Формула самостоятельности
Она несовместима со стандартами
средней школы,
но ее можно открыть для детей с помощью проекта...
Прививка “взрослости”
В чем причина затянувшейся инфантильности
подрастающего (а может быть, и уже подросшего)
поколения? Неумение ставить цели, определять
свои возможности, принимать взвешенные решения и
отвечать за них – вот с чем выходит за школьный
порог современный выпускник. В школе ребенку
приходится выполнять в основном предъявленные
ему упражнения, заучивать заданные на дом
правила и пересказывать главы из учебника. Такая
деятельность носит название исполнительской и
является частичной по сравнению с полноценной
деятельностью. И чем более аккуратен ученик в
выполнении заданного и менее всего
самостоятелен, тем выше становятся его школьные
котировки. И тем более он считается «пригодным»
для продолжения учебы в высшей школе. Его
взросление отодвигается еще на пять лет по
меньшей мере.
Как стать полезным?
Петербургские педагоги-психологи Лариса
Миронова, Евгений Кунин и Ирина Смирнова вот уже
пять лет делают «прививки» деловой
состоятельности подросткам, попавшим в их
программу «Лидерство для юных». Здесь выбрана
парадигма проектного обучения, требующая
уникального психолого-педагогического
сопровождения и несовместимая со стандартами
средней школы (просто потому, что нельзя угнаться
за двумя зайцами – либо стандарт, либо проекты).
Работа начинается с подготовительного этапа,
когда осенью приглашаются на встречу ученики 8–10
классов с единственным требованием – свободно
владеть английским языком. Их знакомят с
направлениями социально полезной волонтерской
деятельности, для того чтобы помочь определиться
подросткам с темой своего проекта.
К примеру, десятиклассница Наташа Данилова,
закончив художественную школу, хотела, чтобы ее
специальные знания были востребованы. Она сама
решила заниматься с детьми – инвалидами по
слуху. Сначала, не зная жестового языка, работала
как ассистент, но вскоре самостоятельно
проводила занятия каждую неделю. В мае была
подготовлена выставка работ детей в городской
детской библиотеке им. Пушкина, были собраны
отзывы в альбоме. Интересно, что никакой
конъюнктуры, связанной с профессией, у нее не
было: ее будущее – юридическая область. Она сама
сознательно выбрала благотворительную работу.
Ее проект, по мнению руководителей программы, –
самый сильный по вложенному труду и серьезности
обдумывания.
Содействовать, а не управлять
Позиция взрослого обозначена по американской
традиции словом «фасилитатор» (от facilitate –
облегчать, содействовать). Как видите, это не
руководитель, не ведущий, не учитель. Взрослые не
дают указаний, не подсовывают «правильных
решений» – они помогают ребятам сформировать
собственное представление о предмете, более
того, удерживают детей от того, что в психологии
называется «сдвиг мотива на цель», когда, скажем,
обещанная в конце награда становится
определяющей в работе. Так, одна девочка,
взвешивая свои усилия, требовала от взрослых
гарантий того, что она в конце годовой работы
обязательно поедет в США, и, хотя это случилось бы
почти наверняка, ей такого обещания не дали. И она
не стала участвовать в программе.
Во время еженедельных встреч с фасилитаторами
ребята проходят все стадии деятельности, а
поначалу знакомятся с представлениями об этом в
ходе лекций. Любой проект требует выполнения
цепочки: постановка цели – планирование –
подбор средств – осуществление – подведение
итогов – оформление результатов. Каждый этап
требует непрерывного рефлексивного
сопровождения, осознания.
Здесь не обойтись без высокопрофессиональной
работы психологов, помогающих и определить
личностные установки, и создать команду из
незнакомых прежде подростков, – все с помощью
специальной психотренинговой работы.
Этот период формирования проектной идеи длится
до двух месяцев – настолько непривычно
подросткам определять собственные идеи, желания
и интересы.
Проблемы ребенка – проблемы семьи
Встречаясь с родителями, психологи обсуждают
личностные проблемы ребенка, его продвижение в
проекте и влияние на внутреннюю динамику.
Особенно заметны изменения в отношениях детей и
родителей, как у Клима Родионова – «История
страны через историю семьи». Он собрал семейную
хронику за два века, еще со времен крепостного
права, специально ездил в провинцию встречаться
с родственниками, расспрашивал об их судьбах. Это
очень важный момент: кто из подростков будет
выслушивать рассказы старого человека про его
жизнь?
Ксерокопии всех найденных документов,
записанные им воспоминания вошли в альбом.
Юноша, инициатива которого забивалась прежде
старшим братом, открыл глаза на собственные
скрытые доселе возможности.
А вот работа Данилы Граборова «Жизнь моих
прадедушки и прабабушки» стала интересной и для
многих студентов и преподавателей Герценовского
пединститута, поскольку прадедушка, создатель
дефектологического факультета этого института,
оставил много уникальных документов.
Важно, что исторический интерес имеет
продолжение в проблематике современного
социума. Гимназистки Марина Фытова и Аня Уварова
провели исследование женского образования
России от первого женского института в
Санкт-Петербурге до нынешнего состояния. А все
началось с интереса к истории своей гимназии №
209.
В проектах происходит задействование
информационного и профессионального потенциала
родителей, что открывает новые позитивные грани
в общении детей и родителей, а прорисовывающаяся
историческая ретроспектива собственного рода
или своего места проживания, малой родины дает
расширение контекста самоопределения, значит, и
осознанности своего места здесь и теперь.
Маша Семенова, помогая маме-художнице, провела
конкурс детского рисунка в рамках ежегодного
международного фестиваля «Город Святого Петра».
Труднее, чем начать
По жизни нам всем известно, как трудно довести
начатое дело до конца. Здесь тоже требуется
помощь фасилитаторов в оформлении результатов
проектов. Отчет проходит перед городской
администрацией, по электронной почте в
дружественную группу в г. Лэнсинге (штат Мичиган,
США) – здесь и находит применение углубленное
изучение деловой английской лексики. Завершает
программу двухнедельная поездка к партнерам в
Америку, где дети проживают в американских
семьях, знакомясь с их бытом и укладом. Психологи
продолжают проводить совместные групповые
занятия, что укрепляет самоидентификацию
подростков и связи в группе. Л.Миронова отмечает,
что для российских педагогов ценной была сама
работа с нашими детьми, потому что все интересное
происходит в течение года. Уникальная программа
«Лидерство для юных» дает толчок для развития
лидерских способностей детей, их социальной
активности. Родители замечают улучшение
контакта с детьми, рост их самостоятельности и
успеваемости в школе.
Сейчас в программе перерыв, связанный с
лицензированием, после чего она будет предложена
довузовским отделениям вузов.
Реализуя теоретически и практически полный цикл
деятельности в течение учебного года, эта
программа носит компактный и завершенный
характер. «А после этого идите в жизнь и
используйте свои возможности», – напутствует
участников программы Лариса Миронова.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|