ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
“Об условиях нормального развития
особенного ребенка”
Практика инновационных подходов в
работе с детьми с особенностями развития и
инвалидностью, представленная на всероссийских
конференциях, проводимых ИПИ РАО в 1995–2000 гг.,
доказывает, что при определенных условиях дети
даже с самыми тяжелыми отклонениями и
неблагоприятным прогнозом обретают возможность
нормального развития. В процессе осмысления
этого опыта мы, участники конференции, пришли к
выводу, что разнообразные подходы, в которых
созданы прецеденты нормального развития
особенных детей, объединяет признание ценности
каждого человека. Признание ценности каждого
человека дает основание относиться к
уникальному опыту обеспечения условий
нормального развития особенных детей,
рождающемуся в инновационных подходах, не как к
чуду и исключению из правил, но как к норме.
Этим обусловлена постановка проблемы “Условия
нормального развития особенного ребенка” на VI
Всероссийской конференции. Итогом работы
конференции является настоящий
ПРОЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
Мы, участники VI Всероссийской конференции по
проблеме “Условия нормального развития
особенного ребенка”, принимаем как ценность
равные права всех людей независимо от возраста,
пола, национальности, социального положения,
состояния здоровья и др., в том числе право
каждого на развитие, право выбора, право
отличаться от других. Таким образом, мы принимаем
особенного ребенка прежде всего как Ребенка и
Человека. Мы принимаем каждого Человека, в том
числе каждого из нас, со всеми присущими ему
особенностями, возможностями и неограниченным
потенциалом развития.
Мы считаем, что можно создать условия
нормального развития для каждого Человека
независимо от любых отягощающих этот процесс
факторов.
Мы исходим из представления о нормальном
развитии человека как его движении по линии от
субъекта существования к субъекту
самоосознания, самоосуществления и
саморазвития.
Под факторами, отягощающими процесс развития, мы
понимаем:
физические и психические особенности, по которым
устанавливается инвалидность;
физические и психические особенности,
затрудняющие учебную деятельность;
социальные особенности, ведущие к дезадаптации.
Мы считаем, что влияние отягощающих факторов
требует осознанного создания условий
нормального развития, противодействующих этим
факторам.
Необходимым условием нормального развития
особенного ребенка является позиция взрослого,
выстраивающего с ребенком отношения
ВЗАИМОдействия и сотрудничества как с
равноправным субъектом совместной деятельности.
Нормальное развитие ребенка возможно, если хотя
бы один из окружающих его взрослых находится в
позиции взаимодействия и не рассматривает его
как объект ВОЗдействия.
Таким образом, позиция взрослого по отношению к
ребенку может быть либо условием нормального
развития, либо отягощающим фактором.
При позиции воздействия взрослый полагает себя
субъектом развития, а ребенка – объектом
развивающих (педагогических, коррекционных и пр.)
воздействий. Производным от этой позиции
является деление детей на нормальных –
поддающихся воздействию, трудных –
сопротивляющихся воздействию, необучаемых – не
поддающихся воздействию.
Критерием той или иной позиции человека,
организующего учебную или иную развивающую
деятельность ребенка, является способ включения
ребенка в деятельность:
при позиции воздействия взрослый включает
ребенка в свою деятельность любым образом;
при позиции взаимодействия включение ребенка в
деятельность происходит не иначе как через
донесение до ребенка смысла деятельности
взрослого.
С позиции воздействия причины неуспешности
(например, школьной неуспеваемости) ребенка
ищутся в ребенке или во внешних обстоятельствах.
С позиции взаимодействия причины неуспешности
рассматриваются как лежащие в совместной
деятельности взрослого и ребенка. При этом
ответственность за организацию совместной
деятельности лежит прежде всего на взрослом.
Переход от позиции воздействия к позиции
взаимодействия осуществляется через ценностное
самоопределение (как переход от представления
“РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ” к “Я НЕ СМОГ”).
Мы видим возможность реализации позиции
взаимодействия ребенка и взрослого через
выстраивание отношений сотрудничества в каждый
момент деятельности и постоянный творческий
поиск.
Мы считаем, что ко взрослым, позиция которых во
многом определяет траекторию развития ребенка,
относятся прежде всего:
родители;
учителя;
специалисты (психологи, дефектологи, логопеды,
врачи и др., работающие с особенными детьми).
Мы рассмотрели более подробно деятельность
учителя с детьми, имеющими трудности в обучении,
и пришли к выводу, что реализация учителем
позиции взаимодействия предполагает:
организацию учебной деятельности без
принуждения, насилия и других видов манипуляций;
рассматривание в качестве отправной точки в
организации учебной деятельности желание
ребенка учиться как естественное и присущее всем
без исключения людям;
опору учителя, организующего учебную
деятельность, на желание ребенка учиться, его
самоопределение, его смысл совместной
деятельности;
совместный поиск учителем и ребенком
проблемного эпицентра (корневой причины)
трудности в развитии и движение в зоне доступной
трудности (зоне ближайшего развития);
совместное создание прецедентов успешной
деятельности, укрепляющих веру в себя,
подкрепляющих желание учиться и раскрывающих
смысл совместной деятельности;
организацию рефлексии ребенком своей
деятельности, раскрывающей связь между тем, что
делается совместно, и результатами этой
деятельности, позволяющей вскрыть причины
успехов и неудач;
построение урока не как последовательной
реализации собственного плана, а как работы с
реальной живой ситуацией, создаваемой
активностью ребенка и взрослого.
Содержание Общественного договора согласовано
двадцатью участниками VI Всероссийской
конференции по проблеме “Условия нормального
развития особенного ребенка” из Москвы,
Московской области, Владимира, Челябинска, Читы,
Пермской области, Краснодарского края.
Текст проекта Общественного договора
подготовлен инициативной группой, созданной на
конференции.
Текст проекта обсуждался на круглом столе
“Условия нормального развития особенного
ребенка”, состоявшемся в рамках выставки
“Школа-2000”, на педсовете в школе № 7 пос.
Новоильинский Нытвенского района Пермской
области, на проектном семинаре по подготовке
Летней школы-2000 в Нытве, на проектных семинарах,
организованных программой “Помощь
детям-сиротам России” в Томске и Великом
Новгороде, на конференции “Педагогика
развития” в Красноярске.
К Общественному договору может присоединиться
тот, кто разделяет основные положения
представленной в договоре позиции и стремится к
ее реализации в своей практической деятельности.
Присоединяющиеся к договору могут внести свои
предложения по изменению и дополнению текста
договора.
К этому моменту договор подписали 50 человек.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|