КРУГОСВЕТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ
- Из записок Конрада Циппе, немецкого врача и
путешественника, который вместе с миссией
Красного Креста проезжал в 1924 году по
северо-западным губерниям России.
8 мая — день Красного Креста и Полумесяца.
- “Первые дни мая отмечены у здешних жителей
заметным брожением духа. Это знакомо: ночь
св.Вальпургии* (ночь на 1 мая) у нас в Германии
представ-ляет собою пляску ведьм и смущение
небес...
...Природа, лес, с его колдовскими запахами,
переодеванием в юную зелень, просыпается
окон-чательно. Всякое дерево посылает в пляс
своего призрачного, легкого двой-ника; эльфы
вьются меж ветвей, в воздухе стоит звон и трепет
крыльев — музыка необъяснимая и неслышимая, но
ясно ощу-тимая душой.
Здесь, в России перво-майской, вальпургиевой ночи
соответствуют ведь-мины хороводы. Нечистая сила
гуляет. Ведьмы ходят в лесу по белому полотну.
Считается, что они к это-му времени все без
исклю-чения беременны.
Есть поверье: если бездет-ная баба найдет ночью в
лесу такой хоровод (по густому туману в низине) и
незаметно для ведьм спляшет вместе с ними, да еще
утащит у них кусок такого полотна, а дома им
утрется — то обязательно понесет".
- *Вальпургиева ночь, или ночь на Лысой горе,
когда, согласно народному поверью, происходит
т.н. шабаш ведьм.
Мероприятие сие не имеет никакого отношения к св.
Вальпургии, сестре св. Вилибальда. (Оба они
прославились христи-анскими подвигами в VIII в.).
И вообще это праздник языческий. Берендеи и
банники, и с ними вместе многие северогерманские
племена отмечали 1 мая свой Новый год. В
христианской традиции сие незаконное
празднование быстро приобрело черты бесовщины.
На преодоление оной бесовщины и брошен святой
Георгий, праздник которого отмечается 6 мая (23
апреля по ст. ст.).
Один из главных “новогодних” ритуалов
языческого Первомая — украшение майского
дерева, обычай в Северной Европе самый
распро-страненный.
Позднее он перерос в почитание новогодней,
рождественской елки.
В России майское дерево в иных местах было
представлено березою.
Также у нас было (и остается) весьма популярно
первомайское гулянье. Его завел Петр I — кстати, в
угоду московским, кокуй-ским немцам.
Первоначально гулянье совершалось в
Сокольниках, сопро-вождалось чаепитием, хоровым
пе-нием и посещением многочисленных балаганов. К
концу XIX века перво-майские гулянья переросли в
маевки, или собрания полити-ческие. Первая
российская маевка состоялась в Петербурге, в 1891
году. Некоторые исследователи и здесь
усматривают влияние сум-рачного немецкого духа
(добавляя некстати, что день рождения Карла
Маркса — 5 мая 1818 г.).
Так или иначе, первомайское гулянье стало у нас
одним из главных весенних праздников.
- Можно вспомнить еще один переполненный
оптимизмом, кумачово-красный день. 19 мая — День
пионерии.
- 6-24 мая. Можно говорить о праздничной традиции
("русском подъеме", как называют этот
феномен в Европе), которая определяет середину
мая как лучшее время для отечественных церемоний
и отмечаний.
Начиная с 6 мая, наш календарь выводит праздники
один за другим, словно на парад.
- Так сам собою строится календарь: укротитель
бесов св. Георгий, в точном соответствии со своим
прозвищем — победоносец, говорит о скором
приближении Дня Победы.
- Англичане, избравшие Георгия-победоносца своим
небесным патроном, называют этот отрезок
календаря по-своему:
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
- Коронация Елизаветы Петровны. Проект первых
Триумфальных ворот. 1742 год.
- 6 МАЯ — Егорий-вешний, он же Георгий-победоносец
- Это ключевой пункт мая. Весна утверждена
окончательно.По сути дела, своей победой над
чучелом зимы (читай — смерти) Георгий вторит
Пасхе. Но, в отличие от переходящего, летящего по
календарю праздника Пасхи, всякое появление
которого по-своему чудесно, Егорий является
точно в срок.Он максимально "предска-зуем",
надежен. Имя Георгий означает по-гречески —
Землеустроитель.
- Св. Георгий покровительствует воинам, целым
странам (Англия)
и отдельным городам (Брюссель, Москва).
- На гербе Москвы св. Георгий впервые появляется
при Иоанне III, в 1497 году. Однако почитание его
московитами началось гораздо раньше. Георгий был
небесным патроном основателя Москвы Юрия
Долгорукого. После по-беды Дмитрия Донского в
Куликовской битве в 1380 году изображение святого
появляется на стенах московских храмов и башнях
Кремля.
- Славяне почитали Георгия повсеместно. Сербы
купались в этот день рано утром. Сербиянки
просили Георгия о замужестве.
- Календарное значение Егорьева (Юрьева) дня
трудно переоценить. Он знаменует собой сплочение
светлых сил, успокоение, регуляцию календаря.
Егорий весну начинает,
Илья (2 августа) лето кончает.
- Егорий — покровитель полей и плодов земных. Не
случайно его появление в самый разгар сева.Но
главное его достижение — победа над змеем
(бесом), коего сегодняшний именинник поражает на
скаку и в пешем строю.
- Некоторые историки отыскивают змею конкретное
географическое логово. Озеро, из которого
выпол-зал змей, по их мнению, находилось близ
Бейрута; сейчас оно слилось со Средиземным морем.
Город, на который напал змей, назывался Вирит.
Жители его не могли спра-виться с чудовищем и по
совету волхвов стали отда-вать ему своих детей.
Когда пришел черед принцессы, явился святой
Георгий, пронзил змею гортань и “попрал” ногами
коня.
Поражение змея есть победа над язычеством,
холодом, чертом и собственной слабостью.
Народный календарь так описывает происхождение
змея. 15 января, в Святки, семигодовалый черный
петух нес яйцо. Из этого яйца 4 июня, на самой
макушке года, должен вылупиться царь змей
Василиск. Читай — засуха, неурожай, общая проруха
и порча. С этим змеем и призван бороться Егорий.
- В старину существовало предание, что люди,
умершие на Егория-зимнего (9 декабря), весной, на
Егория-вешнего, оживали*. (Еще один фокус
года-глобуса).Перед смертью они сносили
имущество в одно место, где соседи могли брать их
вещи за заранее оговоренную цену, без обмана. Тех,
кто обманывал и брал бессовестно, ожившие по
весне на Егория-вешнего "покойники"
наказывали самым жестоким образом.
- Есть самое утилитарное толкование этого чуда.
Дело в том, что Егорий-зимний — это знаменитый
Юрьев день, когда крепостные кре-стьяне могли
переходить от одного хозяина к другому. Во
вре-мена Ивана Грозного это правило было
отменено, и крестьяне были закрепощены
окончательно.
Тогда и появились мнимые покой-ники, пропадающие
в декабре и оживающие в начале мая.
- 6 мая в деревне празднуют День Пастуха. Сегодня
первый раз выгоняют скотину в поле. Пастуха
кормят в поле мирской (приготовленной всем миром)
яичницей. Окачивают водой, чтобы не спал летом.
Пастух и есть перевоплощенный Егорий. Он первый
выходит на белый свет, полный весенних угроз.
Кнут — копье.
Егорий владеет и лесным зверем. В свой праздник
он разъезжает по лесам на белом коне и раздает
зверям наказы.
На Егория открывался сезон хороводов.
В танце само время собиралось в кольцо,
упорядочивалось.
В этот день кричат веснянки. От других песен
веснянки отличаются "ауканьем" в конце
строфы, когда группы поющих, имитируя эхо,
перекликаются между собой. Так крестьяне
празднуют освоение внешнего пространства,
"возвращение" родного пейзажа.
- 15 мая 1613 года в Москву из Костромы прибыл юный
Михаил Феодорович. С этого момента династия
Романовых начинает отсчет своего правления.
- 20 мая 1727 года. Вступил на престол Петр II
Алексеевич.7 мая 1742 года. Коронация императрицы
Елизаветы Петровны.В честь коронации в Москве
открыты Красные ворота (снесены в 1934 году).
28 мая 1883 года. Коронация Александра III.
27 мая 1896 года. В Москве венчался на царство
Николай II,
последний русский император.
- Существовал даже особый порядок церковных
праздников,
сопровождавший царские церемонии. 15 мая — Борис
и Глеб, первые русские святые.
16 мая — Феодосий Печерский, один из основателей
русского монашества.
22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца
Николая
из Мир Ликийских в Бар (1087).
25 мая — прославление Ермогена (Гермогена),
второго московского патриарха, погибшего во
время Смуты. Этот праздник был учрежден в 1913 году,
к празднованию 300-летия
царствующего дома Романовых.
- Отмечались также даты киевские,
"храмоустроительные":
27 мая 952 года освящен первый (деревянный) русский
храм Софии Премудрости Божией в Киеве.
25 мая 996 года в Киеве освящена первая каменная
Десятинная церковь в честь Успения Пресвятой
Богородицы.
- В Санкт-Петербурге эти построенные
"лестницей" дни были переполнены
праздниками местного значения:
29 мая 1703 года — официальная дата основания
Петербурга (по аналогии с Константинополем,
основание коего легенда помещает на конец мая 330
года).
16 мая 1706 года в Петербурге заложена
Петропавловская крепость.
21 мая 1712 года по указу Петра I столица перенесена
из Москвы в Санкт-Петербург.
- Сюда же можно отнести торжества по поводу
открытия Государственной думы, которое
состоялось 10 мая 1906 года в Таврическом дворце в
Санкт-Петербурге.
Это было уже не совпадение, но отчетливый выбор
организаторов, стремящихся утвердить парламент
не только в пространстве, но и во времени, в
календаре.
- 24 мая — праздник славянской письменности и
культуры, день равноапостольных святых, братьев
Кирилла (Константина) и Мефодия. Праздник был
официально установлен в 1863 году в честь
тысячелетия создания первой славянской азбуки.
По своему времяустроительному значению в СФЕРЕ
ГОДА этот день можно считать самым показательным
в нашем календаре.
Празднует страница, солнечная скатерть. Свет и
время, "растущие" с начала года, от точки
Рождества, достигают к концу мая очередной
стадии в своем развитии.
Тому способствуют торжества пасхальные,
открывающие за собой ровный светлый след длиною
в пятьдесят дней ("Пятидесятница").
Календарь уверенно строит “лестницу” времени —
вверх, на макушку года.
Время словно расстелено под ногами.Эта позиция —
"двумерия", тождества с книжной страницей —
принципиально важна для России. Русский мир
надстроен над словом, сочинен и составлен на
бумаге. Он до сих пор представляет собой проект.
Поэтому май так благоприятен россиянам,
сочинителям и прожектерам, готовым во всякую
секунду опрокинуться в опасные бумажные химеры.
По окончании сего проектного сезона (сева) их
ожидает погружение в лето — работу, дело, страду.
Грядущее трехмерие готовит испытания самые
масштабные. Продолжение следует
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|