Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Свобода слова и свобода образования:
первого без второго не бывает

Но о нарушении прав журналистов мгновенно узнает вся страна, а о закрытии нестандартных школ – только их учителя и ученики...

После налета спецслужб на “Медиа-Мост” интеллигенция, пытаясь хоть как-то примирить действительность и свои представления о демократии и свободе, привычно прячется за ироничные описания:

– Слышали, как нас ставили лицом к стене? Готовьтесь, скоро всех поставят к стенке и всем покажут, кому в России можно быть свободным, а кому нельзя.

Невозможно поверить, чтобы на десятом году демократической России власть боролась с инакомыслием с помощью автоматов и силового вмешательства.

Разница со сталинскими преступлениями в том, что тогда об этом никто не знал, а теперь налеты и обыски показывают по телевизору. Но от этого еще страшнее, потому что никто особенно не возмущается. А не возмущаются потому, что само НТВ, на которое налетели спецслужбы, вечер за вечером показывает бандитов в милицейской форме и без формы и приучает зрителей, в том числе и детей, что это нормально. Что тот, кто сильнее, тот и прав. Если вы каждый вечер показываете убийства, насилие, если в последнем хите НТВ про ленинградских преступников мат звучит чуть ли не в каждом кадре – чего же вы хотите?

Вот мы и привыкли к тому, что насилие – это нормально. Теперь экран не приближает нас к трагедии вымышленного героя, а, наоборот, хронику реальных событий превращает в отчужденный вымысел.

Этого не может быть, потому что это каждый день показывают по телевизору, считаем мы и не придаем серьезного значения тому, что, похоже, демократия-то в России идет на убыль.

Наше дело не политика, а педагогика, но тем более страшно: как об этом детям рассказать?

Все как-то одно к одному – там налеты на НТВ, а тут маленькие школы закрывают. В Пушкино снова директор Светлана Булаева голодает уже 30-й день, а Павел Шмаков из Казани намерен и вовсе уйти из педагогики – устал теленок бодаться с дубом.

И эти параллели, конечно, не случайны – заканчивается свобода в образовании.

...А что это такое, как это может быть – свобода в образовании?

Многие знают термин “свободное воспитание” и думают, что свобода в образовании – это когда детей ничему не учат и полностью следуют детским прихотям, то есть детскому опыту и желаниям: чего ребенок хочет, то и правильно.

Нет, конечно.

Свобода в образовании – это свобода учителя учить по-своему и свобода родителей выбирать себе учителя.

А если все учат одинаково – нет свободы в образовании. Если есть возможность учить по-разному – обязательно появляются тысячи учителей, у которых своя точка зрения на культуру, и они делаются проповедниками нового просвещения и создают альтернативу и традиционной школе, и себе самим.

Так и должно быть – мир меняется, и должны меняться наши представления о нем. В этом объективная причина обновления содержания образования.

У Шаталова, Тубельского, Щетинина, Амонашвили, Михайлова, Пинского, Фрумина, Ямбурга, Днепрова, Щедровицкого, Эльконина-младшего, Курганова, Лобка – у всех лидеров современного российского образования разные представления о мире и педагогике. И возможность каждому из них – не только названным, вы же понимаете, что названы самые известные, – возможность этим разным учителям учить по-своему – это и есть свобода в образовании. Потому что это условие выбора родителей. Право и возможность выбора – это и есть свобода.

Свобода слова и свобода образования – одно без другого не бывает. Помните, у Стругацких: когда в городе правят серые, за ними обязательно приходят черные силы.

Но свободу образования нужно поддерживать и обеспечивать – только тогда она выживает. А если власть захочет – ее, свободу в образовании, даже не надо душить, просто не поддерживать, и все.

Вот это мы и наблюдаем в последнее время.

Образовательная политика так и не стала инновационной, нет системных механизмов поиска, поддержки инициатив, нет государственных усилий превращения инициатив в системные проекты. А без этого все перечисленные фамилии через пять лет станут музейными экспонатами.

Уже становятся.

Уже сегодня ни один из этих педагогов не участвует в экспертизе проектов, поданных на конкурс учебных планов, – мы писали об этом в прошлом номере нашей газеты. Это и есть отсутствие инновационности в образовательной политике. Уже через неделю три проекта учебных планов станут лидерами, а на августовские совещания нам предложат и вовсе один проект – его и обсудим. Улучшим, углубим и всенародно одобрим. Так же, как национальную доктрину, концепцию двенадцатилетки. Народная забава – всеобщее одобрение указаний сверху – возвращается.

А свободное образование, между прочим, дорого стоит. На него нет денег. Поэтому будет один учебный план, один набор программ, один комплект учебников, одно штатное расписание, одна система инспектирования и одна модель ученика – строителя светлого будущего.

Чтобы не задавал вопросов, чтобы не удивлялся, если люди в черных масках приходят и забирают соседа, чтобы поддерживал войну, если ее объявили, и не поддерживал интеллигенцию, если ей что-то не нравится...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru