У нас случайная ошибка на вступительном
экзамене может сломать судьбу выпускника. Здесь
о такой ошибке можно узнать заранее и
заблаговременно ее исправить
Знакомые попросили подготовить
дочку-десятиклассницу к выпускному школьному
экзамену по биологии. Этот экзамен в штате
Нью-Йорк письменный (устных, впрочем, и не бывает).
Он обстоятельный, детальный, включает больше
сотни вопросов по всем разделам курса,
продолжается три часа, проходит в один день во
всех школах дважды в год – в июне и январе.
Дети изучают биологию в течение одного
учебного года, в одних школах – в десятом классе,
в других – в одиннадцатом или двенадцатом. При
пяти уроках в неделю нагрузка получается
серьезная. Чтобы сдать экзамен, надо правильно
ответить на пятьдесят пять процентов вопросов. В
ближайшие годы этот процент собираются повысить
до шестидесяти пяти.
После года занятий многие дети не могут сдать
экзамен. Что делать? Во-первых, можно попробовать
пересдать его в следующем январе или июне.
Во-вторых, школьный аттестат можно получить и по
совокупности пройденных предметов. Экзамен по
одной из наук (физике, химии или биологии на
выбор) станет обязательным только через три года.
Получается, что если дети учат в школе химию, то
они уже, как правило, не учат физику и биологию, и
наоборот. Система странная, особенно если
вспомнить, что все естественные науки связаны
между собой и что знание физики и химии, к
примеру, помогает лучше понять биологию. Пока
считается, что одного предмета из этого цикла для
учеников достаточно, он дает им опыт
лабораторной работы и знакомство с
естественно-научным подходом к природе.
Среди других обязательных выпускных экзаменов
в Нью-Йорке будет английский, математика и
общественные предметы (история). Сдают их, однако,
год за годом с девятого по двенадцатый класс, а не
в течение одного месяца перед выпуском, как у нас.
Пересдача возможна и поощряется, и это во многом
снимает напряжение. И все же хочется сдать с
первого раза, пока знания свежи в памяти.
Многие родители нанимают репетиторов, отдают
детей на подготовительные курсы. Школьной учебы
оказывается явно недостаточно. Для тех, кто
собирается в вуз, предстоит еще одно испытание:
вступительные экзамены. Это чаще всего SAT (Scholastic
Aptitude Test), результаты которого требуют от
абитуриентов большинство университетов Америки.
Его проводят не в июле–августе перед началом
занятий, как принято во многих наших вузах, а за
один или два года до выпуска. Тесты такого рода
обычно включают разделы по математике,
английскому языку и задачи на логику.
Старательные ученики начинают подготовку
задолго до экзамена. Сначала они пробуют свои
силы на предварительном тесте, напоминающем SAT
(так называемый pre-SAT), который обычно проводят за
год до настоящего. Потом упорно занимаются,
пытаясь улучшить свой результат.
Если есть время и желание, то можно пересдать и
официальный SAT, надеясь получить более высокий
балл, необходимый для поступления в элитные
университеты.
Кстати, из этого никто не делает секрета.
Известно, что, получив 1300 баллов на SAT, нечего и
подавать документы в Гарвард. Зато всегда можно
получше подготовиться, заплатить и сдавать
вступительный тест снова. Конечный успех будет
результатом приложенных усилий. У нас случайная
ошибка на вступительном экзамене может сломать
судьбу выпускника. Здесь о такой ошибке можно
узнать заранее и заблаговременно ее исправить.
Однако экзаменационное безумие остается в силе
и в Америке – особенно в Америке. Кроме выпускных
и вступительных тестов, на детей обрушивают еще
переводные и проверочные. Их проводит и город, и
штат. Обсуждают планы единых федеральных тестов,
чтобы легче было сравнивать учебные успехи школ
в разных штатах.
Учителя жалуются, что обязательное
тестирование занимает слишком много учебного
времени, что обилие разнородных тестов сбивает
детей с толку, нервирует педагогов, учеников и
родителей. Это прямой результат кампании по
повышению академических стандартов. В
большинстве случаев повышать их начали не с
улучшения качества преподавания и отношений в
классе, а с подъема требований к учителю и
ученику, порой непосильных и противоречивых.
Планку для прыжков в высоту подняли, а прыгать
научить забыли. Вот и прыгают ученики и раз, и
другой, и третий. Родители приглашают
индивидуальных тренеров. Дочь моих знакомых,
например, занимается в школе с хорошей
репутацией. Спрашиваю ее: “Оценки у тебя
неплохие, домашние задания выполнены аккуратно.
Отчего же ты не готова к экзамену?”
Она недоуменно качает головой: “Учитель ничего
не объясняет, все время пишет на доске”. Скорее
всего ее учитель и объясняет, и задает задания, и
проверяет в срок. Только этого мало. Традиционная
методика не позволяет хорошо научить всех детей.
Новаторская методика (как у Шаталова) обещает
учебные чудеса, но никак не может пустить корни в
каменистую школьную почву.
Способные дети сдают тесты сами, остальные
качают головой, а их родители ищут репетитора.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|