Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

По ту сторону оптимистической школьной механики

Учитель попадает в ловушку между разнообразием проблем своих учеников и нарастающим давлением школьных стандартов.
Как найти выход из этой ситуации?

Все – разные
Одна из наиболее существенных для современного американского образования проблем почти невидима и не отражена ни в прессе, ни в публичных дебатах о школьном образовании, ни в беседах и разговорах, которые родители и главы общин ведут с учителями в отношении их работы.
Вопрос сводится к следующему: как могут учителя справиться с постоянно растущей разнородностью в своих классах, в то же время стараясь учить своих учеников таким образом, чтобы помочь всем детям, с которыми они работают, отвечать требованиям новых жестких государственных стандартов?
Как только большинство людей слышат слово «разнородность», им на ум прежде всего приходят основные этнические и расовые группы, существующие в американской школе на сегодняшний день, а именно: афро-американцы, выходцы из стран Латинской Америки, коренные американцы, выходцы из азиатских стран и многие другие.
Но для практикующих учителей разнородность все больше и больше стала означать не только этнические и расовые различия, но и культурные, так как количество учеников, семьи которых недавно иммигрировали в Соединенные Штаты из других стран, постоянно растет. Оно подразумевает и языковые различия: так, большинство этих учеников владеют английским языком весьма слабо, а некоторые из них не владеют им вовсе. Культурные различия также несут с собой или порождают большое количество других проблем и вопросов, например, таких: как следует воспринимать очень разные, диаметрально противоположные религии и нравственные ценности, которые эти ученики приносят с собой, как следует воспринимать весьма различные представления этих учеников о надлежащей роли мальчиков и девочек в обществе, как следует относиться к этим представлениям и, наконец, как помочь ученикам оценить значение образования.
Разнородность включает в себя и такой аспект, как структура семьи, из которой происходят ученики. Одни ученики происходят из традиционных, полных семей с двумя родителями, у других учеников есть только один из родителей, а в некоторых бедных регионах детей часто воспитывают их тети и дяди, братья и сестры или бабушки и дедушки. Даже в случаях, когда семьи живут вместе, проблемы алкоголизма, наркотиков или проблемы чисто психологического характера могут отрицательно повлиять на способности детей и на возможности их успешной учебы в школе. Также существуют различия в домашней среде и семейной обстановке учеников — семьи могут иметь стабильный дом, а могут и не иметь его. В некоторых частях страны (Юг, Дальний Запад) многие дети происходят из семей рабочих-мигрантов, не имеющих постоянного места жительства и кочующих по стране, из семей сельскохозяйственных рабочих, которые переезжают с места на место, т.е. едут туда, где созревает урожай.
И, наконец, существуют проблемы тех, кого мы теперь называем детьми с особыми потребностями. Это дети, которые имеют проблемы развития (умственная отсталость, физические проблемы, такие как глухота, слепота и различные хронические заболевания), это те дети, которые имеют так называемую неспособность справляться с учебой (например, дети, испытывающие трудности в чтении), и другие дети с различными формами поведенческих расстройств и патологических отклонений в поведении (как, например, невротическое и психопатическое поведение). Закон предусматривает, что всем вышеперечисленным типам учеников должно уделяться столько времени в обычном, стандартном классе, сколько возможно, и внимание должно уделяться им в соответствии с их индивидуальными нуждами.

Стандарт на уважение

Попытка поддерживать взаимное уважение между всеми детьми в школе, в то время как они имеют самое разное социальное положение и диаметрально противоположные жизненные ценности, оказывается весьма нелегкой для школ задачей.
Ученики, говорящие по-английски, состязаются за внимание к ним учителя с теми учениками, которые имеют серьезные проблемы психологического характера. Другие же ученики, чья семейная жизнь разрушена и кому плохо дома, могут заснуть на уроке в классе. Ученики, являющиеся выходцами из радикально противоположных культур, могут вообще не оценить хождение в школу и пребывание в ней, а некоторые ученики, имеющие проблемы развития, могут не понять, зачем вообще они оказались здесь. В результате возникают всеобщее замешательство, путаница и неразбериха в классе, нескончаемый хаос, состоящий из просьб, вопросов, взрывов смеха или гнева, из проблем, которые нужно решать учителю ежеминутно, в то время как он пытается держать под контролем класс, в котором, как правило, находится тридцать и даже больше учеников.

Проблема разнородности – одна клешня тисков, в которые многие учителя сегодня попали. Другую клешню представляют все растущие требования, предъявляемые государством и местным управлением в отношении большей педагогической отчетности учителей, лучших показателей учеников в учебе, и требования учителю помочь всем без исключения ученикам отвечать требованиям «высоких стандартов», предписанных государством.
В течение долгого времени, начиная с публикации в 1983 году знаменитого доклада «Нация в состоянии риска», стандарты продолжают быть предметом серьезного обсуждения. Много лет потребовалось отдельным штатам, чтобы провести законы, признающие роль стандартов в обучении, и в данный период времени многие штаты ведут работу по постепенному вводу стандартов в реальность практической работы школьного учителя в классе. Но давление, нажим и трудности здесь очень сильны, и они очень не похожи на те, с которыми учителям приходилось иметь дело в прошлом. К примеру, если тридцать лет назад было вполне достаточно просто дать ученикам из бедных семей или ученикам – представителям национальных меньшинств шанс преуспеть, вообще разрешив им поступить в школу, то теперь реальность ставит совершенно новую задачу перед учителями – обеспечить возможность преуспеть в учебе всем различным разнородным ученикам с их многими разнообразными проблемами, соперничеством и совершенно диаметрально противоположными нуждами и (часто) отсутствием энтузиазма и желания учиться в школе.
Стандарты означают, что учителя должны работать совершенно по-иному, более интенсивно и целенаправленно, чем когда-либо ранее. Опасность здесь заключается в том, что если знания большинства учеников не отвечают этим стандартным требованиям, то учитель рискует своим рабочим местом и может остаться без работы. В то время как стандарты, как правило, принимаются штатом в общем установленном порядке, они рассматриваются и интерпретируются более детально на уровне города или маленького городка, а иногда даже еще более детально на уровне отдельно взятой школы. Простая попытка вычислить и постичь, что данные стандарты реально могут означать для преподавания данного предмета на уровне данного класса и данного возраста, очень часто представляет собой чрезвычайно трудную для учителя задачу, причем отнимающую у него массу времени.
Учителя, возможно, могли бы с этим справиться, если бы получали поддержку со стороны экспертов в области психологии, специального обучения, педагогической оценки и анализа данных, если бы с ними работало достаточное количество переводчиков и экспертов по культурным различиям, существующим между многими мировыми культурами (то есть культурами, чьими носителями являются их ученики; к примеру, мой родной город Сиэтл не принадлежит к числу самых крупных городов в стране, но среди его приблизительно 45 тысяч учеников дети говорят на 85 языках, так как приехали сюда практически из всех стран земного шара, с преобладанием среди них русских и украинцев).
Давление на школы с тем, чтобы перейти к системе, базирующейся на стандартах, основано гораздо в большей степени на идеологии, чем на солидном научном исследовании.
Для некоторых политиков правого крыла стандарты – это «кнут», который должен быть применен, чтобы навязать учителям подотчетность (и возможность наказывать учителей за ее несоблюдение). Ведь учителя представляют собой крупнейший единый «блок» организованных избирателей в США, чьи политическая энергия и симпатии всегда традиционно отдавались ими на благо и в интересах более левой Демократической партии. Характерно, что, как правило, те самые политики, которые сражаются за стандарты, вместе с тем отрицают и необходимость дополнительного финансирования для школ тех ресурсов, которые дали бы школам возможность вплотную заняться проблемами, порожденными разнородностью. (Эти же политики во многих случаях пытались провести законы, которые резко бы ограничили доступ в школы детям нелегальных иммигрантов; но до сих пор суды не дали санкции на применение этих ограничений в школах.)
И поэтому тиски начинают сдавливать еще более мучительно и сильно.

Политики настаивают...

Многие из тех, кто желает стать учителем в больших городах по причинам сугубо идеалистического характера, сами заканчивали школы или в пригородах, или в сельской местности, где проблемы выражены менее резко. И для всех этих новых молодых учителей та действительность, которая появилась во многих школах в течение последних нескольких лет, становится тестом на выносливость и источником глубокого разочарования.
Многие программы для будущих учителей затрагивают эту проблему и адресуют ее учителям посредством учебных курсов под названием «управление классом». В этих курсах рассматриваются и детально описываются все возможные ситуации, с которыми учитель может столкнуться, придя в класс, а также предлагаются возможные решения данной проблемы. Но, как правило, многие ученики имеют не одну, а несколько проблем одновременно – им может понадобиться дополнительная помощь в овладении чтением, они могут происходить из несчастных, сломанных семей, они сами могут страдать от увлечения алкоголем или от чрезмерного употребления наркотиков и соответственно могут проявлять очень слабый интерес к учебе. Иметь дело с одним таким учеником и работать с ним – уже само по себе вызов для учителя, это работа, требующая большой заинтересованности, самоотдачи и активных действий с его стороны. Иметь же дело с десятью или более таких учеников в одном классе и в то же время быть вынужденным осуществлять контроль за учениками, имеющими проблемы совсем другого характера, может оказаться совершенно невозможной и непосильной для учителя задачей.
Почему же, зная обо всех трудностях, политики так настаивают на введении новых стандартов и навязывании их школам и учителям?

Кроме политических, этому есть еще несколько причин. Одна из них связана с меняющейся демографической ситуацией в стране. Если, скажем, лет пятьдесят назад школы были в состоянии обеспечить хорошее образование для немногих (в основном для белых) и посредственное образование для многих (для некоторых белых, большинства представителей национальных меньшинств, а также для детей, имевших различные проблемы), считая, что последние всегда смогут получить работу в сфере физического труда, не требующую от них высокой квалификации, то на сегодняшний день положение резко изменилось. Осталось гораздо меньше работ, не требующих высокой квалификации. Появилось гораздо больше детей – представителей национальных меньшинств и детей, у которых есть серьезные проблемы.
В какой-то степени движение в пользу перехода к системе стандартов получает поддержку со стороны большого бизнеса и индустрии, чье руководство весьма обеспокоено огромными денежными затратами, которые предстоит им вложить в переучивание молодых рабочих, не получивших должной подготовки в школе.
И, наконец, действует и наш традиционный американский оптимизм, чувство, что мы можем фактически сконструировать такую образовательную систему, которая обеспечит равное и качественное образование всем детям. Эта надежда была частью американской образовательной жизни в течение ряда лет, но теперь мы твердо намереваемся сделать ее реальностью.
Сможет ли американская система школьного образования реально осуществить эти очень большие, глобальные задачи без больших дополнительных денежных вливаний в нее, пока неизвестно. В конечном счете этот спорный вопрос станет проверкой для американского оптимизма относительно вопросов образования, тестом его роли в качестве силы, способной улучшить участь тех, кто находится на самой нижней ступени социальной пирамиды.

Стивен Т. Керр
Университет штата
Вашингтон — Сиэтл
Штат Вашингтон, США

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru