Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вячеслав Букатов,
кандидат педагогических наук

Свежо предание

Дорогие читатели, по-прежнему терпеливо ждем ваших писем с толкованием пословиц, поговорок, крылатых выражений и афоризмов, в которых вы увидели подсказку или намек на необычное решение тех или иных учительских проблем.

Скатертью дорога. В словаре русских пословиц и поговорок В.П. Жукова находим элегантное разъяснение этой поговорки: так говорится тому (или о том), кого не удерживают.
Ситуация ясна: столкновение интересов. Лидер предлагает одно из дел. Кому-то оно не по душе. Или не по душе способ его выполнения. И тогда этот кто-то готов уйти. Уйти открыто, потому что такое право у него есть. Уйти, чтобы заниматься другим делом, которое представляется ему более важным или интересным.
Как правило, подобный поворот событий задевает самолюбие лидера. И ему очень-очень хочется обидеться. Обидеться сильно. И он уже сам, опережая события, готов подтолкнуть несогласного на уход. В этих-то ситуациях народная мудрость и предлагает нам сказать ему: «Скатертью дорога!». Смысл этого высказывания прямо противоположен тому, что в сердцах желает обидевшийся: ведь не «счастливого пути», в самом деле!
При расставании с близким, милым человеком мы на прощание часто привычно машем ему рукой. Этот жест восходит к обрядовому помахиванию платочком вослед уходящему. Платочек символизировал пожелание, чтобы путь был гладким, как полотно. (Не случайно, когда в России появились железные дороги, которые по сравнению со всеми другими дорогами – и грунтовыми, и уж тем более мощеными, – были несказанно более гладкими, к ним моментально пристало исконно русское слово полотно.)
На школьных уроках учителя нет-нет да и сталкиваются с ситуациями, когда один или несколько учеников “много о себе мнят”, слишком своевольны или неуправляемы. Возникает естественное желание выставить их за дверь, ехидно пожелав скатертью дороги.
Интересующее нас пожелание в этих ситуациях оказывается квазисакральным (от лат. sacer – священный, обрядовый). Оно несет учителю мудрую подсказку, как обернуть возникшее противостояние на пользу и себе, и ученику, и уроку.
Для уяснения мудрости этой подсказки припомним не менее известное выражение скатерть-самобранка. Скатерть связана с представлением о гостеприимстве, хлебосольстве, радушном потчевании.
Когда на уроке учитель “в ударе” (инициативен), то он чувствует себя радушным хозяином, с удовольствием потчующим молодое поколение знаниями. Но ситуация гостеприимства (чего греха таить) время от времени переходит в коллизию “Демьяновой ухи”, когда гость только и мечтает о том, как бы побыстрее смыться.
Печально, когда на уроке такая коллизия случается для всего класса. Но нет ничего хорошего и в том, когда она случается всего-то(?!) для одного-двух учеников. Во втором случае соблазн обидеться возникает перед незадачливым учителем-Демьяном особо остро. Ну как тут не цыкнуть или не стукнуть по столу? Не поднять с места обнаглевших или не отправить за дверь?.. Для чего? Для восстановления дисциплины. То есть для подавления своеволия. Подавления детских интересов, желаний, инициатив. Перекрыть им дорогу! Снять с дистанции! Вернуть на исходное место: руки на парту, ноги вместе, глаза – на доску.
И вдруг вместо всего этого учитель погружается в сокровенно гостеприимный смысл слова скатерть. И тогда в готовом сорваться с языка выражении скатертью дорога он начинает усматривать (о великий, могучий русский язык!) народный совет уважать право учеников интересоваться тем, что их на самом деле интересует. Рассматриваемая фраза для одних учителей, возможно, окажется некой риторической формулировкой – напоминанием о возможности (или необходимости) собственного смирения. Ну что же, для многих школьных ситуаций даже такая реакция учителя будет, пожалуй, не только неординарной, но и полезной.
Другие же учителя в этом крылатом выражении, возможно, увидят и руководство к действию. Руководство к таким импровизациям, при которых неведомые учителю дороги ученического внимания, расходясь на все четыре стороны, оказываются для шествующих по ним школьникам чудесными скатертями-самобранками. И тогда присутствующим на уроке детям открывается, что их не потчуют насильно надоевшей манной кашей. Что они по собственному усмотрению могут брать со скатерти то одно блюдо, то другое (на то она и само-бранка!). И если понравилось, угощать других. В том числе и учителя. Импровизации превращают урок в совместную трапезу.
Как в античные времена все дороги вели в Рим, так и на уроке все прежде разбегавшиеся дороги ученического внимания начинают приводить своих пешеходов-путешественников к общему столу урока. И каждому становится интересным не только угостить других кушаньем со своей скатерти-самобранки, но и отведать соседских угощений, выясняя, где вкуснее, а где сытнее, где слаще, а где острее или экзотичнее. В результате такой дегустации с урока все уходят сытыми, но не перекормленными.
Но это как же нужно относиться и к детям, и к своей работе, чтобы устраивать такие импровизации! Это как же сильно нужно любить свою профессию и уважать своих учеников! Конечно, без этого учителю мастерства не достичь.
Для одних учителей мастерство открывается благодаря так называемому индивидуальному подходу. Для других – благодаря той или иной форме планирования. Для третьих – с помощью социоигрового стиля обучения. Для четвертых – как результат освоения очередного педагогического авангарда или возведения собственного новодела. Путей-дорожек много. И это хорошо. Лишь бы у учителей не иссякало желание двигаться вперед. Или хотя бы – желание не стоять на месте.

СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru