Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена ЛитвЯк, Елена Хилтунен

Почувствуй этот мир!

Только знания, возникающие из чувств и переживаний,
по-настоящему развивают умение видеть и понимать

Лес на ощупь

Есть огромная разница между ребятишками, выросшими в деревенском доме с яблоневым садом, и детьми города, гоняющими мяч по асфальту зажатого среди многоэтажек двора. Более того, один и тот же ребенок в лесу и в городе ведет себя по-разному. В лесу – преображается. Если и есть нечто, волнующее, удивляющее и восхищающее детей, что заставляет их размышлять и искренне радоваться, так это общение с живой природой. К сожалению, мы не всегда это замечаем, не придаем значения.
– Пойдемте со мной в лес, – предложил участникам одной крупной международной конференции по воспитанию Херрит Ян де Брун, учитель биологии из Голландии. Этот человек посвятил жизнь приобщению городских ребятишек к тайнам леса. Он и сам немного похож на старика-лесовика: белая борода, длинные серебристые волосы перехвачены тесемкой.
– Наклонитесь, наклонитесь к земле, троньте листья травы.
– Это же крапива! Кусается!
– Да. Но с ней можно подружиться, если сложить листок внутрь. У крапивы жалящие волоски растут только сверху.
Удивительно! Идем дальше. Играем с деревьями. Херрит завязал одному из участников прогулки глаза и подвел к ясеню с раскидистыми ветками и толстым шершавым стволом.
– Ощупывай хорошенько и запоминай.
Затем они вместе делают несколько шагов в сторону, и Херрит развязывает платок.
– Ну, теперь осмотрись. К какому дереву я тебя подводил раньше?
Пришлось вспомнить все, что чувствовал, когда дотрагивался до ствола. Известно, если глаза завязаны, тактильные ощущения обостряются. Оказывается, разыскать дерево по пережитому впечатлению совсем нетрудно. Особенно если эта задача дается маленьким детям, потому что именно в детстве у человека бывает период особой восприимчивости окружающего мира через органы чувств.
Наигравшись, мы стали выбирать дерево-друга. Стайкой подходили то к одному, то к другому, и Херрит дотошно расспрашивал: почему ты выбрал именно это дерево? как его зовут? кто из соседних растений может с ним дружить и почему ты так думаешь? кто его родственники и что ему можно пожелать?
Потом все вышли к маленькому лесному озеру – такому прозрачному, что стебли кувшинок виднелись от самого дна. Херрит раздал всем карандаши и сказал:
– Теперь будем писать стихи, лучше всего японские трехстишия: в первой строчке пять слов, во второй – пять, а в третьей – снова пять. Рифма не главное. Главное – образ. И надо, чтобы получилось волшебно.
Конечно, волшебно, в лесу не может быть по-другому. Именно об этом мы стараемся разговаривать со своими учениками.
Муравейник под кроватью

Оказывается, детям чрезвычайно интересна иная, чем у людей, жизнь. То есть им нравится процесс ее зарождения, становления и всех естественных превращений. Одна десятилетняя девочка решила наблюдать жизнь муравьев. Она потихоньку от взрослых переложила в коробку кусочек муравейника с белыми яичками и поставила под кровать, так как ей казалось, что маленькие муравьишки могут рождаться только в темноте. Она была несказанно удивлена, когда обнаружила, что и днем, и ночью из яичек вылупляются существа с крылышками, похожие скорее на мошек, чем на настоящих муравьев. Открытие показалось девочке столь ошеломляющим, что она не удержалась и рассказала о нем маме. Ясно, что коробка с муравейником была сразу же извлечена из-под кровати и выброшена. Ведь взрослые чаще всего расценивают подобные эксперименты как детскую шалость, а в данном случае как нарушение правил гигиены. Дети же запоминают такие истории на всю жизнь. Как они упрашивают нас весной помочь прорастить в блюдечке фасолины и потом пересадить их именно в стеклянную банку, чтобы можно было наблюдать развитие неказистого растения, набирающего силу, цветущего и выбрасывающего стручки. Как удивляются, обнаружив, что черепахи зимой не умирают, а впадают в спячку, а маленькая рыбка в пруду питается не хлебом, как человек, а живыми червями. Выходит, детям важен собственный опыт, собственное переживание природного явления. Но любое переживание, кроме того, это и всплеск внутренней энергии самого ребенка, прояснение разума, а значит, сильнейший толчок в личностном становлении. Если бы мы могли, если бы умели совмещать педагогику разума с педагогикой переживаний!

Кто главный учитель

А может, и не надо никакой педагогики? Выйдем с четырех-пятилетним малышом на улицу, присядем на корточки, чтобы сравняться ростом с ребенком, и посмотрим на мир его глазами. Вот земля. Из чего она состоит? Песка, камешков, комочков глины? А если копнуть лопатой глубже, у земли будет другой состав? А если бросить комок в воду, растворится или нет? У взрослых это называется “изучать основы почвоведения”. А вот трава. Где у нее ствол? Или он бывает только у деревьев? Как устроены листья этой травы и чем они отличаются от листьев кустарника? Это вопросы науки ботаники. Вот лягушка. Почему она прыгает, как это у нее получается? Зоология. Капает вода из водопровода. Как он устроен? Гидротехника.
Шести-семилетних детей больше всего, конечно, интересует мир обычных предметов, самых незатейливых, встречающихся на каждом шагу. Тонут или не тонут в воде различные материалы? (Вода сама по себе привлекательна для ребенка.) Что может притягивать к себе магнит? При каком условии катаются шарики различной величины по плоскости поверхности? Можно ли взвесить предмет руками или для этого необходимы весы? Песочные часы заставляют ребенка задуматься о течении времени. А сколько загадок таится в серой земле: она может быть мягкой или твердой, сыпучей или комком, имеющей форму или состоящей из маленьких камешков, холодная или теплая. Горящая свеча – волшебный мир! Пламя колышется – оно живое? Воск плавится, может быть и твердым, и мягким, и жидким.
К восьми годам у детей появляется интерес к географии, астрономии и истории, вероятно, они хотели бы заглянуть за границы видимого мира, надстроив над теперь уже привычной для них повседневностью мир культуры, таинственную жизнь иных народов и эпох. Новое теперь для них именно это. Так начинается период запойного чтения приключенческих книжек, в которых на ветру раскачиваются экзотические растения, в непроходимой сельве кричат неведомые птицы. Теперь бы в путешествие по миру или хотя бы за город – собирать коллекции травок, камушков, шишек и ракушек (кстати, самое время подарить на день рождения лупу, маленький бинокль, настоящий компас или микроскоп). Или посмотреть красочные фильмы о далеких экспедициях, прочитать книги с огромными цветными фотографиями. Море по ночам плещется у самой кровати. Голова полна индейцами, пиратами и чужеземными обычаями. Школьный двор с чахлым палисадником – непроходимые влажные джунгли.
Выходит, что главный учитель для ребенка – сама природа и все детское окружение. И можно предположить, что существуют по крайней мере три способа преподавания наук детям. Во-первых, погружение в окружающую развивающую среду (природную или специально подготовленную). Во-вторых, постоянная ориентация на сочетание логического и образного в исследованиях окружающего мира. И в-третьих, терпение и абсолютная уверенность в том, что ребенок в конце концов во всем сам разберется.

Школа на деревьях

Один третьеклассник написал о школе своей мечты: “Хочу, чтобы она была на деревьях!” И он не один такой. Множество знакомых детей, да и мы сами в прежние времена проводили массу времени на какой-нибудь яблоне. Ребенок в самом деле реально учится многим вещам, сидя на дереве. Учится не бояться и рассчитывать свои силы (ни один ребенок никогда не полезет слишком высоко, если взрослые не будут запрещать. Потому что на дереве механизмы самосохранения работают в полную мощь. Мальчишка обязательно проверит прочность ветки, прежде чем на нее ступить). Обычное дворовое дерево – место непременного установления социальных связей и ребячьей иерархии. В развилке веток – почетное место, трон, до которого может добраться ловкий и храбрый: эти качества высоко ценятся в детской среде. Там же или между корнями, или совсем уж таинственно – в дупле (что, правда, редко бывает) хранятся детские сокровища. А еще дерево – наблюдательный пункт за жизнью взрослых, место сокровенных разговоров по вечерам, место для любимой всеми тарзанки, источник витаминов (тех же яблок, в конце концов). И даже место экспериментов по сопромату, механике и аэродинамике, постигаемых через прыжки, падения и порванные штаны.
Жаль только, что редкие родители позволяют своим чадам осваивать эти премудрости. Правда, всегда есть исключения. Вам никогда не доводилось видеть маму, стоявшую под раскидистыми ветвями и следившую за движениями своего отпрыска, карабкавшегося вверх? Наверняка она волновалась. Так же, когда сын по утрам ходит в школу через дорогу. А он лез и лез, довольный. Потом остановился, осмотрелся, потрогал соседнюю ветку и покачал головой – не полезу, тонкая. Держа ладонь козырьком возле глаз, он оглядывал окрестности. Наверное, воображал себя индейцем. Посидел немного на дереве и слез. Спрыгнул на землю, и они пошли с мамой по дороге, оживленно разговаривая.
Может быть, в этом пользы все-таки больше, чем вреда? А природа, окружающая ребенка, без конца приглашает к освоению. Воспитательная дилемма, которую каждый взрослый решает для себя сам. Вроде и страшновато как-то, но в голове почему-то все время фраза Януша Корчака: “Не желая, чтобы ребенок умер, мы не даем ему жить”...
А порванные штаны он сам, между прочим, может зашить, раз уже вырос настолько, чтобы карабкаться к небесам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru