Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Лариса ШЕПИТЬКО:  “Я хотела дать надежду тем, кто останется после меня...”

Я видела смерть очень близко.
У меня была серьезная травма позвоночника, а я в то время ждала ребенка. Могла и погибнуть, потому что ребенка я решила сохранить.
Я тогда впервые оказалась перед лицом смерти и, как всякий человек в таком положении, искала свою формулу бессмертия. Хотела думать, что от меня что-то должно остаться.
Повесть Василя Быкова “Сотников” я прочитала тогда, в том новом своем состоянии. Это, говорила я себе, вещь обо мне, о моих представлениях, что есть жизнь, что есть смерть, что есть бессмертие.
Заявить о своей потребности, о праве каждого отдельного человека отстаивать уникальность, единственность, неповторимость и бессмертность своей судьбы – вот к чему я стремилась. И выйдя на этот уровень размышлений, я уже никогда не смогу вернуться в прежний круг житейских желаний, профессиональных интересов...
                              Последнее интервью. 1979 год, июнь

Бывают люди, с чьим уходом из жизни – да еще неожиданным, ранним – смириться невозможно. Ход времени лишь обнажает возникшую пустоту, обостряя чувство утраты, бесконечно личной даже в том случае, когда и речи нет о кровном родстве, да что там – порой и о знакомстве.
...Это случилось на рассвете 2 июля 1979 г.
По дороге к озеру Селигер – местам съемок фильма по повести В.Распутина “Прощание с Матерой” – машина, где находились режиссер Лариса Шепитько, оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты, на полном ходу столкнулась со встречным грузовиком. Мгновенный обрыв человеческих жизней, неосознанный, должно быть, самими погибшими, как бывает, когда смерть настигнет во сне.
Такой переход в инобытие принято считать почему-то легким.
...В этих местах летом ночи коротки и светлы, небо величаво, цветы и травы в человеческий рост, а зимой ветер без преград метет поземку – колючую, как в первых кадрах “Восхождения”. Неизменность. Как и в тот трагический день, недостает начальных букв на указателе с названием ближайшего населенного пункта. Буквы время от времени подновляются, но непогода упрямо стирает их, оставляя лишь последние: “...кино”.
Поселок Редкино. 137-й километр Ленинградского шоссе в сторону Твери, тогда Калинина...
Крошечный некролог в “Известиях” показался, помню, невероятной ошибкой, опечаткой. В день похорон шел дождь, и на “Мосфильме” в реальность происшедшего не верилось почти никому.
Портрет Ларисы нес человек, в котором видела она – и не раз говорила об этом – своего бессмертного Сотникова. Настанет час, судьба сведет меня с ним – сведет и уже не отпустит, но слово о нем впереди.
Об этом портрете кинокритик Виктор Демин, знавший Ларису на протяжении жизни, скажет: “Такой я ее никогда не видел. Это она, только, может быть, на несколько лет вперед.
Как звук запаздывает за светом и грохот выстрела отстает от выхлопа дыма, так, должно быть, и тут – плоть опаздывает за обретениями души, этой, что там ни говори, световой субстанции. Фотограф сумел сделать плоть прозрачной – вот и проглянула душа”.
Чем больше проходит времени – тем неотступнее этот ее взгляд. Не прощальный, а вопрошающий, ждущий. Встречающий. Словно в дороге, которую вот-вот заметет, занесет, и не отыщешь шагов шедших ранее. Окольных же тропок не счесть: они есть и были всегда.
Но был и тот деревенский пригорок – образ и подобие Голгофы – в черно-белый страшный зимний день казни Сотникова, куда многих и многих из нас швырнуло прямиком из зрительного зала. Мы оказались там такими, какими были тогда: очень и очень разными. Забудется ли, как уже из петли, поймав в толпе взгляд мальчугана в потрепанной буденовке, смотрел он в его и одновременно в наши глаза?
Смотрит и поныне, минуя небытие.
Смотрит. Завещая то главное, что для него дороже самой жизни, но и спрашивая нас – каждого в отдельности. О чем?..
В безмолвном этом диалоге могут быть паузы, порою длинные, даже обрывы. Наияростнейший спор или тихая исповедь друг другу, притяжение и отталкивание, благодарность и трудное ощущение вины – все, чем жива душа человеческая. Не может быть лишь одного – завершения.
Редчайший случай, когда провидческое “...и здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба” можно отнести не только к художнику и его творению, но и к тем, кто уходил из кинотеатра, став в духовном своем опыте старше на целое “Восхождение”. Пусть даже и, не выдержав испытания, не принял его.
Привычное понятие “зритель” в значении “наблюдатель, соглядатай” здесь теряло свой смысл.
“Писали такие глубокие по мысли, по чувству, по потребности поделиться письма, – рассказывала всего за месяц до гибели Лариса. – Из них видно, как велика у людей потребность в духовной жизни, в напряженной духовности. Людям нужен и человек, с которым они могли бы поделиться размышлениями, чувствами, исповедоваться перед кем-то. И получилось, что исповедуются передо мной...”
Трудно передать чувства, с которыми прикасаешься к этим письмам сейчас и, конечно, впервые. Будто хочешь продлить эпоху, когда Лариса Шепитько и те, кого позвала она “на свидание с собственной совестью” – это ее слова, – были еще современниками. Словно ищешь среди них и свое, неотправленное, недописанное – как едва обозначившийся путь... Тот ли он, Лариса?
И есть ли право открывать всем не рассчитанное на публичность (кто хотел – писал отклики в прессу)? Открывать эту беззащитность наивных и неловких признаний, это мучительное преодоление немоты, противоречивость, доверчивое “я могу только вам...”.

Ирина БУТЫЛЬСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru