Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Галина ГОЛУБЕВА,
Нововоронеж, Воронежская область

Постскриптум к сочинению,

или Почему нам не приходит в голову проверять выпускников на умение писать маслом картины?

Пока мы задаемся вопросами, какой может быть новая система аттестации и нужны ли выпускные экзамены вообще, в школах они идут полным ходом. Принято считать, что при помощи экзаменов можно основательно и глубоко проверить знания учащихся и выяснить качественный уровень работы учителя. Так ли это на самом деле?

Не очень давно девятиклассники в обязательном порядке сдавали устный экзамен по русскому языку, а выпускники средней школы – по литературе. Теперь устные экзамены сдаются по выбору. Русский язык и литературу выбирают единицы. Но похоже, что это никого не огорчает: ни учителей, которые освободились от необходимости проводить бесконечные консультации в течение всего учебного года, ни учеников, которые с поразительным единодушием выбирают экзамены по черчению, ОБЖ и даже физкультуре. Русский язык и литература как бы растворились, незаметно исчезли из списка предметов, по которым надо сдавать экзамены, уступив место более легким или более важным в дальнейшей жизни курсам. Больше уже не валяются забытыми в коридоре общие тетради с так называемыми билетами по теории литературы, растерзанные на страницы учебники, шпаргалки всех мастей, заготовленные для устных ответов. Однако письменные экзамены по русскому языку и литературе остаются обязательными, и среди страхов экзаменационной лихорадки на первом месте по-прежнему два монстра: изложение в 9 классе и сочинение в 11-м.

Проработав в школе 25 лет, я всегда с трепетом приступаю к чтению текста для изложения. Мне кажется, что на месте ученика я не смогла бы передать его содержание даже в общих чертах, так порой объемен, громоздок и непонятен бывает он. Видимо, поэтому возникла идея объединить тексты для экзаменационного изложения в сборник и дать его ученикам заранее якобы для подготовки к экзамену. Но учитель предпочитает для рабочего изложения выбрать какой угодно текст, только не из сборника. Потому что ученики, конечно, и не думают работать с ним, а просто разрывают его на странички и используют в качестве шпаргалок, легко передавая содержание любого, самого сложного текста, тщательно сохраняя все его стилистические особенности...

С сочинением в 11 классе та же картина. Нам как-то неловко говорить о том, что из года в год большинство выпускных сочинений списаны. А что остается делать ребятам, когда перед ними ставятся задачи, заведомо для многих нерешаемые? Ведь дар литературного или критического анализа так же редок, как любой другой творческий дар. Нам почему-то не приходит в голову проверить всех выпускников на умение написать маслом натюрморт или сочинить небольшое музыкальное произведение. Мы также не требуем от молодых людей, чтобы они продемонстрировали свои хореографические или артистические способности... Но почему-то считается, что анализ лирического произведения или эпизода на уровне 3–4 курса филфака обязан выполнять каждый ученик. Или он должен, вообразив себя Белинским, в экстремальной ситуации, за шесть часов экзамена, написать блестящую литературно-критическую статью, найти новые слова о Блоке (творчество которого после трех уроков для него так и остается непознанным) или написать рецензию на тут же предложенное ему произведение...

Мы как будто не замечаем, что подавляющее большинство детей давным-давно не читают ничего, кроме журнала “Cool”, к 11 классу забывают, как пишется буква “е”, не способны связать двух слов ни устно, ни письменно, а экзамен по литературе для них нечто вроде забавного шоу с некоторыми острыми и пикантными моментами... Многие скажут, что это, дескать, вовсе не так, что мы умеем учить писать сочинения, а дети наши создают удивительные работы. Можно, конечно, наивно верить в это и тешить себя иллюзиями, но факт остается фактом – письменный экзамен по литературе и русскому языку в 11 классе провоцирует детей на списывание, потому что нарушает законы дидактики: мы спрашиваем с детей не то, чему учили в школе. Желая избежать списывания, изощряемся в поисках новых тем сочинений. Дети же, твердо уяснив нереальность решения поставленной задачи, добывают уже не сборники, а компакт-диски с записями на них огромного количества сочинений. И пока получается, что все труды и стрессовое состояние учеников и учителей оказываются пустыми хлопотами и не дают желательного результата – объективной и всесторонней проверки знаний и качества обучения.

Думается, одно из безусловных достижений нынешней школы – дифференцированный подход к экзаменам – следовало бы развить далее. Если мы сохраняем общий для всех письменный экзамен по языку, то предоставим подросткам право выбора хотя бы вида работы с тем, чтобы одни могли писать диктант, другие – изложение, третьи – сочинение. Впрочем, и о сочинении надо подумать тщательнее. Если мы хотим проверить способность каждого рассказывать, рассуждать и высказывать свое мнение, предложим ученикам жанры, имеющие отношение к повседневной жизни: деловое и личное письмо, дневник, газетная заметка, автобиография. Пусть выпускное сочинение будет о том, что старшекласснику близко, понятно и хорошо известно. А сочинение-рецензию, критическую статью с анализом литературного произведения, так называемую свободную тему пусть выберет тот, кто действительно сможет создать качественный текст, кто увлекается словесностью или журналистикой. Тогда, наверное, выполнение творческой работы стало бы для ребят привлекательным и престижным занятием, они почувствовали бы радость от свободного владения собственным словом, а не переписывали бы чужие умные мысли.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru