Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Василий Кольченко

У нас случайная ошибка на вступительном экзамене может сломать судьбу выпускника. Здесь о такой ошибке можно узнать заранее и заблаговременно ее исправить

Знакомые попросили подготовить дочку-десятиклассницу к выпускному школьному экзамену по биологии. Этот экзамен в штате Нью-Йорк письменный (устных, впрочем, и не бывает). Он обстоятельный, детальный, включает больше сотни вопросов по всем разделам курса, продолжается три часа, проходит в один день во всех школах дважды в год – в июне и январе.

Дети изучают биологию в течение одного учебного года, в одних школах – в десятом классе, в других – в одиннадцатом или двенадцатом. При пяти уроках в неделю нагрузка получается серьезная. Чтобы сдать экзамен, надо правильно ответить на пятьдесят пять процентов вопросов. В ближайшие годы этот процент собираются повысить до шестидесяти пяти.

После года занятий многие дети не могут сдать экзамен. Что делать? Во-первых, можно попробовать пересдать его в следующем январе или июне. Во-вторых, школьный аттестат можно получить и по совокупности пройденных предметов. Экзамен по одной из наук (физике, химии или биологии на выбор) станет обязательным только через три года.

Получается, что если дети учат в школе химию, то они уже, как правило, не учат физику и биологию, и наоборот. Система странная, особенно если вспомнить, что все естественные науки связаны между собой и что знание физики и химии, к примеру, помогает лучше понять биологию. Пока считается, что одного предмета из этого цикла для учеников достаточно, он дает им опыт лабораторной работы и знакомство с естественно-научным подходом к природе.

Среди других обязательных выпускных экзаменов в Нью-Йорке будет английский, математика и общественные предметы (история). Сдают их, однако, год за годом с девятого по двенадцатый класс, а не в течение одного месяца перед выпуском, как у нас. Пересдача возможна и поощряется, и это во многом снимает напряжение. И все же хочется сдать с первого раза, пока знания свежи в памяти.

Многие родители нанимают репетиторов, отдают детей на подготовительные курсы. Школьной учебы оказывается явно недостаточно. Для тех, кто собирается в вуз, предстоит еще одно испытание: вступительные экзамены. Это чаще всего SAT (Scholastic Aptitude Test), результаты которого требуют от абитуриентов большинство университетов Америки.

Его проводят не в июле–августе перед началом занятий, как принято во многих наших вузах, а за один или два года до выпуска. Тесты такого рода обычно включают разделы по математике, английскому языку и задачи на логику.

Старательные ученики начинают подготовку задолго до экзамена. Сначала они пробуют свои силы на предварительном тесте, напоминающем SAT (так называемый pre-SAT), который обычно проводят за год до настоящего. Потом упорно занимаются, пытаясь улучшить свой результат.

Если есть время и желание, то можно пересдать и официальный SAT, надеясь получить более высокий балл, необходимый для поступления в элитные университеты.

Кстати, из этого никто не делает секрета. Известно, что, получив 1300 баллов на SAT, нечего и подавать документы в Гарвард. Зато всегда можно получше подготовиться, заплатить и сдавать вступительный тест снова. Конечный успех будет результатом приложенных усилий. У нас случайная ошибка на вступительном экзамене может сломать судьбу выпускника. Здесь о такой ошибке можно узнать заранее и заблаговременно ее исправить.

Однако экзаменационное безумие остается в силе и в Америке – особенно в Америке. Кроме выпускных и вступительных тестов, на детей обрушивают еще переводные и проверочные. Их проводит и город, и штат. Обсуждают планы единых федеральных тестов, чтобы легче было сравнивать учебные успехи школ в разных штатах.

Учителя жалуются, что обязательное тестирование занимает слишком много учебного времени, что обилие разнородных тестов сбивает детей с толку, нервирует педагогов, учеников и родителей. Это прямой результат кампании по повышению академических стандартов. В большинстве случаев повышать их начали не с улучшения качества преподавания и отношений в классе, а с подъема требований к учителю и ученику, порой непосильных и противоречивых.

Планку для прыжков в высоту подняли, а прыгать научить забыли. Вот и прыгают ученики и раз, и другой, и третий. Родители приглашают индивидуальных тренеров. Дочь моих знакомых, например, занимается в школе с хорошей репутацией. Спрашиваю ее: “Оценки у тебя неплохие, домашние задания выполнены аккуратно. Отчего же ты не готова к экзамену?”

Она недоуменно качает головой: “Учитель ничего не объясняет, все время пишет на доске”. Скорее всего ее учитель и объясняет, и задает задания, и проверяет в срок. Только этого мало. Традиционная методика не позволяет хорошо научить всех детей. Новаторская методика (как у Шаталова) обещает учебные чудеса, но никак не может пустить корни в каменистую школьную почву.

Способные дети сдают тесты сами, остальные качают головой, а их родители ищут репетитора.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru