Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Эрнст Гусинский,
Юлия ТурЧанинова

Три этапа восхождения к профессии

А вернее – три метаморфозы, которые происходят
почти с каждым, кто начинает работать с детьми...

В чем, собственно, состоит педагогическая квалификация и как ее можно и нужно повышать; как возникает и изменяется эта квалификация в процессе профессиональной деятельности и как она связана с тем образованием, которое человек получил сначала в школе, а затем в педагогическом институте? Все эти вопросы поныне остаются для профессионально-педагогического сообщества и открытыми, и острыми.
Говорить с вузами о психолого-педагогической готовности (неготовности) вчерашних студентов к педагогической деятельности просто не имеет смысла: их ведь и готовят только как специалистов-предметников – физиков, химиков, биологов, давая им нечто похожее на университетское образование, но, так сказать, пониже сортом.
Вот и получается, что уровень психолого-педагогической, общекультурной и социальной готовности начинающего учителя к педагогической деятельности практически никак не определяется вузовским обучением, а зависит только от самого человека и, в частности, не в последнюю очередь от его личного образовательного и профессионального опыта. А тогда совершенно неудивительно, что в системе профессиональных понятий и представлений начинающего учителя такие подсистемы, как “Я в профессии”, “Моя профессиональная деятельность”, “Мои ученики (воспитанники)”, совершенно не проработаны – эти подсистемы могли бы сложиться только в результате целенаправленного осмысления собственного образовательного опыта в процессе обучения в институте, а этого-то как раз институт не умеет, да, кажется, и не хочет делать.
Вообще-то из общих соображений понятно, что любой человек, начинающий свой путь в той или иной профессии, должен вследствие отсутствия опыта испытывать некоторые затруднения. Но кажется, педагогам в этом смысле повезло меньше других. Человек, начинающий свой путь в профессии учителя, как правило, чувствует себя неуверенно. Та старая статья называлась “Как помочь учителю стать... учителем?”. Интересно, почему никто никогда не публиковал статей о том, как помочь инженеру стать инженером или как помочь врачу стать врачом? Везде необходим определенный опыт для наживания профессиональной квалификации, но в одних областях образование дает молодому специалисту весьма достойное основание для будущей профессиональной деятельности (можно, как и прежде, использовать термин “готовность”), а в других дела обстоят иначе.
Инженер во время учебы чертил, конструировал, рассчитывал, то есть делал многое из того, что он и будет делать в рамках своей профессиональной деятельности. Учитель же изучает свой предмет, то есть то, что предстоит делать его ученикам. В институте он учится, но в школе ему предстоит заниматься совершенно иным делом: организовывать учение, обеспечивать воспитание, понимать ребенка, содействовать его росту и развитию. Педагогическое образование не обеспечивает будущему учителю достойную стартовую площадку, поэтому и профессиональное становление протекает труднее, острее, больнее, чем у представителей других интеллигентских профессий.

Скверное и мучительное начало

В статье 1993 года было написано: “Скверное и мучительное начало. Тяжелая неуверенность в себе, проблема дисциплины, непроходящее чувство вины, что не успеваю, не доделываю, не справляюсь. ...Непроходящее ощущение униженности неудачами, которые видны всем – ученикам, коллегам, домашним”. Это описание относится к первому этапу профессиональной деятельности, который можно назвать этапом самоутверждения в профессии. На этом этапе самая чувствительная область психики – “Я в профессии”.
Насущнейшая задача на первом этапе – быть не хуже других, не быть смешным, беспомощным – таковы основные установки. Защитные механизмы психики (по Фрейду) на этом этапе действуют особенно активно, человек крайне уязвим, раним, принимает все на свой счет, самое невинное замечание может показаться ему осуждением или насмешкой, адресованной лично ему.
С уязвимостью сочетается иногда агрессивность – как правило, она проявляется в ответ на внешнее воздействие. Человек всегда готов впасть в панику, ощетиниться для защиты. Он страдает тем, что можно было бы назвать комплексом самозванства: он еще сам не способен признать в себе самом нормального, реального субъекта данной деятельности. Самоутверждение всегда происходит отчасти за чужой счет, поэтому достается всем – ученикам, домашним, коллегам. Все это будет продолжаться до тех пор, пока не будет приобретена хотя бы элементарная, на нижнем уровне профессиональной нормы, компетентность.

Этап освоения деятельности

Второй этап освоения профессиональной деятельности можно назвать этапом самореализации. Он начинается, когда проходит болезненная доминантность области “Я в профессии”, когда на вопрос “Что такое я как педагог?” будет получен скромный, но недвусмысленный ответ: “Я, в общем, справляюсь. У меня получается. Я еще многого не могу, не знаю, не умею, но я не смешон и не беспомощен. Мне нравится это дело”. На этом этапе происходит накопление, своего рода коллекционирование приемов и упорядочение собственного опыта. Постепенно опробуются и фиксируются разные способы деятельности, заводятся картотеки, осваиваются разнообразные технические средства.
Установка “быть не хуже других” (то есть не быть беспомощным) сменяется установкой “быть не хуже любого другого”, а это уже означает: все, что могут в этой области другие, могу и я. В частности, учитель на втором этапе начинает постепенно чувствовать, что знает, чему следует учить и как это следует делать. Основное содержание этого бодрого и деятельного этапа составляет освоение всякого рода техник и технологий. Компетентность уверенно растет, приближаясь к высшему уровню принятой в профессиональном сообществе нормы. Учителю на волне успешности и профессионального признания начинает казаться, что он вообще может научить чему угодно кого угодно.


Особость собственного пути

“И вдруг, как обвал, вопрос – кому все это надо? Кто благодаря тому, что я все это умею и с увлечением делаю, становится лучше, добрее, порядочнее, наконец, счастливее? ...Все, что было так понятно и очевидно, рассыпается; равновесие, достигнутое годами напряженного труда, утрачено”. Так начинается – если вообще начинается – третий этап профессионального становления, этап постижения смысла деятельности.
Одновременно уясняется и особенность собственного пути, делаются попытки обозреть, описать, обобщить, теоретически обосновать и объяснить собственный опыт, сопоставить его с принятыми нормами. Развитие идет вглубь, интенсивно, в деятельности выявляются глубокие духовные составляющие. Компетентность на этом этапе обычно выходит за верхнюю границу сложившейся к данному времени профессиональной нормы.

Полностью статья опубликована в журнале “Директор школы”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru