Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ирина НЕВЕЖИНА

Формула самостоятельности

Она несовместима со стандартами средней школы,
но ее можно открыть для детей с помощью проекта...

Прививка “взрослости”

В чем причина затянувшейся инфантильности подрастающего (а может быть, и уже подросшего) поколения? Неумение ставить цели, определять свои возможности, принимать взвешенные решения и отвечать за них – вот с чем выходит за школьный порог современный выпускник. В школе ребенку приходится выполнять в основном предъявленные ему упражнения, заучивать заданные на дом правила и пересказывать главы из учебника. Такая деятельность носит название исполнительской и является частичной по сравнению с полноценной деятельностью. И чем более аккуратен ученик в выполнении заданного и менее всего самостоятелен, тем выше становятся его школьные котировки. И тем более он считается «пригодным» для продолжения учебы в высшей школе. Его взросление отодвигается еще на пять лет по меньшей мере.

Как стать полезным?

Петербургские педагоги-психологи Лариса Миронова, Евгений Кунин и Ирина Смирнова вот уже пять лет делают «прививки» деловой состоятельности подросткам, попавшим в их программу «Лидерство для юных». Здесь выбрана парадигма проектного обучения, требующая уникального психолого-педагогического сопровождения и несовместимая со стандартами средней школы (просто потому, что нельзя угнаться за двумя зайцами – либо стандарт, либо проекты).
Работа начинается с подготовительного этапа, когда осенью приглашаются на встречу ученики 8–10 классов с единственным требованием – свободно владеть английским языком. Их знакомят с направлениями социально полезной волонтерской деятельности, для того чтобы помочь определиться подросткам с темой своего проекта.
К примеру, десятиклассница Наташа Данилова, закончив художественную школу, хотела, чтобы ее специальные знания были востребованы. Она сама решила заниматься с детьми – инвалидами по слуху. Сначала, не зная жестового языка, работала как ассистент, но вскоре самостоятельно проводила занятия каждую неделю. В мае была подготовлена выставка работ детей в городской детской библиотеке им. Пушкина, были собраны отзывы в альбоме. Интересно, что никакой конъюнктуры, связанной с профессией, у нее не было: ее будущее – юридическая область. Она сама сознательно выбрала благотворительную работу. Ее проект, по мнению руководителей программы, – самый сильный по вложенному труду и серьезности обдумывания.

Содействовать, а не управлять

Позиция взрослого обозначена по американской традиции словом «фасилитатор» (от facilitate – облегчать, содействовать). Как видите, это не руководитель, не ведущий, не учитель. Взрослые не дают указаний, не подсовывают «правильных решений» – они помогают ребятам сформировать собственное представление о предмете, более того, удерживают детей от того, что в психологии называется «сдвиг мотива на цель», когда, скажем, обещанная в конце награда становится определяющей в работе. Так, одна девочка, взвешивая свои усилия, требовала от взрослых гарантий того, что она в конце годовой работы обязательно поедет в США, и, хотя это случилось бы почти наверняка, ей такого обещания не дали. И она не стала участвовать в программе.
Во время еженедельных встреч с фасилитаторами ребята проходят все стадии деятельности, а поначалу знакомятся с представлениями об этом в ходе лекций. Любой проект требует выполнения цепочки: постановка цели – планирование – подбор средств – осуществление – подведение итогов – оформление результатов. Каждый этап требует непрерывного рефлексивного сопровождения, осознания.
Здесь не обойтись без высокопрофессиональной работы психологов, помогающих и определить личностные установки, и создать команду из незнакомых прежде подростков, – все с помощью специальной психотренинговой работы.
Этот период формирования проектной идеи длится до двух месяцев – настолько непривычно подросткам определять собственные идеи, желания и интересы.

Проблемы ребенка – проблемы семьи

Встречаясь с родителями, психологи обсуждают личностные проблемы ребенка, его продвижение в проекте и влияние на внутреннюю динамику. Особенно заметны изменения в отношениях детей и родителей, как у Клима Родионова – «История страны через историю семьи». Он собрал семейную хронику за два века, еще со времен крепостного права, специально ездил в провинцию встречаться с родственниками, расспрашивал об их судьбах. Это очень важный момент: кто из подростков будет выслушивать рассказы старого человека про его жизнь?
Ксерокопии всех найденных документов, записанные им воспоминания вошли в альбом.
Юноша, инициатива которого забивалась прежде старшим братом, открыл глаза на собственные скрытые доселе возможности.
А вот работа Данилы Граборова «Жизнь моих прадедушки и прабабушки» стала интересной и для многих студентов и преподавателей Герценовского пединститута, поскольку прадедушка, создатель дефектологического факультета этого института, оставил много уникальных документов.
Важно, что исторический интерес имеет продолжение в проблематике современного социума. Гимназистки Марина Фытова и Аня Уварова провели исследование женского образования России от первого женского института в Санкт-Петербурге до нынешнего состояния. А все началось с интереса к истории своей гимназии № 209.
В проектах происходит задействование информационного и профессионального потенциала родителей, что открывает новые позитивные грани в общении детей и родителей, а прорисовывающаяся историческая ретроспектива собственного рода или своего места проживания, малой родины дает расширение контекста самоопределения, значит, и осознанности своего места здесь и теперь.
Маша Семенова, помогая маме-художнице, провела конкурс детского рисунка в рамках ежегодного международного фестиваля «Город Святого Петра».

Труднее, чем начать

По жизни нам всем известно, как трудно довести начатое дело до конца. Здесь тоже требуется помощь фасилитаторов в оформлении результатов проектов. Отчет проходит перед городской администрацией, по электронной почте в дружественную группу в г. Лэнсинге (штат Мичиган, США) – здесь и находит применение углубленное изучение деловой английской лексики. Завершает программу двухнедельная поездка к партнерам в Америку, где дети проживают в американских семьях, знакомясь с их бытом и укладом. Психологи продолжают проводить совместные групповые занятия, что укрепляет самоидентификацию подростков и связи в группе. Л.Миронова отмечает, что для российских педагогов ценной была сама работа с нашими детьми, потому что все интересное происходит в течение года. Уникальная программа «Лидерство для юных» дает толчок для развития лидерских способностей детей, их социальной активности. Родители замечают улучшение контакта с детьми, рост их самостоятельности и успеваемости в школе.
Сейчас в программе перерыв, связанный с лицензированием, после чего она будет предложена довузовским отделениям вузов.
Реализуя теоретически и практически полный цикл деятельности в течение учебного года, эта программа носит компактный и завершенный характер. «А после этого идите в жизнь и используйте свои возможности», – напутствует участников программы Лариса Миронова.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru