Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
руководитель образовательного
центра “Азъ”

Когда убеждения не действуют

По страницам яснополянского журнала

Обычно учитель не может изложить свою педагогическую идею рациональным образом. Даже Лев Толстой, задумывая издавать педагогический журнал “Ясная Поляна”, опасался, что не будет понят. В предисловии к первому номеру, обращаясь к публике, просит писать конкретно и практически обо всем, включая описание своего отрицательного педагогического опыта: «Искреннее описание опыта со всеми колебаниями, изменениями, неудачами и ошибками гораздо поучительнее и дороже для науки, чем изложение будто бы непогрешимой методы».
Результат не замедлил себя ждать. Практически в каждом из бесценных номеров журнала есть статья, рассказывающая о личных педагогических неудачах. Создается такое впечатление, что писали в журнал люди, хорошо знакомые друг другу, давно общающиеся.
Возможно, такой эффект создается потому, что в “Ясную Поляну” писали единомышленники. Более того, эта атмосфера поддерживалась Толстым, который писал: “Ничего нет легче, как быть профессором университета, и ничего нет труднее, как быть народным учителем: в первом случае все вопросы и трудности уже предвидены, во втором – ширина требований поражает и ужасает вас”. Толстой отстаивал интересы учительства в глазах общественности. Позитивность взгляда на педагогический опыт – это одно из важнейших условий формирования творческой деятельности учителя.

“Девочки не отвечали на мои вопросы,” – сто тридцать шесть лет тому назад сокрушалась учительница одной из школ Тверской губернии. “Убеждения мои мало действовали, надо было прибегнуть к другим средствам...”
До этого учительница работала вполне успешно. Но вот новая ситуация – сельская школа. И вдруг – молчащие на уроке девочки, с которыми невозможно наладить контакт привычными средствами.
“...Я начала придумывать разные игры. Большая часть девочек не знали, которая рука правая, которая левая, не умели различать цветов, не знали даже названий многих частей тела”.
Дети, которые не отвечают или не знают, – стандартная ситуация для многих современных учителей. Как часто приходится слышать от родителей сетования по поводу школьного учителя, который на первом же родительском собрании произносит набившие оскомину слова: “Если ваши дети к концу сентября не...” Дальше следуют разные комбинации: «не выучат, где лево и право»; «не будут считать в пределах десятка»; «не будут писать все буквы»; «не научатся читать» и так далее.
Учительница же сельской школы прошлого века “начала придумывать разные игры”. “Первая игра была такого рода: я спрашивала, кто скорее скажет, какого цвета платок Маши? Дети кричали – кто красный, кто желтый, некоторые утверждали – синий. Я решала спор. Таким образом, мы перебрали все переднички, сарафанчики, рукавчики, и наконец все дети верно называли каждый цвет.
Другая игра. Я командую: “Руки на стол; правую руку вверх, левую под стол; правую руку к левому уху, левую руку на темя и т.д.” Дети хохочут, спорят и все-таки запоминают новые слова, новые выражения, привыкают не стесняться.
Еще игра. Назначается какое-нибудь слово; я начинаю рассказывать историю и, когда скажу назначенное слово, все, заметивши его, подымают руку. Сначала рассказывала только я, потом начали вызываться охотницы рассказать, и наконец, определили рассказывать той, которая, не расслушав слова, забудет поднять руку” .
Эти строки, написанные сельской учительницей более столетия назад, возможно, кому-то покажутся наивными. Нас же удивляет та серьезность, с которой учительница подошла к возникшей трудности – она не купается в своих открытиях и далека от самолюбования. Свое воспоминание она заканчивает искренним признанием: “Когда девочки привыкли говорить со мною не стесняясь, игры допускались только изредка”.
Учительница подарила коллегам частный ход в решении частной проблемы. Тем самым в очередной раз подтвердив, что справляться с возникающими педагогическими проблемами можно – если к ним подходить конструктивно. И хорошим подспорьем здесь могут оказаться разные детские игры.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru