Не дайте себя обмануть: двенадцатилетки еще
нет
Потому что ее главная цель – новое качество
образования. Но похоже это сегодня уже никого не
интересует
Мнимая реальность школьной жизни
В нашем образовании в последние годы сложилась
удивительная, почти мистическая ситуация, к
которой очень подходит словечко «как бы».
В реальности чего-то нет, но людям говорят: «Это
как бы есть, поэтому это есть на самом деле». И в
результате реальное действие не нужно – на
уровне подсознания событие произошло.
Например, со стандартами. Их и принимать
законом не надо – они уже крепко-накрепко вбиты в
сознание учителей и учеников. Нет такого
документа в области образования, где не было бы
ссылки «с учетом государственных
образовательных стандартов». И все процедуры
инспектирования, аттестации строятся
относительно стандартов, а то, что этих
стандартов нет, они не приняты и вряд ли будут в
ближайшее время, – это такие мелочи. Стандарты
как бы есть – значит, они есть и на самом деле.
Происходит великая фиктивно-демонстрационная
революция – огромные шумовые эффекты создают
видимость реального действия, и при этом
настолько удачно, что возникает психологический
эффект присутствия. Демонстрационная активность
заставляет людей поверить в то, что происходит
реальное действие. Самый яркий пример –
январское совещание работников образования в
Москве.
– Собрались пять тысяч человек – ну неужели
из-за ерунды? Ну не может быть, чтобы доктрина
была слабая и концепция содержания 12-летней
школы бессодержательная – не зря же нас же
собрали?
И в результате произошла поразительная вещь –
массовое поднятие рук за абсолютно пустые
декларации.
И никому не понятная идея введения 12-летнего
срока обучения вдруг из очень отдаленной, из
предмета обсуждения стала приобретать очертания
принятого решения.
Оказалось, что одобрение концепции структуры и
содержания образования на январском совещании
равносильно утверждению решения о переходе на
12-летнее обучение в средней школе. Наиболее ярко
это стало видно по событиям последних месяцев,
связанным с конкурсом проектов по созданию
базисных учебных планов.
Но перед тем как мы перейдем к подробному
анализу этого сюжета, объясним, почему так опасно
развивать мнимую реальность.
Из-за того что стандартов нет, но они как бы
есть, двенадцатилетки, конечно же, нет, но она уже
как бы есть, в образовательном сообществе
распространяется смертельная болезнь –
иммунодефицит, потеря сопротивляемости к
бессодержательности, к несовременности, к
реакционному для ребенка и страны развитию
событий. И этой болезнью поражены уже и лидеры
инновационного сообщества. Перед публикацией
материала я разговаривал со многими известными
педагогами, моими друзьями, единомышленниками.
Не было ни одного, кто сказал бы: ты не прав. Но не
было и ни одного, кто бы не сказал: твоя позиция
слишком радикальна, изменить уже ничего нельзя,
двенадцатилетка – свершившийся факт.
Потеря реального зрения, превращение
действительности в придуманную, виртуальную,
мнимую школьную реальность – это прямой путь к
тому, что школа перестанет быть для ребенка
жизненно необходимым местом и окончательно
превратится в постылый тюремный карцер.
Потеря реального видения ситуации приводит к
тому, что мы перестаем задавать простой и
необходимый вопрос: а зачем это надо?
Александр Тубельский сказал мне: «Наше дело –
ставить вопросы, прежде всего самим себе».
Основной пафос моего послания учителям, нашим
уважаемым читателям: не дайте себя обмануть.
Двенадцатилетки еще нет.
А дополнительное послание – попытка
восстановить главный вопрос: зачем?.
Снова к вопросу о сдвиге мотива на цель
В чем смысл административного действия в
отличие от содержательного? В том, что
административное действие направлено на
осуществление промежуточной задачи, а
содержательное – на достижение реальной цели.
Объясню: реальной целью является обновление
содержания образования, создание представления
о новом качестве школьного образования.
Возможным средством достижения этой цели, по
очень предварительным данным, может стать
переход на 12-летнее обучение. Административный
характер действия приводит к тому, что цель
(обновление содержания) забывается, а главным
становится переход на двенадцатилетку.
Главное теперь – как можно быстрее перейти на
увеличенный срок обучения. При этом вопрос
«зачем?» уже считается неприличным, неуместным и
каким-то даже агрессивным.
– Ну что вы не понимаете? Уже принято решение,
уже все всем ясно: двенадцатилетка лучше, чем
одиннадцатилетка.
– Чем?
– Ну это же ясно как божий день!
Мне не ясно.
Я категорически против введения в России
12-летнего срока обучения в школе.
Я считаю, что это абсолютно вредное действие,
которое приведет к потере по крайней мере одного
поколения граждан, отставанию страны в
конкуренции идей и технологий, резкому скачку
преступности и ухудшению здоровья школьников,
потере школой доверия общества. Все аргументы в
пользу перехода на увеличенный срок обучения
оказались фиктивными еще в ходе предварительной
дискуссии: международная практика и
коосертификация аттестатов, удовлетворение
интересов граждан, возможность введения
стандартов. Международная тенденция меняется:
сроки формального школьного обучения
уменьшаются; в частности, в Германии, в землях
Бавария и Баден-Вюртемберг, идет активная
дискуссия об уменьшении сроков обучения в школе,
и уже есть пилотные гимназии, в которых вместо
традиционных 13 дети учатся 12 лет. Общая
продолжительность обучения действительно
показатель богатства, но при этом не обязательно
формального школьного – наоборот, сегодня
жизненно важно развивать неформальные
нешкольные формы образования, в которых
подростки, прежде всего они, смогут вести
нормальный, социально полезный образ жизни, но
они туда пойдут только добровольно. Поэтому
развитие таких образовательных институтов
помимо школы – условие общественной
безопасности. А игнорирование этой тенденции,
насильное удерживание юношей и девушек в школе –
провокация на увеличения преступности и
асоциального поведения молодежи. Введение же
стандартов и обсуждать нечего – это вообще не
имеет отношения к срокам обучения.
Из всех аргументов остался единственный –
возможность под флагом двенадцатилетки обновить
содержание образования. Если бы здесь
обозначились хоть малейшие попытки перехода к
новому качеству, можно было бы бороться и с
армией за изменение сроков призыва, и каким-то
образом отгораживать младшую школу от старшей, и
искать деньги на ремонт фактически аварийных
школьных зданий. Все эти подвиги в авральном
режиме можно было бы совершать из-за обновления
содержания образования.
Но первые шаги конкурса проектов на Базисный
учебный план показывают, что пока обновлением и
не пахнет. Зато пахнет другим – двенадцатилеткой
ради двенадцатилетки.
«Базисный план» – это звучит гордо
Чудны прихоти министерских чиновников!
Нет в законе такого термина – «Базисный
учебный план», тем не менее не только конкурс
объявлен, но и серьезно обсуждается его
легитимность. А то, что есть в законе – Примерный
учебный план, – конечно, это гораздо слабее и не
выигрышнее. Одно дело «базисный», иное –
«примерный».
Другой вопрос: продолжительность обучения
устанавливается уставом самого
образовательного учреждения. А вообще-то
согласно положению «Об общеобразовательной
школе» существует вилка – школа может быть и
11-летней, и 12-летней. Но это невыгодно, это отрыжка
ненавистного многообразия и вариативности. Все
должно быть одинаково – как по уставу. Кстати,
Эдуард Днепров, один из наиболее
последовательных критиков образовательной
политики, направленной на реставрацию
унифицированной школы, называет БУП (Базисный
учебный план) по-другому – “Боевой устав
пехоты”. С точки зрения Э.Днепрова, Примерный
учебный план должен создавать условие
вариативности планов, а не единообразия.
Но ведь объявлен конкурс, значит, идет
нормальная демократическая процедура?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|