечества и земной космонавтики) выходил в
открытый космос. Рассказ Леонова в изложении
Пономаревой (он занимает две с половиной
журнальные страницы) представляет собой
бесхитростный шедевр по лаконизму, деловитости и
как бы отсутствию красок. Ничего от себя, один
отчет. Правда, здесь еще важна обстановка: темный
автобус, 1990 год, 9 марта – они возвращаются из
традиционной поездки в Гжатск (ныне Гагарин) в
день рождения Юрия Гагарина. В автобусе они,
ветераны, и молодые космонавты. То, о чем Леонов
рассказывает – и рассказывает впервые, –
произошло 25 лет назад. Леонов стоит между рядами
и вспоминает. На воспоминания его “расколола”
Пономарева. Рассказ неповторим еще и потому, что
он прошел двойные окуляры: рассказчика (Леонова)
и повествователя (Пономаревой), то есть ему
добавлено невидимой, неуловимой авторской
энергии, которая сосредоточена на нештатных
ситуациях, когда Леонов и его напарник П.И.Беляев,
находящийся внутри аппарата, должны принимать
решения, не испрашивая разрешения у Земли, что
категорически инструкцией запрещалось.
Пересказывая Леонова, как бы ничего от себя не
добавляя, Пономарева интенсивно кристаллизует
главное для себя и, наверное, для всей своей
книги: что такое свобода человека и как он
распоряжается той ее мерой, которую отпускает
ему судьба. И получается, что и в жизни это всякий
раз выход в открытый космос, когда “мера
оправданного риска” (еще один существенный
параметр) определяет, быть тебе дальше или не
быть и в каком качестве.
«Он прикинул, что дышит кислородом уже час, и
рискнул уменьшить давление в скафандре, не
спросив разрешения и даже не доложив на Землю,
чем нарушил грозное табу: космонавт на любые
действия должен испрашивать разрешения у Земли.
Но спрашивать было некогда: пока бы они там
думали, а у него на все про все – 20 минут!»
«...Он сунул кинокамеру в шлюз, развернулся
головой, опять не спросив разрешения Земли
(“Чего спрашивать – никто лучше меня ситуацию не
знал!”), ухватился руками за обрез люка и
пропихнул себя в шлюз. Удалось это только
благодаря незаурядной физической силе: “Я тогда
рукой 90 кг выжимал”, – говорит Леонов».
«По инструкции открывать гермошлем в шлюзовой
камере категорически запрещалось – от космоса
отделяют только надувные стенки шлюза. Но
“терпения уже не было, по лицу пот тек не градом,
а потоком, да такой едкий, что глаза жгло. Я
вытирал его перчаткой, а он все тек и тек”.
Давление наконец выровнялось. Павел Иванович
открыл люк спускаемого аппарата и впустил Лешу
“домой”. Можно было облегченно вздохнуть и
расслабиться: “Ну все!”
Но их поджидал новый сюрприз: <...> начало
повышаться парциальное давление кислорода в
кабине. Оно подходило уже к опасной черте:
малейшая искра в системе электропитания могла
привести к взрыву. Конечно, пришел на ум
Бондаренко... Леонов несколько раз повторил: “Я
же знаю, что Бондаренко загорелся, когда у него
кислорода было вот столько, а у нас уже больше”.
Они не могли понять в чем дело, и Земля тоже
ничего не могла им объяснить”».
Повествование В.Пономаревой не остросюжетно, а
фундаментально сюжетно. Человек между Космосом и
Землей. Космос, в который Пономаревой попасть не
удалось, и Земля, от которой ей не удалось
оторваться. Пономарева видит человека, зажатого
между безднами – бездной Космоса и бездной
Земли. Тяга призвания и мощь торможений. “Это
была хорошо отлаженная машина, а от машины не
спрячешься”, – замечает она однажды. Ни
одаренность, позволяющая ей освоить тьму
технических знаний, ни одержимая смелость, ни
каторжная выносливость в труде не открыли ей
дорогу в Космос. Пономарева пишет драму
глубокого профессионала, который по мере своего
углубления в профессию словно бы раздвигает
горизонты самопознания и познания существующего
порядка вещей. “Если поинтересоваться историей
создания наших космических кораблей, в частности
историей разработки систем управления, можно
многое понять и о нас самих”. Жажда познания,
обращенная с Космоса на Землю и озаренная этой
космической тягой, делает поэтическое
воображение Пономаревой непредсказуемо
универсальным. К тому же оно питаемо тончайшей
женственностью. Чередование вопросов, которыми
она задается, и неожиданных фактов, которые
сваливаются действительно с неба и только с неба
и могут свалиться, потому что небо тут обиход,
создают то поле неподдельной художественности,
которое – слава Богу! – о себе не помышляет.
Боль за страну и коллег дает ее жажде познания
добавочное ускорение. “Почему так великолепно
взяв старт, мы почти тут же начинаем отставать? Мы
делали первый шаг раньше, иногда ненамного, но
раньше, а они, опоздав, двигались потом вперед
семимильными шагами. Мы же топтались на месте...”
И это при самоотдаче, когда нашлись бы
добровольцы, как утверждает она, лететь на Луну в
одну сторону, и это предложение исходило от
космонавтов.
“Если вы готовитесь к подвигу, значит, к полету
вы не готовы”, – вспоминает Пономарева слова
летчика-испытателя Седова, которые неоднократно
повторял им Королев. Это самозабвение, лежащее в
основе всякого истинного профессионализма,
легко поддается эксплуатации, паразитизму и
соблазну барского бесправия профессионала.
“Тотальное недоверие к человеку” Пономарева
считает пороком нашей идеологии, который
сказался и на развитии космонавтики. «Научить
автомат работать может только человек». «Автомат
не может решить задачу, которая возникла
впервые». И как вывод: «Человек полетел в космос
за новым знанием, а новое знание дается только
человеку».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|