Нужен срочный ремонт!
Нам предстоит восстановить не только
школьные здания,
но и наше отношение к детству
Cлишком длительное нереформирование
содержания образования приводит к тому, что
нарождающийся слой культуры никак не может
проникнуть внутрь образования. Механизм
формирования школьных программ настолько
громоздок и несовершенен, что пока хоть что-то
живое попадет в классную комнату, проходят
десятилетия, и вместо живой культуры ребенок
встречается с высохшими, как мумия, понятиями. К
тому же плохо объясненными методистами.
Правда, тут дети нашли выход, сами, конечно, без
нас. Они за современным образованием стали
обращаться не к учителю, не в школу, а в Интернет,
если он есть, или к другим молодежно-тусовочным
ресурсам. Их очень много сегодня, это так
называемые неформальные образовательные
ресурсы: от уличной компании до дешевых кассет с
записями любимых певцов.
О том, что образовательную конкуренцию мы тихо
проигрываем, об этом никто даже не вспоминает.
Это такой скрытый, тайный отход на заранее
подготовленные позиции: мы капитулируем, но
никому об этом не говорим. И никто не узнает, что
мы перестаем быть институтом образования. Зато
мы держим детей в четырех стенах, стараемся
заботиться о них, а иногда и спасаем от голодной
смерти.
Так и было до последнего времени. Пока школа сама
не стала источником опасности для ребенка.
Потому что ни директор, ни учителя больше не
могут гарантировать сохранность жизни ребенка в
разваливающемся доме школы.
Их и так плохо строили, поэтому ежегодный
школьный ремонт был само собой разумеющимся. А
последние десять лет этого ремонта не было.
И сегодня в России создалась реальная угроза
детству.
В день последнего звонка я был в Нижегородской
области, в городе Арзамасе.
Заместитель председателя комитета
Государственной Думы РФ Любовь Глебова
пригласила меня в свою родную школу № 1 имени
Горького на последний звонок.
Я даже немножко удивился: здесь, в Москве, столько
важных дел в этот момент – и съезды политических
движений, и посещения политическим руководством
московских школ, – все хотят быть поближе к
центру, а депутат Глебова решила уехать в свой
Арзамас.
Вольному воля.
Потом-то я понял, насколько значимо было ее
присутствие в школе: в этот день должны были
вынуть капсулу, которую в 1974 году комсомольцы
школы замуровали в школьную стену, чтобы
комсомольцы 2000 года прочли их послание. И делать
это должна была по общему решению самая
знаменитая выпускница школы – депутат Глебова, в
прошлом председатель совета дружины.
Про это послание чуть позже.
Когда мы подошли к школе, увидели старенькие
стены (школа наполовину кирпичная, наполовину
деревянная) и рядом стройплощадку. Типичный
долгострой – как вечная надежда детей и
учителей.
А последний звонок был в спортзале – трогательно
прикрытые белоснежными огромными шторами стены,
истертый пол и на этом фоне нарядные и счастливые
дети, родители и гордые своей школой учителя.
Так, наверное, вели себя дворяне в коммуналках
после революции – не замечали бедности.
Школа разваливается, а музей Клуба
интернациональной дружбы ухожен и поражает
богатством экспонатов. На стертом, давно не
крашенном полу спортзала изумительно танцуют во
фраках и бальных платьях ученики школы, как будто
рушащаяся школа – это не они, они здесь в танце,
скользят себе, а то, что школа валится, – это не в
жизни, это в каком-то дурном сне, потому что жизнь
– это красота и гармония танца, а не нищета и
разруха.
И ни разу депутата-выпускницу не попросили о
помощи, даже не заикнулись.
А ученики 1974 года писали:
“Дорогие товарищи, комсомольцы! К вам,
комсомольцам 2000 года, обращаются комсомольцы 1974
года – года, который вошел в историю нашего
государства как год юбилейный, когда весь наш
многомиллионный комсомол отмечал 50-летие
присвоения комсомолу имени В.И.Ленина, года XVII
съезда комсомола – определяющего года девятой
пятилетки...
Берегите школу, содержите ее в чистоте. Ведь в ней
еще будет учиться не одно поколение ребят.
Высоко несите знамя своей комсомольской
организации, дорожите честью комсомольца, будьте
всегда зачинателями хороших дел в школе. Крепите
дружбу с сельскими школами. Помогайте им в учебе
и общественной работе. Больших успехов вам в
интернациональном и военно-патриотическом
воспитании.
Будьте верными помощниками партийной
организации школы, активно шефствуйте над
пионерами и октябрятами”.
Послание из другой жизни.
Но сегодня уже все больше учителей без
иронической улыбки вспоминают и про
комсомольскую организацию, и про
военно-патриотическое воспитание.
То, что школа разваливается, – это не только
угроза детской жизни, это еще и острая тоска по
тем замечательным для этой и других таких же школ
временам, когда они жили иной, более счастливой
жизнью.
И надо понимать, что нынешнее положение школы –
это источник враждебного отношения учителей к
новым порядкам.
Привыкшие к тому, что только государство
содержит образование, и попавшие в ситуацию,
когда государство хочет разделить свою
ответственность с обществом, не только деятели
образования, но и учителя не могут представить,
как это возможно.
– Нет, это плохое государство, его надо менять, –
считают они.
Здесь есть один очень важный и тонкий момент. У
тех, кто руководит муниципальным образованием,
как правило, такая же безынициативная и
патерналистская позиция. Нет денег в бюджете –
значит, их нет вообще. Руководство местного
образования, как правило, поощряет недовольство
своих подчиненных властью, потому что ничего
другого эти руководители делать не умеют. Не
научены и не хотят. Не все, но многие.
...Уезжали мы с депутатом Л.Глебовой в тот же день.
Потому что ее возвращения ждал в Москве
представитель президента в Поволжье Сергей
Кириенко. И не успел наш самолет приземлиться в
аэропорту “Домодедово”, Кириенко уже звонил
Глебовой и спрашивал, привезла ли она материал.
Что самое главное?
– Нужен срочный ремонт, – среди прочего сказала
Любовь Николаевна своему шефу.
Я не стал спрашивать, о чем это.
Я согласен. Нужен срочный ремонт нашего
отношения к детству. Что-то там сломалось.
Ремонт нужен.
А может, уже дешевле снести эту школу и построить
новую?
Нет, это в строительстве дешевле и эффективнее. А
школу разрушить нельзя. Она же в головах своих
учеников и учителей живет. Школа не рушится, дом
разваливается.
А школа стоит. Живет себе и живет и с укором
смотрит на нас: как это мы оказались так
неожиданно необразованны?
Ей даже странно, непонятно: ну что ж мы такие
глупенькие у нее получились?
Она же нам говорила: детей защищать надо.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Профисервис». В широкий спектр предложений компании «Профисервис» входит такая услуга, как срочный ремонт автоматических ворот в Москве и московской области. Большой опыт работы и профессионализм специалистов компании «Профисервис» обеспечивают высокое качество и надежность всех осуществляемых работ, будь то ремонт автоматики Came Nice LiftMaste, рулонных, откатных или секционных ворот. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и оформить онлайн - заявку на ремонт автоматических ворот можно на официальном сайте компании «Профисервис», который располагается по адресу http://www.profeservice.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|