Никогда не повторится, но останется
навсегда
Много лет назад в автомобильной катастрофе
погиб знаменитый хоккеист Валерий Харламов. Как
раз сразу после того, как сборная СССР улетела на
товарищеские игры в Канаду, а Валерия в состав не
включили. Еще не списали в резерв окончательно,
но дали понять, что незаменимых в команде нет. Был
короткий и строгий некролог в спортивной газете,
а дальше – тишина. Болельщики, обожавшие лихого
Харламова, были потрясены и терялись в догадках:
как, что, почему? А в это время в Канаде, как
рассказывали потом хоккеисты, целый день, с утра
до вечера, крутили ролики, запечатлевшие
великого нападающего в игре. Он был любимцем и
тамошней публики. И с ним прощались, вспоминая,
каким он был в жизни и в игре.
В нашей стране подобное было невозможно. В
прессе и на телевидении скорбеть было положено
только по партийным и государственным деятелям.
Когда-то писатель Виктор Некрасов был жестоко
обруган за свои зарубежные очерки, где позволил
себе привести замечание итальянского журналиста
о наших газетах: дескать, они у вас такие
дистиллированные, что даже стихийных бедствий у
вас не происходит. Сегодня смешно и грустно об
этом вспоминать, но за эти и подобные наблюдения
Некрасов получил клеймо антисоветчика. А как
прощались с Владимиром Высоцким? Крохотная
заметка в вечерней газете – больше было не по
чину. И только когда увидели море народа,
выплеснувшееся на улицы, вдогонку дали на
следующий день еще одну заметку: похороны
состоялись. А Чернобыль 1986-го? Весь потрясенный
мир сжался от ужаса происшедшего, а у нас через
неделю вожди с трибуны Мавзолея махали ручками
демонстрантам, как будто бы ничего не произошло.
Чего боялись? Наверное, больше всего людского
единения. Той человеческой сообщности, которая
не имеет ничего схожего с официальным признанием
и установившейся иерархией. А еще –
непредсказуемости развития событий. Больше трех,
если это не компания у пивного прилавка, не
собираться. В колоннах – только на демонстрацию.
Слезы – лишь по генеральным секретарям.
Нынешним читателям газет и телевизионным
зрителям, особенно если они молодые люди, трудно
поверить, что было именно так. То, за что клеймили
Некрасова, стало абсолютной нормой в прессе и на
телевидении. В хронике новостей львиную долю
составляют сообщения о пожарах, взрывах,
землетрясениях, наводнениях, катастрофах,
захватах заложников, убийствах, смертях.
Экстремальные ситуации превратились в
обыденность нашего существования. Кажется, ничто
уже не может потрясти нас в этой глобальной
сдвинутости и вывихнутости мира.
И все-таки наступают моменты, когда новая боль
становится сильнее предыдущей. Минувшие недели
принесли нам горькие потери – ушли люди, которых
знала вся страна, которых любили, которые сделали
для нее так много. И оказывается, не очерствели
наши сердца, не закостенели души. И понимаешь,
какой драгоценной емкостью обладает
телевизионная память, насколько велики
возможности телевидения запечатлеть то, что не
повторится никогда, но останется благодаря ему
навсегда.
Ушел Олег Ефремов. Последняя телевизионная
съемка – как пророческая метафора. Во МХАТе за
ним закрываются створки лифта, как закрываются
створки люка в церемониальном зале. Он ушел, и
двери захлопнулись, отделив бытие от небытия. Но
он остался не только в ролях, не только в
созданных им спектаклях, не только в свершениях
соратников и учеников. Телевизионная хроника
сохранила его неповторимый облик в самых разных
человеческих проявлениях, и, превозмогая боль
утраты, ты благодарен тому, что пленка обладает
силой продлить жизнь. Ощутить ее наполненность,
повернуть время вспять. Горе объединяет. И мы,
разобщенные как никогда раньше, вмиг осознаем,
что все-таки едины, что у нас есть ценности,
которые и составляют нашу сообщность. Когда один
человек может вместить в себя все то, что мы
интуитивно ищем, не всегда умея определить
словами.
Ушел Святослав Федоров. Тоже в страшной
документальности обыденного. Сел в вертолет,
махнул на прощание рукой провожающим – а домой
не вернулся. Телевидение по разным каналам
показывало фрагменты из старых передач о
знаменитом офтальмологе. И удивительное дело –
самые обычные слова, самые бытовые разговоры
вдруг обретают особый смысл. Идеи, предложения,
начинания, замыслы воспринимаются уже иначе. Был
жизненный план, рассчитанный на долгие годы, –
трагедия заставляет подводить итоги. Теперь мы
подводим их вместе и поражаемся цельности натуры
Федорова. В своей области медицины он был
специалистом, как говорится, узкого профиля, но
его умение врачевать человеческие слабости и
вызвать к жизни самые сильные стороны натуры
вряд ли возможно повторить.
Ушел Михаил Швейцер. Человек редчайшей
скромности и художник огромного масштаба. Его
фильмы “Время, вперед!”, “Маленькие трагедии”,
“Золотой теленок”, “Мертвые души” и многие
другие – золотой, классический фонд нашего кино.
На последней церемонии национальной премии
“Ника” он должен был получить приз за честь и
достоинство. Но ему нездоровилось, и он на
церемонию не пришел. Потом поправился и даже стал
ездить на машине. Но попал в аварию, последствия
которой через месяц завершились трагически. К
его восьмидесятилетию была сделана
телепередача. Фрагменты ее тоже сейчас
показывали по телевидению. В частности,
режиссеру был задан вопрос, способствуют ли
юбилеи творческому росту. Режиссер мудро и с
юмором ответствовал, что творческому росту
способствуют работа и возможность делать фильмы.
Увы, из-за отсутствия средств на
фильмопроизводство такой возможности в
последнее время он был лишен.
Горе объединяет. Горе очищает и высветляет
память. Она необходима нам, чтобы не забыть,
откуда мы родом и куда идем. В такие моменты
прощаешь телевидению все его пороки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|