А беспризорников мы не берем...
Гуляй, бродяга! Ты свободная,
неприкосновенная личность. И пока ты не
окажешься преступником или жертвой, тобой никто
не заинтересуется, а значит, никто и не поможет
Наверное, хорошо, что юных беглецов
забрали из милицейского ведомства. Беда в другом:
забрать-то забрали, а систему социальной помощи
еще не наладили
В статье пятой Федерального закона
прописаны пятнадцать пунктов категорий детей и
подростков, в отношении которых должна
проводиться индивидуальная профилактическая
работа. Итак, новый закон направлен прежде всего
на предупреждение, устранение причин и условий,
угрожающих детству. И, естественно, на
обеспечение прав и законных интересов самих
несовершеннолетних. За что творцам закона низкий
поклон.
А что же не срабатывает? Какое основоположение
этого замечательного на первый взгляд документа
превращает подростков в узаконенных бомжей, в
невидимок для всевидящей обычно милиции?
Оказывается, для того, чтобы ребят заметили,
нужна официальная бумага – заявление от самого
несовершеннолетнего или родителей либо
приговор, определение или постановление суда,
комиссии по делам несовершеннолетних… Словом,
без бумажки ты – букашка. Есть она – и сразу
масса хорошо организованных служб как по команде
прозреют и начнут заниматься заброшенным
ребенком. Нет ее – гуляй, детка. Ты свободная,
неприкосновенная личность.
Как же себе представляют эту щекотливую ситуацию
мудрые государственные мужи? После очередной
пьянки и кровавой драки в доме современный
Ванька Жуков садится и пишет на листочке в
клеточку: “Дорогой товарищ милиционер, забери
моего отца или меня отсюда”?.. Те, кто работает с
детьми риска, знают: они никогда не жалуются на
родителей, а, убегая в неизвестность, хотят
одного – покоя, пусть даже мнимого.
Еще год назад ребенок обретал его в детском
приемнике, где взрослые щеголяют в милицейской
форме и где решетки на окнах, но физически и
нравственно дети все-таки были надежно защищены
от невзгод и даже учили уроки.
Несколько лет назад приемники преобразовали в
ЦВИНПы (центры временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей). Заметьте:
правонарушителей, а не простых беглецов.
Ярославскому ЦВИНПу около двадцати лет. Ежегодно
в нем спасались по пятьсот ребят из разных
регионов России. Может, невзирая на закон,
практика приютов все же сохранилась?
– Нет, – ответили мне строго, – бродяг не берем.
Заместитель директора центра Марина Шилова
призналась:
– Конечно, детям здесь, в изоляции, тридцать
суток пробыть не очень комфортно, да все не на
улице. А когда приходит время уезжать, они даже
просятся: “Лучше у вас поживем, оставьте нас…”
– Закон правильный, – считает Шилова. –
Ребенком-беглецом должны заниматься социальные
педагоги, а не милиция.
И тут Федеральный закон “Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” как бы идет ребенку
навстречу. Беда в другом – такими приютами и
социальными центрами не каждый российский город
похвастать может.
Сегодня в России в детских социальных
учреждениях содержится в два раза больше детей,
чем в 1946-м, послевоенном году. По словам
заместителя министра труда и социального
развития РФ Галины Кареловой, в стране ежегодно
выявляется до 130 тысяч детей, ставших сиротами
при живых родителях.
Причины возникновения подобного явления
специалисты видят в первую очередь в
экономическом кризисе, в результате которого
многие семьи оказались на грани нищеты.
Безработица, голод, пьянство родителей гонят
ребенка из дому. 364 тысячи детей в 1998 году не сели
за парты…
В Москве проблема беспризорности особенно остра.
80 процентов беглецов – дети из стран СНГ. Но в
столице только 11 социальных приютов, лишь два из
них государственные. И они не рассчитаны на такое
количество подростков, нуждающихся в помощи. В
результате “чужих” детей приходится отправлять
в детские дома Московской области и близлежащих
регионов.
В Ярославль поехала, чтобы увидеть там хоть
одного пристроенного беглеца. Но в Центре
социальной реабилитации детей и подростков
прижилась пока только… кошка Глаша.
И дело не в том, что в Ярославле не слышали о новом
федеральном законе. Напротив, задолго до его
рождения, как сообщили в городском и областном
управлениях образования, проект этого закона
горячо обсуждался специалистами, и предложения
ярославцев были в нем использованы.
А управление образования мэрии Ярославля
разработало даже специальную программу, в
которой образовательная политика стала иметь (на
бумаге) четкую социальную направленность.
Итак, центр задумывался в соответствии с
принятой стратегией этой политики: приют плюс
социально-педагогическая служба.
В бывшем детском саду вовсю шел ремонт. Приют,
естественно, не работал. Но директор центра
Александр Грузнов явно гордился переменами,
происходящими в здании. Новенькие матрасы,
коробки с учебными принадлежностями, плюшевая
мебель, куча ярких игрушек.
Пока рассматривала все это нарядное богатство,
не заметила, как отбилась от экскурсии. Помчалась
по лестнице мимо запертых комнат – и внезапно
остолбенела, будто попала в другое измерение: за
распахнутой дверью в самом центре кабинета
сверкало никелем… акушерское кресло.
– Ничего странного, – раздался за моей спиной
спокойный голос директора. – Понятно ведь, с
какими детьми нам придется работать.
Помочь выжить детям с трудной судьбой взяла на
себя миссию социальная служба центра. Уже почти
год педагоги изучают неблагополучные семьи в
своем районе, собирают статистику, ходят по
школам, проводят консультации для детей,
родителей и учителей. Результаты встреч – в
стопочках обычных школьных тетрадок.
– Мы видим проблему, знаем, как помочь той или
иной семье, но ребенок обычно все отрицает и даже
защищает родителей из страха, – говорит
сотрудник центра Альбина Шикина. – Вот мы и
стараемся, ведем бесконечные беседы и с ребенком,
и с мамой, чтобы вылечить семью.
– А еще нам часто звонят из школ: ученик
прогуливает, найти не можем, помогите! –
рассказывает другой специалист, Лидия Зверева. –
Я работаю в восьмом микрорайоне со школами № 90 и
№ 87. Район сложный. Узнаю, где собираются
наркоманы, зову на помощь врачей, психологов из
наркоцентра, налаживаю контакты с неформальными
группировками ребят.
Конечно, лучше бы ничего этого не было. Но раз мы,
взрослые, устроили своим детям такую опасную
жизнь, сами и обязаны теперь переделывать ее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|