Свобода слова и свобода образования:
первого без второго не бывает
Но о нарушении прав журналистов мгновенно
узнает вся страна, а о закрытии нестандартных
школ – только их учителя и ученики...
После налета спецслужб на “Медиа-Мост”
интеллигенция, пытаясь хоть как-то примирить
действительность и свои представления о
демократии и свободе, привычно прячется за
ироничные описания:
– Слышали, как нас ставили лицом к стене?
Готовьтесь, скоро всех поставят к стенке и всем
покажут, кому в России можно быть свободным, а
кому нельзя.
Невозможно поверить, чтобы на десятом году
демократической России власть боролась с
инакомыслием с помощью автоматов и силового
вмешательства.
Разница со сталинскими преступлениями в том,
что тогда об этом никто не знал, а теперь налеты и
обыски показывают по телевизору. Но от этого еще
страшнее, потому что никто особенно не
возмущается. А не возмущаются потому, что само
НТВ, на которое налетели спецслужбы, вечер за
вечером показывает бандитов в милицейской форме
и без формы и приучает зрителей, в том числе и
детей, что это нормально. Что тот, кто сильнее, тот
и прав. Если вы каждый вечер показываете
убийства, насилие, если в последнем хите НТВ про
ленинградских преступников мат звучит чуть ли не
в каждом кадре – чего же вы хотите?
Вот мы и привыкли к тому, что насилие – это
нормально. Теперь экран не приближает нас к
трагедии вымышленного героя, а, наоборот, хронику
реальных событий превращает в отчужденный
вымысел.
Этого не может быть, потому что это каждый день
показывают по телевизору, считаем мы и не придаем
серьезного значения тому, что, похоже,
демократия-то в России идет на убыль.
Наше дело не политика, а педагогика, но тем
более страшно: как об этом детям рассказать?
Все как-то одно к одному – там налеты на НТВ, а
тут маленькие школы закрывают. В Пушкино снова
директор Светлана Булаева голодает уже 30-й день,
а Павел Шмаков из Казани намерен и вовсе уйти из
педагогики – устал теленок бодаться с дубом.
И эти параллели, конечно, не случайны –
заканчивается свобода в образовании.
...А что это такое, как это может быть – свобода в
образовании?
Многие знают термин “свободное воспитание” и
думают, что свобода в образовании – это когда
детей ничему не учат и полностью следуют детским
прихотям, то есть детскому опыту и желаниям: чего
ребенок хочет, то и правильно.
Нет, конечно.
Свобода в образовании – это свобода учителя
учить по-своему и свобода родителей выбирать
себе учителя.
А если все учат одинаково – нет свободы в
образовании. Если есть возможность учить
по-разному – обязательно появляются тысячи
учителей, у которых своя точка зрения на
культуру, и они делаются проповедниками нового
просвещения и создают альтернативу и
традиционной школе, и себе самим.
Так и должно быть – мир меняется, и должны
меняться наши представления о нем. В этом
объективная причина обновления содержания
образования.
У Шаталова, Тубельского, Щетинина, Амонашвили,
Михайлова, Пинского, Фрумина, Ямбурга, Днепрова,
Щедровицкого, Эльконина-младшего, Курганова,
Лобка – у всех лидеров современного российского
образования разные представления о мире и
педагогике. И возможность каждому из них – не
только названным, вы же понимаете, что названы
самые известные, – возможность этим разным
учителям учить по-своему – это и есть свобода в
образовании. Потому что это условие выбора
родителей. Право и возможность выбора – это и
есть свобода.
Свобода слова и свобода образования – одно без
другого не бывает. Помните, у Стругацких: когда в
городе правят серые, за ними обязательно
приходят черные силы.
Но свободу образования нужно поддерживать и
обеспечивать – только тогда она выживает. А если
власть захочет – ее, свободу в образовании, даже
не надо душить, просто не поддерживать, и все.
Вот это мы и наблюдаем в последнее время.
Образовательная политика так и не стала
инновационной, нет системных механизмов поиска,
поддержки инициатив, нет государственных усилий
превращения инициатив в системные проекты. А без
этого все перечисленные фамилии через пять лет
станут музейными экспонатами.
Уже становятся.
Уже сегодня ни один из этих педагогов не
участвует в экспертизе проектов, поданных на
конкурс учебных планов, – мы писали об этом в
прошлом номере нашей газеты. Это и есть
отсутствие инновационности в образовательной
политике. Уже через неделю три проекта учебных
планов станут лидерами, а на августовские
совещания нам предложат и вовсе один проект –
его и обсудим. Улучшим, углубим и всенародно
одобрим. Так же, как национальную доктрину,
концепцию двенадцатилетки. Народная забава –
всеобщее одобрение указаний сверху –
возвращается.
А свободное образование, между прочим, дорого
стоит. На него нет денег. Поэтому будет один
учебный план, один набор программ, один комплект
учебников, одно штатное расписание, одна система
инспектирования и одна модель ученика –
строителя светлого будущего.
Чтобы не задавал вопросов, чтобы не удивлялся,
если люди в черных масках приходят и забирают
соседа, чтобы поддерживал войну, если ее
объявили, и не поддерживал интеллигенцию, если ей
что-то не нравится...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|