...Сочетая ученость без скуки и веселость
без сюсюканья
Недавно я упомянул в заметке чеховскую
“Скучную историю”. Очень уж подошел рассказ
героя повести к моей теме – эмоциональному фону
преподавательской работы. Удивительно верно и
профессионально описывает Чехов страсти,
захватывающие учителя до занятия, во время и
после.
Конечно, “Скучная история” говорит прежде
всего о жизни умного и достойного человека,
который болен смертельной болезнью и обнаружил
отсутствие в себе “общей идеи”, что и лишило его
существование смысла, оправдания и покоя.
По воле Чехова этот человек оказался ученым и
педагогом, отсюда и описание его учительских
переживаний, поразительное по своей краткости,
точности и простоте. Всего-то две странички, а в
них вся педагогика – и эмоции, и мотивация, и
методика, и мысль.
Место этим двум страничкам – в педагогической
хрестоматии, но я там их не видел и вообще
упоминания о них в педагогической литературе не
встречал. Несправедливо! Как же эту
несправедливость исправить?
И вот иду я по Бруклинскому мосту из
университета А в университет Б, где преподаю по
совместительству, а сам думаю о том, как лучше
представить читателю чеховский текст.
Начинается и кончается отрывок описанием
душевного волнения педагога – эти строчки я уже
цитировал, – причем сдержанный Чехов не
поскупился на яркие краски, он говорит о
наслаждении, страсти, вдохновении и даже
сладостном изнеможении.
А в середине речь идет о методике и
мыслительном процессе, идущем в голове педагога
во время занятия. Чехов начинает: “Чтобы читать
хорошо, то есть не скучно и с пользой для
слушателей...”
Прервемся. Это краткое уточнение стоит целой
диссертации. Что значит преподавать хорошо?
Хорошо – значит не скучно и с пользой для
слушателей. Больше, пожалуй, ничего и не надо, но и
на меньшее согласиться нельзя.
Есть учителя, у которых на уроке не скучно, зато
и пользы для слушателей не найдешь, растворилась
она в развлекательстве. Есть и такие, у которых
что ни слово – то информация. Знания разве что из
ушей у детей не лезут, зато на уроке – тоска
зеленая.
Иногда меня заносило в классе в одну сторону,
иногда в другую, но всегда я стремился выбирать
средний курс, сочетая ученость без скуки и
веселость без сюсюканья.
Вот и сейчас, дойдя до середины Бруклинского
моста, с которого открывается потрясающий вид на
небоскребы Нижнего Манхэттена, я думаю не о
небоскребах, а о предстоящем занятии.
Ведь все известно и расписано заранее, и в то же
время ничего не известно. Беспокоит меня главным
образом все тот же баланс: не забыть о пользе для
слушателей, успеть сказать необходимое – и в то
же время не допустить скуки, отпустить своих
слушателей со светящимися, а не с потухшими
глазами.
Чехов перечисляет, что требуется для этого
учителю: “Чтобы читать хорошо, то есть не скучно
и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта,
иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым
ясным представлением о своих силах, о тех, кому
читаешь, и о том, что составляет предмет твоей
речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме,
следить зорко и ни на одну секунду не терять поля
зрения”.
Талант в этом списке идет первым и само собой
разумеющимся условием. Мол, понятно, что без
таланта никуда, но и его одного недостаточно.
Нужно еще иметь сноровку и опыт. Сноровка на
первых порах может заменить опыт, выручая в
трудную минуту. Гибкость, быстрота реакции,
готовность к импровизации, изобретательность и
практичность – в этом и состоит педагогическая
сноровка.
Дальше “нужно обладать самым ясным
представлением о своих силах, о тех, кому читаешь,
и о том, что составляет предмет твоей речи”. Не
просто ясным представлением – самым ясным! Это
как бы взгляд со стороны: на себя, на своих
учеников, на свой предмет. Без него теряешь
перспективу и оступаешься, делаешь ошибки.
Примерив на себя чеховский список, я
задумываюсь. Что у меня есть? Чего не хватает?
Бруклинский мост подходит к концу, через полчаса
начинается мое занятие. Все решится в классе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|