Учебников не хватает?
Тогда попробуем издать закон...
Систему учебного книгоиздания
намереваются централизовать
Комитет Государственной Думы на основании
информации, представленной Министерством
образования и Министерством по делам печати,
рассмотрел вопрос об учебном книгоиздании.
Обеспечение учащихся и студентов
качественными учебниками по доступной цене –
одна из основных задач министерства, заявил
заместитель министра образования Виктор
Болотов. Решать ее необходимо поэтапно,
объединив усилия бюджетов всех уровней.
Ближайшая цель – организация обеспечения
бесплатной литературой социально незащищенного
контингента учащихся. В настоящее время для
этого, а также для уменьшения цены учебников и
создания условий, в которых школы могут выбирать
учебники, используются региональные программы
обеспечения учебниками.
Однако средств, выделенных на региональные
программы, недостаточно для того, чтобы
приблизиться к нормальной ситуации с
обеспечением учебниками в целом по стране.
Министерство образования с сожалением отмечает,
что региональные и местные управления
образования сегодня не в состоянии выступать
квалифицированным заказчиком учебной
литературы в условиях вариативности, так как не
могут эффективно анализировать рынок учебного
книгоиздания. Поэтому необходимо развить
профессиональную информационно-аналитическую
инфраструктуру внутри управлений образования.
Каково же реальное финансирование
книгоиздания в регионах? Значительная часть
средств, запланированных в 1999 году на эти цели,
приходилась на долю муниципальных бюджетов,
степень исполняемости которых редко превышает
50%. Однако, несмотря на то, что объем средств,
выделенных на учебники бюджетами регионов,
снизился за год почти в два раза, литературы
продано больше, чем в 1998 году, и произошло это за
счет внебюджетных средств школ и родительских
денег.
Обеспеченность школьными учебниками по России
к началу нынешнего учебного года колебалась от 54%
(Архангельская, Рязанская, Тюменская области,
Республика Башкортостан) до 98% (Вологодская,
Мурманская области, Хабаровский край). Однако
анализ фонда школьных библиотек показал, что
около 43% учебников используются свыше четырех
лет, морально устарело 24% учебников, а изданной в
1999 году литературы в школах всего 33%.
Но даже и при такой значительной степени
устарения учебного фонда обеспеченность
учебниками в этом году в среднем по регионам
составила для среднего (полного) общего
образования всего 79%.
Чтобы решить проблемы, связанные с учебным
книгоизданием (осуществить централизацию
системы сбора предварительных заказов, создание
системы распространения учебников, создание
единой сети достоверной информации о
выпускаемых учебниках), депутаты Комитета по
образованию и науке приняли решение создать
рабочую группу по разработке закона “Об учебном
книгоиздании” и предложили правительству при
формировании федерального бюджета на 2001 год
предусмотреть не только увеличение расходов на
учебное книгоиздание, но и выделение финансов на
эти цели отдельной строкой, а также выделить в
суммах перечисляемых в регионы трансфертов
целевое финансирование издания учебников.
Министерство образования, в свою очередь,
намерено заняться пересмотром Федерального
перечня учебников для общеобразовательной школы
с целью выделить минимально необходимый
перечень. Официальное решение комитета депутаты
направили президенту.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|