Они знают по шесть языков,
но не от хорошей жизни
Потому что они – беженцы. Но сначала
они – дети, которым пришлось жить в обществе, где
разделение на своих и чужих оказалось почти
непреодолимым
Проблема иммигрантов (то есть
эмигрантов с точки зрения тех, куда они
эмигрировали) – процентов на восемьдесят
мифологическая. Самое краткое и
интернациональное ее изложение: мы ничего против
них не имеем, но нельзя ли сделать так, чтобы их
дети не учились в одной школе с нашими? Почему?! Да
как же: говорят...
Говорят, что их религия рекомендует мочить
неверных везде вплоть до сортира. Говорят, что
они не едят свинины. Или нет, они ее едят с
потрохами и шкурой. Они ходят в свои бани все
вместе, а знаете, какие у них бани? Там нет воды,
один пар. А если ты в гостях не похвалишь их вино,
в следующий стакан наливают яду. А если...
Достаточно. Горячий народ. А это... как бы
сказать... точно? Нет. Это не точно. Но нет дыма без
огня.
Проблему мигрантов следует для начала отделить
от банальной национальной проблемы. Вот Ашот, а
папа его – Тигран, но они московские армяне, и
прилагательное тут куда важнее
существительного. Когда учительница Елизавета
Антоновна сказала, что надо купить кассу букв и
слогов или сдать 200 рублей на учебник – у Ашота не
возникло никаких проблем. Живет он в нормальной
двухкомнатной квартире, и у него такое “ЛЕГО”,
что... В общем, сам сходи посмотри. А вот Вася из
Приднестровья (то ли из Молдавии, он сам толком не
знает). Он, конечно, русский, более того, он и
провинился в том, что он русский. Но...
Говорит он по-русски (на самом деле – на
московском диалекте) не в пример хуже Ашота.
Вместо портфеля у него какая-то торба. Он не
понимает простейших вещей. Заблудился по пути к
школьной столовой – вот тормоз! Он... Словом, он
чужой. Он не такой, как мы.
Елизавета Антоновна в сложном положении. Ей не
хотелось бы делить детей на своих и чужих. Тем
более на таких и не таких. С другой стороны, ей
хотелось бы объяснить этим умным троглодитам,
как надобно относиться к чужим и не таким, если
все же конституировать их наличие. Дальнейшее
ясно: Елизавета Антоновна терпит, покуда может
терпеть, а потом собирает хулиганский актив и
негромко, корректно поясняет им, почему и отчего
так нельзя. После этого безобразия затухают, но
новенький отделяется от остальных прозрачной
пленочкой. Он и впрямь не такой, как мы. Ты слышал,
что сказала Лизавета?
Но лучшей стратегии для Елизаветы Антоновны мы
не знаем и предложить не можем.
Если суммировать вклад в мировую культуру
последних, например, ста лет мигрантов, то
результат получится ошеломляющий. Большинство
культовых писателей и режиссеров США –
эмигранты в первом поколении. Или, чтобы не
ссылаться на чужой опыт, вспомним издевательства
патриотов лет пятнадцать назад над списком
лучших русских писателей: Фазиль Искандер,
Анатолий Ким, Грант Матевосян, Тимур Пулатов,
Мати Унт, Василь Быков, Чингиз Айтматов, Максуд и
Рустам Ибрагимбековы... Предлагалось позорное
деление на литературу русскоязычную и русскую
по... анализу крови. А мы добавим к этому списку
еще Иосифа Бродского (не потому, что он еврей, а
потому, что он уже тогда был русским американцем),
Сашу Соколова, Владимира Войновича, Александра
Солженицына – и всерьез задумаемся над
проблемой, что обретает и что теряет человек,
который живет не там, где родился.
Очевидно: он обретает опыт, который может в
зависимости от дарования и интеллекта
прочувствовать и использовать буквально или
весьма глубоко. Вполне заурядный индивид, прожив
по десять лет в Польше и Аргентине, будет как
минимум знать два языка, как-то ориентироваться в
кухне и обычаях двух стран. Человек же одаренный,
зная Польшу и Аргентину, по двум характерным
деталям представит себе Финляндию; он научится
отделять привнесенное культурой от базисного
человеческого. Но, пожалуй, главное его обретение
как раз там, где мы переходим к утратам, –
постоянная тоска по этой Польше, тоска, теребящая
память.
Отметим также, что более интенсивный опыт
требует и большего времени усвоения. То есть
мальчик, сменивший за тринадцать лет жизни
четыре страны, в чем-то самостоятельнее
сверстников. Он умеет приготовить себе обед из
минимума продуктов и найти в городе базар. Но
сложится, утрясется его личность годам к
тридцати, если не позже. Отсюда – маргинальное
его положение среди сверстников, которое не
обобщается иной формулировкой, нежели
инаковость.
Еще одна важная черта мигранта – он (вместе с
родителями) не знает, вернется ли на родину. Если
знает, что да, то вся наша проблема сводится к
гостеприимству; пока гостей мало, это вообще
ерунда, сгруппируются возле посольства или
консульства. Когда станет много, образуют
колонию. Ну, некоторые неудобства типа восьми
коек в комнате, одного душа на этаж – чисто
социальные заморочки... Если знает, что нет, то
ассимилируется и уже через год станет неотличим
от сверстников. Загвоздка именно в этом незнании.
Балансе на лезвии ножа.
Это лезвие ножа пронизывает поэзию первой
русской эмиграции. Мы назвали бы такое
настроение чемоданным. Борис Поплавский
определил его парой строк: и казалось, в воздухе,
в печали // поминутно поезд отходил. Жутковато
читать, как Юрий Терапиано, надеявшийся еще
молодым вернуться в Россию, умирает за
восемьдесят в парижской больнице, а на спинке его
кровати значится: George Terapiano – как он сам себя так
и не решился назвать.
Беженца, мигранта мучит сомнение: всерьез он тут
живет или так, перекантовывается? Все ли узлы
стоит распаковывать? За это бы пожалеть его, но
это же вызывает раздражение у тех же
одноклассников. Нам, значит, все по-настоящему: и
двойка, и родителей в школу, и остальное, а тебе
вроде глюка? Ну-ну...
Знакомый, курировавший армянских беженцев в
Москве во время карабахского конфликта, сказал:
“Эти дети знают по шесть языков, но не от хорошей
жизни”. Девочка, приехавшая в Москву из Кишинева,
скупо, но вынужденно ярко повествует о той
нищете, в которой там живут наши
соотечественники. А про Кишинев хорошо сказал
другой мой знакомый, взрослый, свободно мыслящий
и путешествующий человек: “Никогда не видел,
чтобы город так разрушили без войны”. Девочка
мечтает, как летом поедет в Кишинев к бабушке и
дедушке, но там довольно быстро начинает мечтать
о Москве. Говорите, это скорее общее место насчет
летних каникул, и когда дедушка с бабушкой под
Серпуховом, картина та же самая? Да, пожалуй. Но
мама этой девочки уже не может съездить запросто
к своей маме, потому что взрослый билет
переваливает за тысячу. И тут не вопрос
расстояния, потому что на ту же тысячу в
восточном направлении можно заехать втрое и
вчетверо дальше.
Мне думается, лучшее решение проблемы мигрантов
– попробовать о ней забыть. Давая (или не давая, в
зависимости от настроения и финансового
положения) нищему, не обращать внимания, что
перед ним лежит – ушанка или тюбетейка. Если
сосед в тюбетейке просит спички, не отказывать. И
так далее. Просто жить по-людски, при всем
разнообразии понимания этих слов. Мы и есть это
разнообразие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|