Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

КРУГОСВЕТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ

  • Из записок Конрада Циппе, немецкого врача и путешественника, который вместе с миссией Красного Креста проезжал в 1924 году по северо-западным губерниям России.
    8 мая — день Красного Креста и Полумесяца.
  • “Первые дни мая отмечены у здешних жителей заметным брожением духа. Это знакомо: ночь св.Вальпургии* (ночь на 1 мая) у нас в Германии представ-ляет собою пляску ведьм и смущение небес...
    ...Природа, лес, с его колдовскими запахами, переодеванием в юную зелень, просыпается окон-чательно. Всякое дерево посылает в пляс своего призрачного, легкого двой-ника; эльфы вьются меж ветвей, в воздухе стоит звон и трепет крыльев — музыка необъяснимая и неслышимая, но ясно ощу-тимая душой.
    Здесь, в России перво-майской, вальпургиевой ночи соответствуют ведь-мины хороводы. Нечистая сила гуляет. Ведьмы ходят в лесу по белому полотну. Считается, что они к это-му времени все без исклю-чения беременны.
    Есть поверье: если бездет-ная баба найдет ночью в лесу такой хоровод (по густому туману в низине) и незаметно для ведьм спляшет вместе с ними, да еще утащит у них кусок такого полотна, а дома им утрется — то обязательно понесет".
  • *Вальпургиева ночь, или ночь на Лысой горе, когда, согласно народному поверью, происходит т.н. шабаш ведьм.
    Мероприятие сие не имеет никакого отношения к св. Вальпургии, сестре св. Вилибальда. (Оба они прославились христи-анскими подвигами в VIII в.).
    И вообще это праздник языческий. Берендеи и банники, и с ними вместе многие северогерманские племена отмечали 1 мая свой Новый год. В христианской традиции сие незаконное празднование быстро приобрело черты бесовщины.
    На преодоление оной бесовщины и брошен святой Георгий, праздник которого отмечается 6 мая (23 апреля по ст. ст.).
    Один из главных “новогодних” ритуалов языческого Первомая — украшение майского дерева, обычай в Северной Европе самый распро-страненный.
    Позднее он перерос в почитание новогодней, рождественской елки.
    В России майское дерево в иных местах было представлено березою.
    Также у нас было (и остается) весьма популярно первомайское гулянье. Его завел Петр I — кстати, в угоду московским, кокуй-ским немцам. Первоначально гулянье совершалось в Сокольниках, сопро-вождалось чаепитием, хоровым пе-нием и посещением многочисленных балаганов. К концу XIX века перво-майские гулянья переросли в маевки, или собрания полити-ческие. Первая российская маевка состоялась в Петербурге, в 1891 году. Некоторые исследователи и здесь усматривают влияние сум-рачного немецкого духа (добавляя некстати, что день рождения Карла Маркса — 5 мая 1818 г.).
    Так или иначе, первомайское гулянье стало у нас одним из главных весенних праздников.
  • Можно вспомнить еще один переполненный оптимизмом, кумачово-красный день. 19 мая — День пионерии.
  • 6-24 мая. Можно говорить о праздничной традиции ("русском подъеме", как называют этот феномен в Европе), которая определяет середину мая как лучшее время для отечественных церемоний и отмечаний.
    Начиная с 6 мая, наш календарь выводит праздники один за другим, словно на парад.
  • Так сам собою строится календарь: укротитель бесов св. Георгий, в точном соответствии со своим прозвищем — победоносец, говорит о скором приближении Дня Победы.
  • Англичане, избравшие Георгия-победоносца своим небесным патроном, называют этот отрезок календаря по-своему:
    ЛЕСТНИЦА В НЕБО
  • Коронация Елизаветы Петровны. Проект первых Триумфальных ворот. 1742 год.
  • 6 МАЯ — Егорий-вешний, он же Георгий-победоносец
  • Это ключевой пункт мая. Весна утверждена окончательно.По сути дела, своей победой над чучелом зимы (читай — смерти) Георгий вторит Пасхе. Но, в отличие от переходящего, летящего по календарю праздника Пасхи, всякое появление которого по-своему чудесно, Егорий является точно в срок.Он максимально "предска-зуем", надежен. Имя Георгий означает по-гречески — Землеустроитель.
  • Св. Георгий покровительствует воинам, целым странам (Англия)
    и отдельным городам (Брюссель, Москва).
  • На гербе Москвы св. Георгий впервые появляется при Иоанне III, в 1497 году. Однако почитание его московитами началось гораздо раньше. Георгий был небесным патроном основателя Москвы Юрия Долгорукого. После по-беды Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году изображение святого появляется на стенах московских храмов и башнях Кремля.
  • Славяне почитали Георгия повсеместно. Сербы купались в этот день рано утром. Сербиянки просили Георгия о замужестве.
  • Календарное значение Егорьева (Юрьева) дня трудно переоценить. Он знаменует собой сплочение светлых сил, успокоение, регуляцию календаря. Егорий весну начинает,
    Илья (2 августа) лето кончает.
  • Егорий — покровитель полей и плодов земных. Не случайно его появление в самый разгар сева.Но главное его достижение — победа над змеем (бесом), коего сегодняшний именинник поражает на скаку и в пешем строю.
  • Некоторые историки отыскивают змею конкретное географическое логово. Озеро, из которого выпол-зал змей, по их мнению, находилось близ Бейрута; сейчас оно слилось со Средиземным морем. Город, на который напал змей, назывался Вирит. Жители его не могли спра-виться с чудовищем и по совету волхвов стали отда-вать ему своих детей. Когда пришел черед принцессы, явился святой Георгий, пронзил змею гортань и “попрал” ногами коня.
    Поражение змея есть победа над язычеством, холодом, чертом и собственной слабостью.
    Народный календарь так описывает происхождение змея. 15 января, в Святки, семигодовалый черный петух нес яйцо. Из этого яйца 4 июня, на самой макушке года, должен вылупиться царь змей Василиск. Читай — засуха, неурожай, общая проруха и порча. С этим змеем и призван бороться Егорий.
  • В старину существовало предание, что люди, умершие на Егория-зимнего (9 декабря), весной, на Егория-вешнего, оживали*. (Еще один фокус года-глобуса).Перед смертью они сносили имущество в одно место, где соседи могли брать их вещи за заранее оговоренную цену, без обмана. Тех, кто обманывал и брал бессовестно, ожившие по весне на Егория-вешнего "покойники" наказывали самым жестоким образом.
  • Есть самое утилитарное толкование этого чуда. Дело в том, что Егорий-зимний — это знаменитый Юрьев день, когда крепостные кре-стьяне могли переходить от одного хозяина к другому. Во вре-мена Ивана Грозного это правило было отменено, и крестьяне были закрепощены окончательно.
    Тогда и появились мнимые покой-ники, пропадающие в декабре и оживающие в начале мая.
  • 6 мая в деревне празднуют День Пастуха. Сегодня первый раз выгоняют скотину в поле. Пастуха кормят в поле мирской (приготовленной всем миром) яичницей. Окачивают водой, чтобы не спал летом.
    Пастух и есть перевоплощенный Егорий. Он первый выходит на белый свет, полный весенних угроз. Кнут — копье.
    Егорий владеет и лесным зверем. В свой праздник он разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы.
    На Егория открывался сезон хороводов.
    В танце само время собиралось в кольцо, упорядочивалось.
    В этот день кричат веснянки. От других песен веснянки отличаются "ауканьем" в конце строфы, когда группы поющих, имитируя эхо, перекликаются между собой. Так крестьяне празднуют освоение внешнего пространства, "возвращение" родного пейзажа.
  • 15 мая 1613 года в Москву из Костромы прибыл юный Михаил Феодорович. С этого момента династия Романовых начинает отсчет своего правления.
  • 20 мая 1727 года. Вступил на престол Петр II Алексеевич.7 мая 1742 года. Коронация императрицы Елизаветы Петровны.В честь коронации в Москве открыты Красные ворота (снесены в 1934 году).
    28 мая 1883 года. Коронация Александра III.
    27 мая 1896 года. В Москве венчался на царство Николай II,
    последний русский император.
  • Существовал даже особый порядок церковных праздников,
    сопровождавший царские церемонии. 15 мая — Борис и Глеб, первые русские святые.
    16 мая — Феодосий Печерский, один из основателей русского монашества.
    22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая
    из Мир Ликийских в Бар (1087).
    25 мая — прославление Ермогена (Гермогена), второго московского патриарха, погибшего во время Смуты. Этот праздник был учрежден в 1913 году, к празднованию 300-летия
    царствующего дома Романовых.
  • Отмечались также даты киевские, "храмоустроительные":
    27 мая 952 года освящен первый (деревянный) русский храм Софии Премудрости Божией в Киеве.
    25 мая 996 года в Киеве освящена первая каменная Десятинная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
  • В Санкт-Петербурге эти построенные "лестницей" дни были переполнены праздниками местного значения:
    29 мая 1703 года — официальная дата основания Петербурга (по аналогии с Константинополем, основание коего легенда помещает на конец мая 330 года).
    16 мая 1706 года в Петербурге заложена Петропавловская крепость.
    21 мая 1712 года по указу Петра I столица перенесена
    из Москвы в Санкт-Петербург.
  • Сюда же можно отнести торжества по поводу открытия Государственной думы, которое состоялось 10 мая 1906 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.
    Это было уже не совпадение, но отчетливый выбор организаторов, стремящихся утвердить парламент не только в пространстве, но и во времени, в календаре.
  • 24 мая  — праздник славянской письменности и культуры, день равноапостольных святых, братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Праздник был официально установлен в 1863 году в честь тысячелетия создания первой славянской азбуки.
    По своему времяустроительному значению в СФЕРЕ ГОДА этот день можно считать самым показательным в нашем календаре.
    Празднует страница, солнечная скатерть. Свет и время, "растущие" с начала года, от точки Рождества, достигают к концу мая очередной стадии в своем развитии.
    Тому способствуют торжества пасхальные, открывающие за собой ровный светлый след длиною в пятьдесят дней ("Пятидесятница").
    Календарь уверенно строит “лестницу” времени — вверх, на макушку года.
    Время словно расстелено под ногами.Эта позиция — "двумерия", тождества с книжной страницей — принципиально важна для России. Русский мир надстроен над словом, сочинен и составлен на бумаге. Он до сих пор представляет собой проект. Поэтому май так благоприятен россиянам, сочинителям и прожектерам, готовым во всякую секунду опрокинуться в опасные бумажные химеры.
    По окончании сего проектного сезона (сева) их ожидает погружение в лето — работу, дело, страду. Грядущее трехмерие готовит испытания самые масштабные. Продолжение следует

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru