Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Юлия Гиппенрейтер:
“Главное, что должны делать учитель и родители, – беречь чувство самоценности ребенка”

С того времени, как знаменитый психолог Карл Роджерс разработал свою технику эффективного общения, минуло уже немало лет, но большинство российских учителей с ней все еще не знакомы.
И это очень жаль. Коммуникативные навыки помогают находить взаимопонимание, повышать мотивацию к учебе, сглаживать острые углы в общении. Об этом и о многом другом мы беседуем с человеком, получившим эти знания у самого Роджерса, – с профессором Юлией Гиппенрейтер.

Как помочь слушая?

– В психологической литературе есть такой пример. У инженера не срабатывает прибор: он нажимает на кнопку – не включается, нажимает второй раз – опять не включается. Тогда он начинает искать неисправность. Воспитатели же и учителя часто продолжают по 50, по 100 раз нажимать на одну и ту же “кнопку”. Этой кнопкой могут служить неудовлетворительная оценка или вызов родителей, но в любом случае в основании действий взрослого лежит идея воспитания через давление и наказание.

Почему так?

Педагоги просто не знают, каким образом можно действовать иначе.

– А действительно, как?

– Один из способов – активное слушание.

Во всех случаях, когда ребенок потерпел неудачу, когда он расстроен, когда ему обидно, стыдно, страшно и даже когда он устал, первое, что надо сделать, – это дать ему понять, что вы знаете о его состоянии, слышите его.

Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал. Наблюдая, разговаривая, задавая вопросы, учитель осознает проблему ученика и называет “по имени” его переживание: “Тебе непонятно условие...”, “Тебе трудно начать...”, “Ты боишься, что у тебя не получится...”, “Ты огорчен из-за...”. И эти простые фразы показывают ребенку, что вы чувствуете его внутреннюю ситуацию.

Конечно, в ответ на резкое заявление ученика привычнее возразить: “Как это ты не придешь в школу?!”, чем признать: “Тебе не хочется приходить на мой урок”. Но именно с такой констатации начинается путь к взаимопониманию.

“Я...” и “Ты-сообщение”

– Когда человек сталкивается с поведением, которое кажется недопустимым, ему и так нелегко сдержать свои эмоции. А тут еще надо подыскивать правильные слова...

– В том-то и дело, что учителя предпочитают не высказывать собственные переживания. Рассерженный учитель обычно тут же начинает обвинять учеников: “До каких пор это будет продолжаться?!”, “Сколько вам говорить?!”

Типичная жалоба педагогов: очень шумный класс. Но можно сказать: “Мне трудно вести урок при таком шуме”, а можно: “Что это за шум на уроке?!”

Казалось бы, разница небольшая, но она существенна.

В психологии это различие обозначено как “Я-сообщение” в противовес “Ты-сообщению”. То есть взрослый, разговаривая с ребенком, сообщает ему о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

У этого принципа есть важные преимущества. Прежде всего вы говорите о своих негативных чувствах в не обидной для ребенка форме. Во-вторых, “Я-сообщение” дает возможность детям ближе узнать учителя. А если взрослый открыт в выражении своих чувств, то и дети становятся искреннее в выражении своих. Наконец, таким образом мы оставляем ребенку свободу в принятии решения.

– Бывает, что по ходу урока учителю сложно вникнуть в причины переживания ребенка. Что тогда?

– Они остаются после уроков и беседуют. Но разговор идет по поводу проблемы ребенка, а не на предмет “ты должен!” или “как тебе не стыдно!?”.

В конце концов, если ребенку неинтересно, учитель может договориться с ним, что тот действительно не пойдет на эти уроки, а будет выполнять индивидуальное задание.

Если же возникла конфликтная ситуация, можно использовать специальный способ разрешения конфликтов. Он состоит из пяти шагов: прояснение конфликта, сбор предложений, оценка предложений и выбор наиболее приемлемого, детализация принятого решения, выполнение решения и проверка. Подробно это описано в моей книге “Общаться с ребенком. Как?”, а общий подход следующий: должны соблюдаться интересы обеих сторон.

Ошибок нет, есть...

– Как еще можно смягчить эмоциональные проблемы?

– На мой взгляд, самое главное, что должны делать учителя и родители, – беречь чувство самоценности ребенка. Вести его на убеждении: ты можешь, ты справишься.

Один из принципов: нет ошибок, есть обратные связи. Если сегодня кто-то написал контрольную работу на двойку, это не повод сказать: все двоечники останьтесь для работы над ошибками.

Нет: вы получили обратную связь. И вы теперь знаете, как неправильно. Давайте разберем, как правильно.

Магия прикосновения

В младших классах большое значение имеет тактильный контакт, особенно для детей из трудных семей.

Амонашвили как-то рассказал о замечательном учителе, который, давая задачку, говорил: теперь закройте глазки и на пальчиках покажите, кто решил. Он обходил класс, касался пальчиков каждого и на ушко подсказывал ответ. И нередко дети задерживали его руку, не отпуская.

Филогенетически доброжелательное прикосновение – это знак эмоциональной безопасности. И если нет контакта, а есть только одергивание, ребенок съеживается и перестает понимать, о чем говорит учитель.

К тому же критика ученика всегда обращена ко всему классу: если сегодня его окрикнули, значит, завтра могут точно так же поступить со мной.

– Но можно ли обойтись совсем без критики?

– Общение без критики, обвинений, угроз гораздо более эффективно. Но чтобы научиться этому, недостаточно прослушать лекцию или прочитать книгу. Желательно пройти тренинг, на котором эти ситуации моделируются и проживаются.

После тренингов педагоги часто рассказывают о том, что методы эффективной коммуникации меняют их отношения с детьми. Ребята начинают чувствовать себя более раскованно и комфортно в общении с учителем. У них снимаются эмоциональные зажимы, уменьшается тревожность, исчезают страхи и высвобождается связанная прежде энергия.

И в себе учитель тоже чувствует перемену. Как только появляется альтернатива нотациям и окрикам, уходит нервное напряжение и работа становится более легкой, интересной, творческой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru