Смогут ли центры
досуга соперничать с криминальной улицей?
Без государственной поддержки вряд ли
В 90-х годах понятие «досуг» стало
несоотносимым с образом жизни российских детей.
Что считать «свободным временем» для миллионов
беспризорных? Чем заняты после школы тысячи
мальчишек и девчонок из неблагополучных семей:
слоняются по подвалам, подвергаются насилию,
бегут из дома? О каком досуге детей переселенцев
и беженцев, ищущих пристанище в России, можно
говорить, если большинству таких семей отказано
даже в регистрации. Опасность маргинализации
грозит и детям, ведущим «нормальный» образ жизни,
живущим в полноценных семьях и посещающим школу.
Невольно накатывает простительная тоска по
некогда всесильным пионерии и комсомолу. С их
исчезновением подросткам уже не светят ни
организованный досуг, ни приличный отдых. Что
вообще делают после уроков наши дети?
Большинству родителей не по карману тусовки в
модных клубах. Что остается бедным тинейджерам?
Приобщаться к наркотикам и алкоголю?
Исследование, проведенное социологами,
показало: большая часть подростков свободное
время проводит дома. 94 процента респондентов
признались, что единственно доступное
развлечение для них – это ежедневный просмотр
телевизора. Общению с друзьями и чтению книг
отведено гораздо меньше времени. На последнем
месте – редкое посещение кинотеатров, театров и
музеев.
Причины такого замкнутого образа жизни
очевидны: численность кружков и секций
сократилась из-за отсутствия централизованного
финансирования. Цены на билеты в кино, музеи,
концерты, на детские журналы и книги растут день
ото дня. Система общедоступного дошкольного и
внешкольного обучения наукам, искусству, спорту
и ремеслу практически разрушена.
Специалисты Министерства образования РФ
подобные заявления опровергают цифрами. По
официальной информации, 38 процентов детей России
с удовольствием занимаются в различных
досуговых центрах и кружках. А количество
платных детских учреждений в среднем не
превышает двух процентов. Вопреки
распространенному представлению Дома пионеров
не исчезли бесследно. Просто они превратились в
Центры детского творчества. И хотя сегодня
государственная финансовая поддержка этих
центров оставляет желать лучшего, скудость ее не
отразилась трагически на их деятельности.
Наоборот.
Специалисты отдела Управления воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи
Министерства образования РФ в один голос
уверяют: качество дополнительного образования
за прошедшие несколько лет улучшилось,
содержание обучения тоже меняется. Современный
педагог дополнительного образования – теперь не
просто примитивный кружковод, который учит
вязать, выжигать, выпиливать лобзиком. Он
высококвалифицированный профессионал, эрудит,
воспитатель, новатор с собственными творческими
программами.
Всем давно ясно: важность системы
дополнительного образования в доказательствах
не нуждается. Любой родитель знает: лучше
предоставить ребенку возможность развиваться во
всех направлениях сразу, иначе вырастет
бездарью.
Отдавать детей в кружки или секции в советской
России начали более восьмидесяти лет назад. В 1918
году в Москве, в Сокольниках, открылось первое
внешкольное детское учреждение – Станция юных
любителей природы. С тех пор система только
разрасталась и ширилась, пока семь лет назад ее
не вздумали «перекроить». Законом РФ «Об
образовании» был задан иной курс – внешкольную
работу и воспитание предлагалось эволюционно
видоизменить, то есть перевести в качественно
новое состояние.
Хотели как лучше, получилось как всегда. По
сведениям Госкомстата, с 1992 года количество
домов и дворцов пионеров и школьников
сократилось в стране почти в два раза. Было 2838,
осталось 1450. Пять лет спустя ситуация стала
совсем жалкой – на плаву удержалось лишь 896
центров досуга.
Тяжелее всего переживали экономические
катастрофы спортивно-технические кружки, секции
и объединения. Материально-производственная
база враз ослабла, а авиамодели на одном
энтузиазме не построишь. Первыми пали станции
юных техников. Следующими жертвами стали
юннатские учреждения, отделы краеведения,
туристические базы. Еще совсем недавно каждый
год более 1,5 миллиона детей отправлялись в походы
и экспедиции. Теперь…
Самое популярное и массовое направление в
системе дополнительного образования –
художественно-эстетическое. Минобразования
насчитывает сегодня 3,5 тысячи учреждений
подобного рода. А Госкомстат гордо сообщает о 5896
художественно-эстетических центрах на всей
территории РФ.
Прогнозы специалистов радуют: в ближайшее
время число художественных школ, музыкальных и
литературных обществ должно увеличиться.
Активно будут создаваться и инновационные
учреждения – центры народных промыслов,
творческие студии. Министерство даже решило
создать самый главный Центр развития системы
дополнительного образования детей для
разработки программ и передачи опыта другим,
помельче.
Но это все мечты. Реальность сурова:
практически каждый центр сегодня тихо гибнет
из-за отсутствия финансирования. Единственная
надежда – родители. Смогут они купить любимому
ребенку краски, кисти, бумагу, глину, нитки, бисер,
преподаватели с радостью займут ребят делом. Не
смогут – занятия отменяются. Большинство
центров живых денег не видят давно. В лучшем
случае оплачивается лишь мизерная зарплата
преподавателей, аренда помещений да
коммунальные услуги. В худшем… Но не будем о
грустном. В конце концов, не перевелись еще
добрые и любящие родители, нестандартно
мыслящие, гибкие и отчаянные добытчики –
директора центров.
«Мы пришли к выводу, что решить все проблемы
детей и молодежи собственными силами не можем»,
– заметила как-то заместитель министра
образования Елена Чепурных. Она считает, что
сейчас не нужно создавать единую детскую
организацию, подобную пионерской, которая бы
унифицировала все элементы воспитания молодого
поколения и сохранялась бы в полном подчинении у
государства. В Управлении воспитания и
дополнительного образования министерства
страшно рады, что, несмотря на все трудности,
число детских общественных клубов, мастерских,
групп и студий растет, и выражают готовность
сотрудничать с ними. В перспективе.
Как это ни банально, но от того, кем станут
нынешние подростки, зависит судьба страны. Ведь
сегодня в России дети в возрасте 10–14 лет –
вторая по величине возрастная группа после
35–40-летних. И конкурентов у них нет. Поколение
помладше на 20 процентов меньше численностью.
Надежда, что общественники и представители
власти действительно смогут в ближайшие годы
научиться работать бок о бок, слабая, но теплится.
Впрочем, ни педагогов, ни директоров учреждений
дополнительного образования убеждать в
необходимости сотрудничества не требуется.
Равно как и в том, что одних симпатий
недостаточно. От недостатка денег одинаково
страдают и государственные, и общественные
детские учреждения. Всем им сейчас приходится
униженно изыскивать средства из внебюджетных
источников.
Предложения установить льготное
налогообложение для коммерческих структур и
частных лиц, помогающих детским учреждениям,
выдвигались многократно, причем обеими
сторонами – и государственной, и некоммерческой.
Но воз и ныне там. Тем не менее энтузиасты полны
решимости бороться при помощи новых законов с
ведомственной разобщенностью. И верят: придет
день, и специалисты медицины, образования,
социальной защиты и правоохранительных органов
найдут в себе силы действовать совместно в
интересах детей, а не устраивать побоища за одну
и ту же строку в бюджете.
В столице уже есть подобная законодательная
инициатива – проект «О профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в городе Москве», внесенный
депутатом Евгением Балашовым и принятый за
основу в декабре 1998 года. Что в нем особенно
привлекло внимание думцев? Многим. Например,
льготы благотворителям, выделяющим средства на
профилактику безнадзорности, запрет на
использование не по назначению турбаз,
молодежных и детских клубов.
Жаль только, все эти умные мысли так и остались
на бумаге. Правда, некоторые регионы сейчас
принимают индивидуальные программы развития
дополнительного образования, но на федеральном
уровне нормативно-правовые основы деятельности
системы не закреплены.
Эксперты Минобразования и общественных
организаций утверждают, что нас в будущем
ожидает небывалый рост досугово-образовательных
учреждений всех типов. Для этого, мол, есть
объективные причины: значительный
педагогический потенциал, энтузиазм
преподавателей, потребность разнообразить
детский досуг. Но… даже по самым оптимистичным
расчетам, привлечь к внешкольной деятельности
удастся только половину подростков. Ведь без
государственной финансово-нормативной
поддержки стать достаточно сильным соперником
криминальной улицы им удастся не скоро, если
вообще удастся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|