...Не флаги и гимны, а воспитание порядочных
людей
Во всех государственных школах Америки каждое
утро в каждом классе начинается одинаково. Дети и
учителя встают, прикладывают руку к сердцу и
произносят слова присяги: “Я присягаю на
верность флагу Соединенных Штатов Америки и
республике, которую он представляет, единой
нации под Богом, неделимой, со свободой и
справедливостью для всех”.
В каждом классе должен стоять американский
флаг, на который следует равняться во время
присяги. После нее в некоторых школах поют
американский гимн или такую всенародно
известную патриотическую песню, как “Америка
прекрасная”. Потом все садятся и приступают к
занятиям.
С присяги начинается не только учебный день, но
и школьные мероприятия – собрания, концерты.
Помню, как я был поражен и даже умилен, когда
впервые побывал на концерте в школе по соседству
и увидел в зале сотни детей, повторяющих хором:
“Я присягаю на верность...”
Умиление быстро сменилось удивлением, когда я
обнаружил, что большинство из них, особенно в
младших классах, не понимают смысла высоких слов.
Для второклассника они большей частью
абстракция, привычная абракадабра, повторяемая
из послушания. Получается, что воспитывается не
патриотизм, а именно послушание плюс
скептическое отношение к высоким словам.
Потом я узнал, что ученики часто перевирают
слова присяги – нарочно, от скуки и
неосознанного чувства протеста. Например, вместо
“under God” (под Богом) они могут произнести
созвучное “under dog” (под собакой), – никто и не
заметит!
А ведь слова присяги – живой урок американской
истории. “Единая нация, неделимая” – эта
строчка отражает опыт Гражданской войны
середины XIX века, когда южные рабовладельческие
штаты решили отделиться от США. “Под Богом” –
добавка времен “холодной войны”, когда Америка
боролась с безбожным коммунизмом. “Свобода и
справедливость для всех” – основополагающий
демократический принцип.
Намерения у авторов были хорошие, а вот
исполнение... Однажды меня пригласили на замену в
начальную школу. Я отвел своих второклашек на
краткое общешкольное собрание, а когда мы
возвращались в класс, вдруг проснулось и
заиграло школьное радио. Дети подсказали мне, что
мы должны остановиться и приготовиться
присягать.
Наш класс, да и другие классы, застигнутые
присягой в узком темноватом коридоре,
притормозили движение и присоединились к голосу,
звучащему из репродуктора. Часть детей бубнили
что-то под нос, другие прыгали на одной ножке,
пережидая неприятную задержку.
В коридоре появилась грозная завуч и метнула
орлиный взгляд поверх голов. Дети присмирели и
удвоили старательность. Завуч прокричала что-то
оглушительное. Дети уже пели про Америку
прекрасную. Я шевелил губами, не помня слов, и
чувствовал себя как нашкодивший школьник.
Позже я спросил у опытной и мудрой учительницы,
проработавшей тридцать лет в начальной школе,
что она думает о ежедневной присяге. Она
осторожно поддержала привычный ритуал: “По
крайней мере у нас есть что-то, что объединяет
всех детей – богатых и бедных, белых и черных,
детей американцев и эмигрантов. Для такой
пестрой страны, как Америка, очень важно иметь
объединяющие моменты в жизни, развивать у детей
чувство Родины и сознание долга перед ней”. –
“Но если дети не понимают, о чем речь, и вообще
тяготятся ритуалом? Какое тут чувство
воспитывается?” – “Даже малыши могут понять
слова о единой нации и справедливости для всех.
Надо, чтобы учитель объяснил классу, о чем идет
речь, и сам относился к присяге правильно”.
Надо, конечно, надо. Но как подумаешь, что
ребенок за двенадцать лет школьной жизни должен
произнести эти слова больше двух тысяч раз,
становится как-то не по себе. Что-то мне это
напоминает из нашего недавнего прошлого.
Помните, когда на пионерской линейке кто-нибудь
из взрослых восклицал: “Пионеры! К борьбе за дело
Коммунистической партии Советского Союза будьте
готовы!” – все пионеры должны были отдать салют
и грохнуть в ответ: “Всегда готовы!” Получалось
внушительно, но мало кто задумывался о смысле
знакомых слов.
Я успел побывать в пионерах и хорошо помню, как
меня всегда смущала и неестественность вопроса,
и обязательность ответа. Мне не хотелось
отвечать уже потому, что так было положено. В то
же время соблазняла возможность бездумно
гаркнуть, чтобы школьные стены затряслись.
Эффектные ритуалы вообще соблазнительны,
особенно для детей.
По крайней мере от нас не требовали кричать
“Всегда готовы!” каждое утро – этот ритуал
приберегался для особых случаев. Слова о
верности коммунистической партии в советское
время во многом заменяли слова о патриотизме, а
суть была одна: школа пыталась навязать идеал,
вдолбить высокую идею, вместо того чтобы
терпеливо и без насилия вырастить ее в детских
душах.
Такая торопливость и грубоватая настойчивость
отражают неуверенность верховных идеологов в
своих силах. Бернард Шоу как-то сказал: “Здоровая
нация так же не замечает своей национальности,
как здоровый человек – своего позвоночника”.
Как правило, чрезмерная озабоченность
патриотизмом – признак духовного нездоровья
нации.
Именно во времена духовных кризисов начинают
раздаваться голоса, призывающие усилить
патриотическое воспитание в школе. На школу
сваливают работу, с которой не справилось
общество в целом. Чтобы заполнить пугающий
духовный вакуум, придумывают разные немудреные
хитрости типа обязательной ежедневной присяги
или не менее обязательных пионерских галстуков.
Внешняя символика и атрибутика кружат головы
одним, зато пробуждают бунтарство в других.
Незадавшимся идеологам и невдомек, что истинное
патриотическое воспитание в школе – это не
просто флаги и гимны, а прежде всего воспитание
честных, порядочных людей. Порядочные люди
всегда будут настоящими патриотами. Настоящие
патриоты всегда окажутся порядочными людьми.
Зато квасные патриоты, выращенные на одних лишь
флагах и гимнах, ненадежны и даже опасны. Не
случайно девизом людоедского режима Гитлера был
“высокопатриотичный” лозунг “Германия превыше
всего!” Известный британский поэт
восемнадцатого века Сэмюэль Джонсон выразил
этот парадокс так: “Патриотизм – последнее
прибежище негодяя”. Спекулировать на
патриотических чувствах легко и прибыльно, да и
упрекнуть вряд ли кто решится.
Конечно, присяга флагу – законный и давний
педагогический прием. В умелых руках он может
сработать, оставив в душе ребенка дорогой и
неизгладимый след. Например, в юнкоровском
отряде “Каравелла” у Владислава Крапивина я
видел совсем другое отношение ребят к флагу, чем
в моей пионерской дружине. Оно было бережное и
серьезное.
У Крапивина главным было воспитание чести,
достоинства, товарищества и творческого
отношения к жизни. Атрибуты и символы это
воспитание дополняли, но никак не подменяли.
Однако почти во всех американских классах, где я
побывал, непременная присяга оставляла детей
равнодушными и скучающими. Внешняя форма была
соблюдена, а суть терялась.
Любовь к Родине – драгоценное чувство. Попытка
навязать детям чувство Родины через
обязательную массовую декламацию – затея в
большинстве случаев неудачная.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|