Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология. –
М.: АСТ-Пресс, 1999

Содержание книги совершенно точно соответствует названию – это зоология, и она сделана занимательной. Учебный материал в обычной, текстовой форме составляет лишь незначительную часть книги, в основном она состоит из кроссвордов, ребусов, всякого рода головоломок, подборок интересных фактов (кто самый большой и самый маленький, в каком году было сделано то или иное открытие и т.д.). Можно ли по такой книге научиться и чему, сказать трудно, но любителю головоломок и кроссвордов книга понравится, а учителю, который захочет внести в учение элемент развлечения, этот материал пригодится. А дальше уж от его искусства зависит, сумеет ли он использовать развлечение для обучения. Но сделать это будет непросто, потому что в общеобразовательных школах не столь велик интерес к биологии. Вот в биологической школе она пригодится скорее... Вдобавок для ответа на некоторые вопросы нужна такая общая эрудиция, которой обычно не бывает в возрасте изучения зоологии в школе. Впрочем, и простые задачи в книге тоже есть. Книга представляется полезной для закрепления материала – всласть порешав задачи и поразмышляв над ребусами, школьник скорее всего уже не забудет, как кто окрашен и где летает.

Редактирование пособия явно не было доведено до конца. Почему у некоторых загадок отгадки даны сразу после текста (в перевернутом виде), хотя во всей книге ответы собраны в конце глав? Почему в некоторых случаях та или иная задача сопровождается репликой “используя дополнительную литературу, решите...”, а в некоторых – не сопровождается? И какую литературу? На каком языке написана такая фраза: “...ее разводят в специальных бассейнах и продают по дорогой цене в сейсмических районах...”? Как на биостанции в Москве могло быть осуществлено “массовое кольцевание птиц на территории России”? С каких это пор “ракушки размножаются”? В каком кошмарном сне привиделись авторам размножающиеся ракушки?

В пособии имеются арифметические ошибки, причем на много порядков, зато с невероятной точностью приведены некоторые биологические данные (оказывается, частота колебаний крыльев комара известна с относительной точностью 0,05%, а площадь, занятая некоторой стаей саранчи, – 0,0001%).

Неправильно описан принцип действия радиолокатора и балластных цистерн подводной лодки, частично неправильно – присосок геккона и локатора летучей мыши. Поэтому числами и техническими аналогиями из этой книги надо пользоваться осторожно.

Марина Ашкинази, Леонид Ашкинази

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru