Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная
зоология. –
М.: АСТ-Пресс, 1999
Содержание книги совершенно точно
соответствует названию – это зоология, и она
сделана занимательной. Учебный материал в
обычной, текстовой форме составляет лишь
незначительную часть книги, в основном она
состоит из кроссвордов, ребусов, всякого рода
головоломок, подборок интересных фактов (кто
самый большой и самый маленький, в каком году
было сделано то или иное открытие и т.д.). Можно ли
по такой книге научиться и чему, сказать трудно,
но любителю головоломок и кроссвордов книга
понравится, а учителю, который захочет внести в
учение элемент развлечения, этот материал
пригодится. А дальше уж от его искусства зависит,
сумеет ли он использовать развлечение для
обучения. Но сделать это будет непросто, потому
что в общеобразовательных школах не столь велик
интерес к биологии. Вот в биологической школе она
пригодится скорее... Вдобавок для ответа на
некоторые вопросы нужна такая общая эрудиция,
которой обычно не бывает в возрасте изучения
зоологии в школе. Впрочем, и простые задачи в
книге тоже есть. Книга представляется полезной
для закрепления материала – всласть порешав
задачи и поразмышляв над ребусами, школьник
скорее всего уже не забудет, как кто окрашен и где
летает.
Редактирование пособия явно не было доведено
до конца. Почему у некоторых загадок отгадки даны
сразу после текста (в перевернутом виде), хотя во
всей книге ответы собраны в конце глав? Почему в
некоторых случаях та или иная задача
сопровождается репликой “используя
дополнительную литературу, решите...”, а в
некоторых – не сопровождается? И какую
литературу? На каком языке написана такая фраза:
“...ее разводят в специальных бассейнах и продают
по дорогой цене в сейсмических районах...”? Как на
биостанции в Москве могло быть осуществлено
“массовое кольцевание птиц на территории
России”? С каких это пор “ракушки
размножаются”? В каком кошмарном сне
привиделись авторам размножающиеся ракушки?
В пособии имеются арифметические ошибки,
причем на много порядков, зато с невероятной
точностью приведены некоторые биологические
данные (оказывается, частота колебаний крыльев
комара известна с относительной точностью 0,05%, а
площадь, занятая некоторой стаей саранчи, – 0,0001%).
Неправильно описан принцип действия
радиолокатора и балластных цистерн подводной
лодки, частично неправильно – присосок геккона и
локатора летучей мыши. Поэтому числами и
техническими аналогиями из этой книги надо
пользоваться осторожно.
Марина Ашкинази, Леонид Ашкинази
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|