Судьба свободного танца
Московская версия выставки
“Человек пластический”, которая
демонстрировалась в Италии под названием
“Вначале было тело”, была показана в залах
Театральной галереи на Малой Ордынке
Эта экспозиция радикально отличалась от
всего, к чему привыкли постоянные посетители
галереи. И не только строгим, аскетичным
дизайном: белый фон, белые конструкции стендов,
на стеклянных плоскостях которых размещены
черно-белые фотографии, черно-белая графика с
редким включением цветных эскизов, превосходно
поставленный свет. “Человек пластический” –
отличный пример выставки-исследования. Автор
концепции и структуры выставки Николетта Мислер
много лет изучает судьбу “свободного танца” в
России, опираясь на фонды и помощь сотрудников
нашего Театрального музея имени А.А.Бахрушина
(куратор московской версии – Ирина Дуксина). Но
почему же для исследования судеб “свободного
танца”, искусства движения вообще, которые
являются феноменом международным, итальянская
исследовательница избрала Россию? Ведь Айседора
Дункан, как и Э.Жак-Далькроз, творчество которых
положило начало поиску новых выразительных
возможностей человеческого тела, принципы свои
сформировали отнюдь не в России. И тем не менее...
Айседора Дункан впервые выступила в России в 1904
году, потом приезжала к нам многократно.
Искусством ее восхищались поэты, актеры,
философы, художники (одним из самых горячих ее
поклонников был К.С.Станиславский). Она
освободила ноги танцовщицы от обуви (ее
последовательницы именовались “босоножками”),
тело – от корсета, заменив привычный костюм
балерины короткой туникой. У нее был свой алфавит
движений, основанный на изучении
древнегреческой пластики и вазописи, но основа
ее танца – импровизация, подчиненная духу
музыки. Дункан организовала несколько школ в
Европе и Америке, однако самыми прочными
оказались ее школы в России, где преподавали она
и ее приемная дочь Ирма. И причина тому, наверное,
не в семейном статусе Дункан (брак с Сергеем
Есениным), а в том особом умонастроении, которое
охватило послереволюционную Россию.
Воистину наша страна в 20-е годы была страной
Великих Утопий и не менее глобальных Панацей.
“Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с
наших ног”, – пелось в известной революционной
песне. И предлагались “всеисцеляющие средства”,
которые помогут отряхнуть этот прах с ног
победившего пролетариата. У одних теоретиков
этой панацеей была всеобщая гигиена, у других –
физкультура, у третьих – “инженеризм”.
Как это ни парадоксально, но именно в голодные,
суровые послереволюционные годы Россия захотела
танцевать свободный танец, культ гармонического
тела был одной из панацей в то время. Количество
танцевальных студий росло как грибы после
хорошего дождя. Вот свидетельство Александра
Румнева, знаменитого актера Камерного театра и
не менее знаменитого танцовщика-пантомимиста:
“Несметное количество девушек и юношей с
чемоданчиками в руках устремились в
танцевальные школы и студии, где Инна Чернецкая,
Вера Майя, Валерия Цветаева, Лидия Редега и
другие “босоножки” и “пластички”
конкурировали в поисках современных форм танца с
другими балетными школами... Все танцевали или
хотели танцевать”. А язвительный балетный
критик Ивинг даже утверждал, что благодаря этому
умопомешательству воспряла промышленность,
увеличившая выпуск чемоданчиков в несколько раз
(он же определил увлечение новыми формами
пластики термином “плаституция”).
И еще об одном российском послереволюционном
феномене рассказывает выставка “Человек
пластический” – о непредставимом, нереальном
(по сегодняшним меркам) количестве научных
подразделений, возникших в те годы ради изучения
человеческого тела и его движения. Этой
проблемой занимались несколько научных центров,
и прежде всего Хореологическая лаборатория при
Российской академии художественных наук во
главе с А.Ларионовым и А.Сидоровым. В ее работе
участвовали многие известные философы,
музыковеды, психологи. И мастера фотографии
(“светописи”, как тогда говорили), в том числе
Н.Паоло-Свищев, памятный многим старым москвичам.
Они фиксировали все: и выступления студий, и
экспериментальные показы, и попытки создания
“алфавита движений” (записи элементов движения
геометрическими фигурами). Они провели четыре
выставки “Искусство движения” (1925–1928 гг.),
многие экспонаты которых можно сегодня увидеть
на Малой Ордынке.
Фотографии, эскизы костюмов, зарисовки
танцовщиков, скульптуры рассказывают нам о
разнообразии поисков в сфере движения, о
странной для послереволюционной страны
внеидеологичности этого вида художественной
деятельности (если не считать идеологией явную
связь с определенными направлениями искусства
Серебряного века и особенно российского
символизма). Но этим отличались только первые 6–7
лет послереволюционной действительности.
Впрочем, и тогда среди постулатов теоретиков
пластики и ритмики звучали идеи гармонизации
ритмов трудовых процессов, рационализации
движения, оформления нового быта. На выставке
представлены и эти опыты, но главные ее сюжеты
связаны с теми направлениями в искусстве,
которые родились и развивались благодаря новому
подходу к движению. Здесь можно увидеть
материалы о творчестве Николая Форрегера, Льва
Лукина, Александра Румнева, о начале хореографии
Касьяна Голейзовского (в том числе и его
выразительные рисунки), о становлении
эксцентрического танца, акробатического
направления, о цирковых опытах хореографов,
первых шагах российского мюзик-холла. Но вскоре
мюзик-холл будет объявлен симптомом
“буржуазного разложения” (частные студии
начали закрывать еще в 1924 году), искусство танца
потеряло свой внеидеологический статус,
импровизация неуклонно уступала место
организации. Тезис о здоровом теле сохранил свою
ценность, но демонстрировалось оно в основном на
физкультурных парадах и на других массовых
выступлениях, означая здоровье и единство всего
народа. А те чудаки, те идеалисты, которые
начинали создавать “человека пластического”, –
они постепенно стали исчезать из истории
отечественного искусства... Чтобы вновь
вернуться в нее в наши дни, чему немало
способствует выставка в Театральной галерее.
Но дело не только в исторической справедливости.
Тем, кто побывал на спектаклях I Европейского
фестиваля современного танца, который состоялся
в Москве осенью прошлого года, тем, кто следит за
развитием линии “модерн-балета”, выставка на
Малой Ордынке показала, кто распахивал это поле и
бросал первые зерна.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|