Диагноз “необучаемый” почти забыт?
Провозгласить равные права на
образование для всех –
это одно, а вот реализовать их – совсем другое
Сегодня российские дошкольные
образовательные учреждения компенсирующего
вида и специальные группы посещают 352 тысячи
воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья. Около 278 тысяч детей с особыми
потребностями обучаются в коррекционных
учреждениях восьми видов (для детей с
нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, речи, с задержкой психического
развития, умственно отсталых); 203 тысячи – в
специальных и 2,5 тысячи – в общих классах
массовой школы; около 25 тысяч – в
оздоровительных образовательных учреждениях
санаторного типа и 35 тысяч – на дому и в школах
индивидуального обучения.
Проблемам образования особых детей,
международного опыта и совместной работы с
коллегами из Европейского сообщества и была
посвящена встреча специалистов на заседании
Координационного совета по международным
проектам в области специального образования,
состоявшемся недавно в Москве.
Борис Белявский, начальник отдела
специальных и оздоровительных образовательных
учреждений управления специального образования
Минобразования РФ:
– Международное сотрудничество в области
специального образования началось в 1992 году. Был
создан российско-фламандский проект трудового и
интегрированного обучения детей с отклонениями
в развитии и ранним аутизмом. Выработана
психолого-педагогическая диагностика, оговорена
система психолого-медико-педагогических
социальных центров сопровождения.
Кроме российско-фламандского соглашения в
рамках Европейского сообщества ведутся и другие
проекты под общим названием “Темпус”. Одна из
программ “Темпуса” направлена на подготовку
педагогических кадров для работы с детьми с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Проект этот реализуется на базе факультета
коррекционной педагогики Российского
государственного педагогического университета
и центра реабилитации инвалидов Челябинского
государственного университета, где обучаются
сегодня 72 инвалида-опорника. А пилотной
площадкой стал Астраханский реабилитационный
центр для детей с отклонениями в развитии.
Второй проект “Темпуса” ориентирован на детей
со сложными дефектами развития и глубокой
умственной отсталостью. На этот раз
экспериментальной площадкой названы Псков и
местный государственный педагогический
институт.
Что дали нам международные проекты? Возможность
создать новые технологии социальной адаптации и
развития детей с глубокой умственной
отсталостью и множественными дефектами
развития, новые программы и учебные пособия,
новые профили трудового обучения.
Елена Капланская, заслуженный учитель РФ,
директор московского учебно-воспитательного
комплекса детский сад – школа № 1836 для детей с
недостатками умственного и физического
развития:
– Да, а еще, как ни странно, эти совместные
проекты подтвердили правильность выбранного
нами пути, адекватность идей, мыслей и планов. Мы
знаем, чему учить и как.
Сотрудничество с Бельгией началось в тот момент,
когда в России царили единообразие и
единоподчинение. Все коррекционные учреждения
были одинаковыми, для детей с различными
заболеваниями – одни и те же программы и учебные
планы. Шаг вправо, шаг влево расценивались как
“побег”.
Первое, что потрясло в международном опыте, –
многообразие типов и видов самих учреждений для
детей с особенностями развития, а также программ,
методик и учебных планов. Все программы были
личностно ориентированы и рассчитаны даже на
таких детей, об образовании которых нам не
позволялось и думать: синдром Дауна, глубокая
умственная отсталость.
Мы собственными глазами увидели, что работать с
такими детьми не только возможно и реально, но и
необходимо. А размышляя о трудовом обучении, мы
пришли и вовсе к неожиданному выводу:
отказываться от достижений отечественной
педагогики ни в коем случае нельзя. Наши
методики, учебники и наработки по трудовому
обучению великолепны и не потеряли своей
актуальности и сегодня.
Нам нужно было просто научиться уважительному
отношению к умственно отсталому человеку,
пониманию, что он также достоин и равен другим,
здоровым людям. Результат оказался ошеломляющий.
Если в начале девяностых мои старшеклассники,
осознав, что их школа не такая, как другие, и сами
они не такие, как все, рвались из вспомогательной
школы, то сегодня у нас есть и десятый, и
одиннадцатый классы. Мы разработали специальные
программы, интегрировав в них общие знания и
социальные навыки, необходимые для жизни ребят.
И, знаете, дети, которым к старшим классам так
надоедали уроки литературы и математики, что они
уже не хотели заниматься, да и не видели в том
нужды, сейчас с удовольствием изучают эти
предметы.
Мы изменили свои взгляды на специальное
образование. В этом, я считаю, огромная заслуга
международного сотрудничества.
Светлана Андреева, представитель Псковского
лечебно-педагогического центра для
детей-инвалидов:
– Семинары, на которых я побывала, вызвали во мне
какое-то странное чувство нереальности. Когда
специалисты очерчивают круг проблем, они
почему-то имеют в виду детей, включенных в
систему образования, то есть говорят только о
восьми типах школ. А мы что, не существуем? И разве
у нас нет проблем? Почему основная масса детей с
тяжелыми и множественными нарушениями до сих пор
находится за рамками этой системы?
Горько слышать слова “лежачий”, “необучаемый”.
Они вызывают дрожь и будто сразу исключают
ребенка не только из системы образования, но и
вообще из жизни. Вот он лежит перед нами… Но он –
человек, он – личность. Мы должны относиться к
нему с величайшим уважением. Не приемлю такого
понятия – “необучаемый”. Вопрос в другом: чему
учить и как? Нет и такого понятия: “лежачий”
ребенок. Конечно, если его положить и не трогать,
он будет скорбно лежать, а если тормошить, он
будет жить. С такими детьми надо просто больше
заниматься. Семилетний опыт работы нашего центра
убедительно доказал: абсолютное большинство
больных детей обучаемы.
Традиционно в России реабилитационная работа с
глубоко умственно отсталыми детьми-инвалидами
(имбецилами) велась в закрытых учреждениях
социальной защиты. Так было и в Пскове, пока в 1993
году Евангелическая церковная община
германского города Вассенберга при поддержке
администрации города не открыла первый
лечебно-педагогический центр для детей от 6 до 18
лет с множественными нарушениями развития.
Ни я, ни мои коллеги не были дефектологами –
обыкновенные педагоги. И потому тот опыт, который
мы приобрели благодаря международному
сотрудничеству, считаю бесценным. Мы смогли
наконец посмотреть на больного ребенка не как на
объект, который необходимо научить хоть чему-то,
чтобы он в будущем приносил пользу государству, а
как на человека, который ценен, важен сам по себе
и должен прожить свою жизнь достойно.
Мы смогли переломить негативное, брезгливое
отношение общества к больному ребенку. Но чтобы
дело по-настоящему сдвинулось, надо, чтобы такие
изменения произошли в общественном сознании
людей не только отдельно взятого региона, а всей
страны.
Петер Антон Янн, профессиональный сурдопедагог,
профессор, заместитель директора
Пфальцинститута (Германия):
– Наш институт специализируется на реабилитации
людей с нарушениями слуха в режиме помощи от
рождения до смерти и работает в двух
направлениях: практическом и
научно-исследовательском. Сотрудничество с
Россией началось в 1992 году с обмена учащимися
московской школы № 10 для слабослышащих детей и
слушателями Пфальцинститута. Постепенно эти
обмены переросли в доброе сотрудничество.
Проект, который мы намерены осуществить
совместно, обуславливает раннюю помощь детям с
нарушениями слуха. Еще мы надеемся на
сотрудничество в области подготовки кадров,
обмен преподавателями и студентами,
профессиональные контакты между сотрудниками
Московского педуниверситета и Пфальцинститута.
В Германии очень большое внимание уделяется
слухопротезированию детей раннего возраста. Нам
очень хочется помочь московским детям. Чем? Мы
запланировали специальную акцию – подарим детям
слуховые аппараты, подготовим к изданию
переводную литературу из серии книг для
родителей.
Александр Маллер, доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии Академии
повышения квалификации и переподготовки
работников образования:
– Наконец-то детям с тяжелыми нарушениями
интеллектуального развития дан шанс получить
образование. Конечно, не все проблемы решены. Нет
хороших специальных программ, методик, которые
помогли бы педагогам работать с такими детьми. И
все же это большая победа.
По заданию Министерства образования наша
кафедра готовит программу, в которой будут и
общие основы дефектологии, и социально-бытовая
ориентировка, трудовое обучение и трудовая
интеграция. И специальный раздел, посвященный
методике преподавания отдельных школьных
предметов, обучению речи, элементам искусства,
этике отношений педагога с семьей
ребенка-инвалида.
Сергей Колосков, президент московской
ассоциации “Даун-Синдром”:
– Представьте себе: восемьдесят девятый год,
осень, я обычный человек, а мне вдруг говорят: у
вашего ребенка синдром Дауна…
Обычно от таких детей родители сразу
отказываются. Они необучаемы и вообще крест на
всю жизнь. Моя реакция? Шок…
Успокоились немного, начали искать выход.
Связались с коллегами по несчастью, родителями
детей-даунов в Голландии. Довольно быстро
наладились контакты. Не заметили, как были
вовлечены в международное движение родителей
детей с интеллектуальной недостаточностью.
Что удалось сделать нашей организации? Добыть
методики, которые выпестованы мировым
сообществом за последние 20–30 лет, научиться
работать по ним.
Мы выезжаем в родильные дома, раздаем там
специальную литературу, помогаем родителям, у
которых родился ребенок с нарушениями,
адаптироваться к новым условиям, к нелегкой
жизни, которая свалилась на них на долгие, долгие
годы. У нас есть служба ранней педагогической
помощи по австралийской программе. Есть и
собственная очень интересная методика развития
речи и раннего обучения детей чтению.
Я хотел бы познакомить всех родителей с
документом, который называется Саламанкской
декларацией “О принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования
людей с особыми потребностями”. Декларация была
принята 92 странами в 1994 году, почти сразу после
введения стандартных правил по обеспечению
равных возможностей для инвалидов. В чем ее суть?
Организация Объединенных Наций пришла к выводу,
что принцип образования для всех может быть
реализован только через совместное обучение. Мне
хочется, чтобы и наша, российская, родительская
общественность стала активной, инициативной
гражданской силой. И добилась нормальных условий
для совместного обучения детей в каждом районе.
…В общем, участники заседания Координационного
совета по международным проектам в области
специального образования пришли к выводу: у них,
на Западе, деньги, программы, методики, опыт
внедрения, насчитывающий десятки лет,
разнообразная современная техника. Зато у нас
энтузиазма хоть отбавляй, задора и планов
громадье. Глядишь, наше такое слаженное в
основном, эмоциональное сотрудничество
обернется нам же помощью материальной. Иначе
просто непонятно, чего ради мы так радуемся
собственному однобокому участию в этих
международных проектах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|