Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Диагноз “необучаемый” почти забыт?

Провозгласить равные права на образование для всех –
это одно, а вот реализовать их – совсем другое

Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида и специальные группы посещают 352 тысячи воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Около 278 тысяч детей с особыми потребностями обучаются в коррекционных учреждениях восьми видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых); 203 тысячи – в специальных и 2,5 тысячи – в общих классах массовой школы; около 25 тысяч – в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа и 35 тысяч – на дому и в школах индивидуального обучения.
Проблемам образования особых детей, международного опыта и совместной работы с коллегами из Европейского сообщества и была посвящена встреча специалистов на заседании Координационного совета по международным проектам в области специального образования, состоявшемся недавно в Москве.

Борис Белявский, начальник отдела специальных и оздоровительных образовательных учреждений управления специального образования Минобразования РФ:
– Международное сотрудничество в области специального образования началось в 1992 году. Был создан российско-фламандский проект трудового и интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и ранним аутизмом. Выработана психолого-педагогическая диагностика, оговорена система психолого-медико-педагогических социальных центров сопровождения.
Кроме российско-фламандского соглашения в рамках Европейского сообщества ведутся и другие проекты под общим названием “Темпус”. Одна из программ “Темпуса” направлена на подготовку педагогических кадров для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проект этот реализуется на базе факультета коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета и центра реабилитации инвалидов Челябинского государственного университета, где обучаются сегодня 72 инвалида-опорника. А пилотной площадкой стал Астраханский реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии.
Второй проект “Темпуса” ориентирован на детей со сложными дефектами развития и глубокой умственной отсталостью. На этот раз экспериментальной площадкой названы Псков и местный государственный педагогический институт.
Что дали нам международные проекты? Возможность создать новые технологии социальной адаптации и развития детей с глубокой умственной отсталостью и множественными дефектами развития, новые программы и учебные пособия, новые профили трудового обучения.

Елена Капланская, заслуженный учитель РФ, директор московского учебно-воспитательного комплекса детский сад – школа № 1836 для детей с недостатками умственного и физического развития:
– Да, а еще, как ни странно, эти совместные проекты подтвердили правильность выбранного нами пути, адекватность идей, мыслей и планов. Мы знаем, чему учить и как.
Сотрудничество с Бельгией началось в тот момент, когда в России царили единообразие и единоподчинение. Все коррекционные учреждения были одинаковыми, для детей с различными заболеваниями – одни и те же программы и учебные планы. Шаг вправо, шаг влево расценивались как “побег”.
Первое, что потрясло в международном опыте, – многообразие типов и видов самих учреждений для детей с особенностями развития, а также программ, методик и учебных планов. Все программы были личностно ориентированы и рассчитаны даже на таких детей, об образовании которых нам не позволялось и думать: синдром Дауна, глубокая умственная отсталость.
Мы собственными глазами увидели, что работать с такими детьми не только возможно и реально, но и необходимо. А размышляя о трудовом обучении, мы пришли и вовсе к неожиданному выводу: отказываться от достижений отечественной педагогики ни в коем случае нельзя. Наши методики, учебники и наработки по трудовому обучению великолепны и не потеряли своей актуальности и сегодня.
Нам нужно было просто научиться уважительному отношению к умственно отсталому человеку, пониманию, что он также достоин и равен другим, здоровым людям. Результат оказался ошеломляющий. Если в начале девяностых мои старшеклассники, осознав, что их школа не такая, как другие, и сами они не такие, как все, рвались из вспомогательной школы, то сегодня у нас есть и десятый, и одиннадцатый классы. Мы разработали специальные программы, интегрировав в них общие знания и социальные навыки, необходимые для жизни ребят. И, знаете, дети, которым к старшим классам так надоедали уроки литературы и математики, что они уже не хотели заниматься, да и не видели в том нужды, сейчас с удовольствием изучают эти предметы.
Мы изменили свои взгляды на специальное образование. В этом, я считаю, огромная заслуга международного сотрудничества.

Светлана Андреева, представитель Псковского лечебно-педагогического центра для детей-инвалидов:
– Семинары, на которых я побывала, вызвали во мне какое-то странное чувство нереальности. Когда специалисты очерчивают круг проблем, они почему-то имеют в виду детей, включенных в систему образования, то есть говорят только о восьми типах школ. А мы что, не существуем? И разве у нас нет проблем? Почему основная масса детей с тяжелыми и множественными нарушениями до сих пор находится за рамками этой системы?
Горько слышать слова “лежачий”, “необучаемый”. Они вызывают дрожь и будто сразу исключают ребенка не только из системы образования, но и вообще из жизни. Вот он лежит перед нами… Но он – человек, он – личность. Мы должны относиться к нему с величайшим уважением. Не приемлю такого понятия – “необучаемый”. Вопрос в другом: чему учить и как? Нет и такого понятия: “лежачий” ребенок. Конечно, если его положить и не трогать, он будет скорбно лежать, а если тормошить, он будет жить. С такими детьми надо просто больше заниматься. Семилетний опыт работы нашего центра убедительно доказал: абсолютное большинство больных детей обучаемы.
Традиционно в России реабилитационная работа с глубоко умственно отсталыми детьми-инвалидами (имбецилами) велась в закрытых учреждениях социальной защиты. Так было и в Пскове, пока в 1993 году Евангелическая церковная община германского города Вассенберга при поддержке администрации города не открыла первый лечебно-педагогический центр для детей от 6 до 18 лет с множественными нарушениями развития.
Ни я, ни мои коллеги не были дефектологами – обыкновенные педагоги. И потому тот опыт, который мы приобрели благодаря международному сотрудничеству, считаю бесценным. Мы смогли наконец посмотреть на больного ребенка не как на объект, который необходимо научить хоть чему-то, чтобы он в будущем приносил пользу государству, а как на человека, который ценен, важен сам по себе и должен прожить свою жизнь достойно.
Мы смогли переломить негативное, брезгливое отношение общества к больному ребенку. Но чтобы дело по-настоящему сдвинулось, надо, чтобы такие изменения произошли в общественном сознании людей не только отдельно взятого региона, а всей страны.

Петер Антон Янн, профессиональный сурдопедагог, профессор, заместитель директора Пфальцинститута (Германия):
– Наш институт специализируется на реабилитации людей с нарушениями слуха в режиме помощи от рождения до смерти и работает в двух направлениях: практическом и научно-исследовательском. Сотрудничество с Россией началось в 1992 году с обмена учащимися московской школы № 10 для слабослышащих детей и слушателями Пфальцинститута. Постепенно эти обмены переросли в доброе сотрудничество.
Проект, который мы намерены осуществить совместно, обуславливает раннюю помощь детям с нарушениями слуха. Еще мы надеемся на сотрудничество в области подготовки кадров, обмен преподавателями и студентами, профессиональные контакты между сотрудниками Московского педуниверситета и Пфальцинститута. В Германии очень большое внимание уделяется слухопротезированию детей раннего возраста. Нам очень хочется помочь московским детям. Чем? Мы запланировали специальную акцию – подарим детям слуховые аппараты, подготовим к изданию переводную литературу из серии книг для родителей.
Александр Маллер, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:
– Наконец-то детям с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития дан шанс получить образование. Конечно, не все проблемы решены. Нет хороших специальных программ, методик, которые помогли бы педагогам работать с такими детьми. И все же это большая победа.
По заданию Министерства образования наша кафедра готовит программу, в которой будут и общие основы дефектологии, и социально-бытовая ориентировка, трудовое обучение и трудовая интеграция. И специальный раздел, посвященный методике преподавания отдельных школьных предметов, обучению речи, элементам искусства, этике отношений педагога с семьей ребенка-инвалида.

Сергей Колосков, президент московской ассоциации “Даун-Синдром”:
– Представьте себе: восемьдесят девятый год, осень, я обычный человек, а мне вдруг говорят: у вашего ребенка синдром Дауна…
Обычно от таких детей родители сразу отказываются. Они необучаемы и вообще крест на всю жизнь. Моя реакция? Шок…
Успокоились немного, начали искать выход. Связались с коллегами по несчастью, родителями детей-даунов в Голландии. Довольно быстро наладились контакты. Не заметили, как были вовлечены в международное движение родителей детей с интеллектуальной недостаточностью.
Что удалось сделать нашей организации? Добыть методики, которые выпестованы мировым сообществом за последние 20–30 лет, научиться работать по ним.
Мы выезжаем в родильные дома, раздаем там специальную литературу, помогаем родителям, у которых родился ребенок с нарушениями, адаптироваться к новым условиям, к нелегкой жизни, которая свалилась на них на долгие, долгие годы. У нас есть служба ранней педагогической помощи по австралийской программе. Есть и собственная очень интересная методика развития речи и раннего обучения детей чтению.
Я хотел бы познакомить всех родителей с документом, который называется Саламанкской декларацией “О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования людей с особыми потребностями”. Декларация была принята 92 странами в 1994 году, почти сразу после введения стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов. В чем ее суть?
Организация Объединенных Наций пришла к выводу, что принцип образования для всех может быть реализован только через совместное обучение. Мне хочется, чтобы и наша, российская, родительская общественность стала активной, инициативной гражданской силой. И добилась нормальных условий для совместного обучения детей в каждом районе.
…В общем, участники заседания Координационного совета по международным проектам в области специального образования пришли к выводу: у них, на Западе, деньги, программы, методики, опыт внедрения, насчитывающий десятки лет, разнообразная современная техника. Зато у нас энтузиазма хоть отбавляй, задора и планов громадье. Глядишь, наше такое слаженное в основном, эмоциональное сотрудничество обернется нам же помощью материальной. Иначе просто непонятно, чего ради мы так радуемся собственному однобокому участию в этих международных проектах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru