Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

НАКАНУНЕ самой большой перемены

Слова “Последнего звонка” всегда почему-то самые высокие, главные, торжественные. Хотя будут еще выпускные экзамены, будет и выпускной вечер, после которого понимаешь: вот уж теперь точно все, наконец-то наступила взрослая жизнь. Но самый важный воздух летает по школьным коридорам сегодня – кислород житейской мудрости, любви и общих воспоминаний. От учителя к ученику и обратно, от приятеля-одноклассника, от хорошего поэта, стихи которого теперь не часть хрестоматии, а часть собственной жизни.
Каждый выпускник получает в подарок альбом с толстыми картонными страницами. В нем фотографии учителей и друзей, прощальные пожелания. Сегодня и мы решили опубликовать в газете страничку такого альбома.
Наверняка кому-то эти слова покажутся самыми нужными.

Кто бы мог подумать, что наша школьная жизнь закончилась. Нам можно с тобой еще годик поучиться. Но эти двери уже закрылись, так как нас уже увели во взрослую жизнь. Надеюсь, что у тебя все получится. Я тебя люблю.
А.М.

Главные потрясения и повороты жизни – в чем они? Рождаешься на свет, растешь, стареешь и умираешь. Рождение от тебя не зависит. Но зрелость, старость, смерть – может быть, можно с этим что-нибудь сделать?..

Рей Брэдбери

...Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости, хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных берегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Александр Пушкин

Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, – как мы. Но говорят, что вы есть, что вы особая порода, еще поддающаяся воздействию.

Потому:

– Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
– Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
– Не получит. Но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше. Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный и ему менее совестно будет взять так, чем с земли.

Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении:

1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно –
2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого, или же на худой конец не видьте смешного в смешном!

Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У “всех” есть второе имя – “никто”, и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут, что так никто не делает (не одевается, не думает и т.д.), отвечайте: “А я – кто!”

Не ссылайтесь на “немодно”, а только на “неблагородно”.

Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – я. Не исчерпывайте их родительством.

Не осуждайте своих родителей на смерть раньше своих сорока лет. А тогда – рука не поднимется!

Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос. Из сочувствия (хотя бы себе – в другом) уберите.

Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. Все одинаково хотят спать, есть, сесть и т.д.

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно сознания. После победы протяните руку.

Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном). Чужие уйдут – свой останется.

Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.

Когда вам будут говорить: “Это романтизм”, вы спросите: “Что такое романтизм?” – и увидите, что никто не знает, что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и даже запускают вам в лоб!) слово, смысла которого они не знают.

Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского: Романтизм – это душа.

Марина Цветаева

Ах, если б знать заранее, заранее, заранее,
Что будет не напрасным горение, сгорание
Терпения и веры, любви и волшебства,
Трагического завтра, счастливого сперва.

Никто на едкий вызов ответа не получит.
Напрасны наши споры. Вот Лермонтов – поручик.
Он некрасив, нескладен, и все вокруг серо,
Но как же он прекрасен, когда в руках перо!

Вот Александр Сергеич, он в поиске и муке,
Да козыри лукавы и не даются в руки,
Их силуэты брезжут на дне души его...
Терпение и вера, любовь и волшебство!

Все гаснет понемногу: надежды и смятенье.
К иным, к иным высотам возносятся их тени.
А жизнь неутомимо вращает колесо,
Но искры остаются. И это хорошо.

И вот я замечаю, хоть и не мистик вроде,
Какие-то намеки в октябрьской природе:
Непросто пробужденье мелодий и кистей,
А даже возрожденье умолкнувших страстей.

Все в мире созревает в борениях и встрясках.
Не спорьте понапрасну о линиях и красках.
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего...
Терпение и вера, любовь и волшебство!

Булат Окуджава
Катенька! Ты один из самых открытых и теплых людей в школе, и я рада, что знакома с тобой, но жаль, что не так близко, как хотелось бы. Хорошо, что есть такие люди, которые так ценят дружбу, как ты. Будь счастлива, и я верю, что добьешься всего, что хочешь. Найди свой путь, и пусть он будет светлым, ярким и теплым, как ты сама.
Т.Н.

Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи.

...Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что хочет смиренно жить ради правого дела...

...Когда ты преодолеешь всех, ты начнешь все ближе и ближе подходить – разумеется, если захочешь, если будешь к этому стремиться, ждать этого, – подходить ближе к тем знаниям, которые станут очень, очень дороги твоему сердцу. И тогда ты обнаружишь, что ты не первый, в ком люди и их поведение вызвали растерянность, страх и даже отвращение.

Ты поймешь, что ты не один так чувствуешь, и это тебя обрадует, поддержит. Многие, очень многие люди пережили ту же растерянность в вопросах нравственных, душевных, какую ты переживаешь сейчас. К счастью, некоторые из них записали свои переживания. От них ты многому научишься, если, конечно, захочешь. Так же, как и другие когда-нибудь научатся от тебя, если у тебя будет что им сказать. Взаимная помощь – это прекрасно. И она не только в знаниях. Она в поэзии. Она в истории.

Не хочу внушать тебе, что только люди ученые, образованные могут внести ценный вклад в жизнь. Это не так. Они стремятся выразить свою мысль как можно яснее, они упорно и настойчиво доводят свой замысел до конца. И что самое важное, в десяти случаях из десяти люди науки гораздо скромнее, чем люди неученые, хотя и мыслящие.

Если ты достаточно углубишься в занятия, ты получишь представление о возможностях твоего разума. Что ему показано, а что – нет. И это поможет тебе не затрачивать много лишнего времени на то, чтобы прилаживать к себе какой-нибудь образ мышления, который тебе не годится, не идет тебе. Ты узнаешь свою истинную меру и по ней будешь подбирать одежду своему уму.

Из романа Дж.Сэлинджера
“Над пропастью во ржи”

Чувство стыда убивает чувство стыда.

Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто!

Лев Толстой

Самое страшное в мире – это быть успокоенным...

Михаил Кульчицкий

Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит и не увидит, как теперь он не видит и не слышит других.

Антон Чехов

Мне смешно вспоминать, как я думал, что можно устроить себе счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихонечку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно! Чтобы жить честно, надо рваться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Лев Толстой

Нам следует подготовиться к тому, что жизнь будет покушаться на нашу веру в добро и истину, но это не означает, что мы должны отдавать их добровольно. Если идеалы побеждены, значит, они были недостаточно крепки, недостаточно чисты, и мы не всегда о них помнили. Зрелость, к которой мы должны стремиться, должна делать нас еще крепче, проще, правдивей, чище, добрее. Это процесс, в котором железо юношеского идеализма закаляется в сталь идеализма зрелого. Если бы люди оставались такими, какими они бывают в 14 лет, мир стал бы совершенно иным!

Альберт Швейцер

Когда моих товарищей корят,
Я понимаю слов закономерность,
Но нежности моей закаменелость
Мешает слушать мне, как их корят.

...И я его корю: зачем ты лих?
Зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Все это так. Но все ж он мой товарищ.
А я люблю товарищей моих.

Люблю, что слова чистого глоток,
Как у скворца, поигрывает в горле.
Люблю и тот, неведомый и горький,
Серебряный какой-то холодок...

Все остальное ждет нас впереди.
Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, бог не приведи!

Белла Ахмадулина

Вот вроде бы все кончается (во всяком случае, наша общая жизнь). Теперь начнется твоя общая с кем-то другим жизнь. И это правильно. И это будет хорошо. Но ведь наше общее вряд ли может уйти совсем куда-то. У тебя все будет хорошо. Мне очень нравится твоя уверенность, что все именно так и будет. А значит, так и будет. Только помни, что пределов нет для совершенства. Тебе так много дано! Я тебя очень люблю. Не пропадай. Не забывай.

М.В.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru