Юлия Гиппенрейтер:
“Главное, что должны делать учитель и родители,
– беречь чувство самоценности ребенка”
С того времени, как знаменитый психолог Карл
Роджерс разработал свою технику эффективного
общения, минуло уже немало лет, но большинство
российских учителей с ней все еще не знакомы.
И это очень жаль. Коммуникативные навыки
помогают находить взаимопонимание, повышать
мотивацию к учебе, сглаживать острые углы в
общении. Об этом и о многом другом мы беседуем с
человеком, получившим эти знания у самого
Роджерса, – с профессором Юлией Гиппенрейтер.
Как помочь слушая?
– В психологической литературе есть такой
пример. У инженера не срабатывает прибор: он
нажимает на кнопку – не включается, нажимает
второй раз – опять не включается. Тогда он
начинает искать неисправность. Воспитатели же и
учителя часто продолжают по 50, по 100 раз нажимать
на одну и ту же “кнопку”. Этой кнопкой могут
служить неудовлетворительная оценка или вызов
родителей, но в любом случае в основании действий
взрослого лежит идея воспитания через давление и
наказание.
Почему так?
Педагоги просто не знают, каким образом можно
действовать иначе.
– А действительно, как?
– Один из способов – активное слушание.
Во всех случаях, когда ребенок потерпел
неудачу, когда он расстроен, когда ему обидно,
стыдно, страшно и даже когда он устал, первое, что
надо сделать, – это дать ему понять, что вы знаете
о его состоянии, слышите его.
Активно слушать ребенка – значит возвращать
ему в беседе то, что он вам поведал. Наблюдая,
разговаривая, задавая вопросы, учитель осознает
проблему ученика и называет “по имени” его
переживание: “Тебе непонятно условие...”, “Тебе
трудно начать...”, “Ты боишься, что у тебя не
получится...”, “Ты огорчен из-за...”. И эти простые
фразы показывают ребенку, что вы чувствуете его
внутреннюю ситуацию.
Конечно, в ответ на резкое заявление ученика
привычнее возразить: “Как это ты не придешь в
школу?!”, чем признать: “Тебе не хочется
приходить на мой урок”. Но именно с такой
констатации начинается путь к взаимопониманию.
“Я...” и “Ты-сообщение”
– Когда человек сталкивается с поведением,
которое кажется недопустимым, ему и так нелегко
сдержать свои эмоции. А тут еще надо подыскивать
правильные слова...
– В том-то и дело, что учителя предпочитают не
высказывать собственные переживания.
Рассерженный учитель обычно тут же начинает
обвинять учеников: “До каких пор это будет
продолжаться?!”, “Сколько вам говорить?!”
Типичная жалоба педагогов: очень шумный класс.
Но можно сказать: “Мне трудно вести урок при
таком шуме”, а можно: “Что это за шум на уроке?!”
Казалось бы, разница небольшая, но она
существенна.
В психологии это различие обозначено как
“Я-сообщение” в противовес “Ты-сообщению”. То
есть взрослый, разговаривая с ребенком, сообщает
ему о себе, о своем переживании, а не о нем, не о
его поведении.
У этого принципа есть важные преимущества.
Прежде всего вы говорите о своих негативных
чувствах в не обидной для ребенка форме.
Во-вторых, “Я-сообщение” дает возможность детям
ближе узнать учителя. А если взрослый открыт в
выражении своих чувств, то и дети становятся
искреннее в выражении своих. Наконец, таким
образом мы оставляем ребенку свободу в принятии
решения.
– Бывает, что по ходу урока учителю сложно
вникнуть в причины переживания ребенка. Что
тогда?
– Они остаются после уроков и беседуют. Но
разговор идет по поводу проблемы ребенка, а не на
предмет “ты должен!” или “как тебе не стыдно!?”.
В конце концов, если ребенку неинтересно,
учитель может договориться с ним, что тот
действительно не пойдет на эти уроки, а будет
выполнять индивидуальное задание.
Если же возникла конфликтная ситуация, можно
использовать специальный способ разрешения
конфликтов. Он состоит из пяти шагов: прояснение
конфликта, сбор предложений, оценка предложений
и выбор наиболее приемлемого, детализация
принятого решения, выполнение решения и
проверка. Подробно это описано в моей книге
“Общаться с ребенком. Как?”, а общий подход
следующий: должны соблюдаться интересы обеих
сторон.
Ошибок нет, есть...
– Как еще можно смягчить эмоциональные
проблемы?
– На мой взгляд, самое главное, что должны
делать учителя и родители, – беречь чувство
самоценности ребенка. Вести его на убеждении: ты
можешь, ты справишься.
Один из принципов: нет ошибок, есть обратные
связи. Если сегодня кто-то написал контрольную
работу на двойку, это не повод сказать: все
двоечники останьтесь для работы над ошибками.
Нет: вы получили обратную связь. И вы теперь
знаете, как неправильно. Давайте разберем, как
правильно.
Магия прикосновения
В младших классах большое значение имеет
тактильный контакт, особенно для детей из
трудных семей.
Амонашвили как-то рассказал о замечательном
учителе, который, давая задачку, говорил: теперь
закройте глазки и на пальчиках покажите, кто
решил. Он обходил класс, касался пальчиков
каждого и на ушко подсказывал ответ. И нередко
дети задерживали его руку, не отпуская.
Филогенетически доброжелательное
прикосновение – это знак эмоциональной
безопасности. И если нет контакта, а есть только
одергивание, ребенок съеживается и перестает
понимать, о чем говорит учитель.
К тому же критика ученика всегда обращена ко
всему классу: если сегодня его окрикнули, значит,
завтра могут точно так же поступить со мной.
– Но можно ли обойтись совсем без критики?
– Общение без критики, обвинений, угроз гораздо
более эффективно. Но чтобы научиться этому,
недостаточно прослушать лекцию или прочитать
книгу. Желательно пройти тренинг, на котором эти
ситуации моделируются и проживаются.
После тренингов педагоги часто рассказывают о
том, что методы эффективной коммуникации меняют
их отношения с детьми. Ребята начинают
чувствовать себя более раскованно и комфортно в
общении с учителем. У них снимаются
эмоциональные зажимы, уменьшается тревожность,
исчезают страхи и высвобождается связанная
прежде энергия.
И в себе учитель тоже чувствует перемену. Как
только появляется альтернатива нотациям и
окрикам, уходит нервное напряжение и работа
становится более легкой, интересной, творческой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|