Врата в Небесный Свет
Человек имеет две родины, два отечества. Одно
отечество – это наша земля. И та точка земли, где
ты родился и вырос. А второе – это тот
сокровенный мир духа, который око не может
увидеть и ухо не может услышать, но которому мы
принадлежим по природе своей. Мы дети земли – и в
то же время гости в этом мире.
Человек имеет право не доверять мирозданию.
Человек имеет право чувствовать себя в чужом и
враждебном мире. Такие современные писатели, как
Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и другие, часто
говорили о страшной абсурдности бытия. Нас
обступает нечто грозное, бесчеловечное,
бессмысленное, абсурдное, и доверять ему
невозможно.
Но когда они говорят, что мир абсурден, то есть
бессмыслен, они это знают только потому, что в
человека заложено противоположное понятие –
смысла. Тот, кто не знает, что такое смысл, не
чувствует, никогда не поймет, что такое абсурд. Он
никогда не возмутится против абсурда, никогда не
восстанет против него, он будет с ним жить как
рыба в воде. Именно то, что человек восстает
против абсурда, против бессмыслицы бытия, и
говорит в пользу того, что этот смысл существует.
Древнее библейское провозвестие говорит нам о
том, что мы можем совершить внутренний переворот
и сказать бытию – да, довериться тому, что
кажется страшным и грозным. И тогда через хаос,
через абсурдность, через чудовищность жизни, как
солнце через тучи, глянет око Божие. Бога, который
имеет личность – и личность, отображенную в
каждой человеческой личности. И контакт с ним
возможен – как союз между подобными существами.
Весь фокус человечества – это удивительная его
аналогия с Тем, Кто создал мир.
И в ветхозаветной библейской религии возникло
понятие о вере-доверии. Не вере как некоем
теоретическом, философском или религиозном
убеждении, а вере как акте порыва через
мертвящую, абсурдную действительность, когда
человек говорит Богу: да, я принимаю и внимаю. Так
возник древний завет между Богом и человеком,
древний союз.
Но, конечно, союз между примитивным, древним
человеком и божественным не мог быть
окончательным и совершенным. Это было воспитание
человеческого рода, детство человеческого рода,
потом юность... И в седьмом веке до нашей эры
пророк Иеремия сказал: “Так говорит Господь. Я
заключу с народом Новый Завет, “брит ха хадаша”,
новый союз, который будет не такой, как прежний.
Он будет начертан в сердцах”.
И вот – ночью совершается жертва...
Через семьсот лет после пророка Иеремии в
маленькой комнате собираются двенадцать
человек, и совершается жертва. Обычно жертва
совершалась с употреблением крови. Кровь была
символом жизни. А жизнь принадлежит только Богу.
И вот члены собравшегося общества были
окропляемы кровью жертвенного животного. Так
было издавна у всех народов, вплоть до глубоко
первобытных времен, до палеолита. И Моисей, когда
заключал завет с народом Бога, окропил всех
кровью жертвенного агнца.
А вот в эту ночь, о которой я говорю, которая
произошла весной 30-го года первого столетия
нашей эры, Иисус Назарянин в окружении
двенадцати совершает обряд воспоминания о
свободе, которую дарует Бог. И крови здесь нет, а
есть чаша с вином и хлебом. И он разламывает этот
хлеб и раздает всем и говорит: “Это мое тело”.
Как жертвенный агнец за людей. И он обносит чашу
среди учеников и говорит: “Это Моя кровь, которую
Я проливаю за вас, это Новый Завет в Моей крови”.
Таким образом, в этой священной трапезе Бог и
человек соединяются уже не в реальной физической
крови, но в символической крови земли, ибо
виноградный сок, вино – это есть кровь земли, а
хлеб – это есть плод земли, это природа, которая
нас кормит, это Бог, который отдает себя людям в
жертву. И вот Иисус Назарянин совершает эту
жертву.
И с того мгновения, с той священной ночи чаша не
перестает возноситься и совершается евхаристия.
Во всех направлениях христианства, во всех
церквах и даже сектах – всюду этот знак
присутствует.
Иногда говорят, что Христос возвестил новую
мораль. Да, он сказал: “Заповедь новую даю вам –
любите друг друга, как Я возлюбил вас”.
И раньше существовала заповедь о любви, и слова
“люби ближнего как самого себя” принадлежат
Моисею. А Христос придал ей совершенно особое
звучание – “как Я возлюбил вас”, потому что ради
любви к человечеству он остался с нами на
грязной, кровавой и грешной земле – только чтобы
быть с нами рядом. То есть его любовь стала
любовью самоотдающей, и поэтому он говорит: “Кто
хочет за мной идти, тот пусть отвергнет себя”. То
есть своей самости – не своей личности, отнюдь,
личность – святое, а своего ложного
самоутверждения, самости. Отдаст себя, возьмет
свой крест, то есть свое служение, в страдании и в
радости, – и тогда за мной идет.
Христос призывает человека к осуществлению
божественного идеала. Только близорукие люди
могут воображать, что христианство уже было, что
оно состоялось – в тринадцатом ли веке, в
четвертом ли веке или еще когда-то. Оно сделало
лишь первые, я бы сказал, робкие шаги в истории
человеческого рода. Многие слова Христа нам до
сих пор непостижимы, потому что мы еще
неандертальцы духа и нравственности, потому что
евангельская стрела нацелена в вечность, потому
что история христианства только начинается, и то,
что было раньше, то, что мы сейчас исторически
называем историей христианства, – это
наполовину неумелые и неудачные попытки
реализовать его.
Христианство – не новая этика, а новая жизнь.
Новая жизнь, которая приводит человека в
непосредственное соприкосновение с Богом, – это
новый союз, новый завет.
И в чем же тут тайна? Как понять, почему как
магнитом человечество притягивает к личности
Иисуса Христа, хотя он пришел в мир уничиженный и
не было в нем ни таинственности индийских
мудрецов, ни поэтической экзотики восточной
философии?
Никогда Христос не формулировал эту тайну прямо.
Он только спрашивал людей: “За кого Меня
принимают? За пророка, за воскресшего Иоанна
Крестителя? А вы?” “Ты Помазанник, Царь, Мессия,
Сын Бога живого”. Здесь должен открыться
какой-то внутренний опыт. И он это спрашивает до
сих пор, спрашивает каждого, потому что это
говорит Бог человеческими устами. Иисус Христос
– это человеческий лик Бесконечного,
Неизъяснимого, Необъятного, Неисповедимого,
Безымянного. И прав был Лао-цзы, когда говорил,
что имя, которое мы не произносим, и есть вечное
имя. Да. Безымянного и Непостижимого. А тут он
становится не только называемый по имени, даже
называемый человеческим именем. Тот, кто несет
вместе с нами тяготы жизни.
Вот в этом центр и ось христианства.
“Аз есмь дверь”, – говорит Христос. Я есть дверь,
врата в небо.
Заметьте, что он не оставил христианству ни одной
написанной строчки – как Платон, который оставил
нам свои диалоги.
Он не оставил нам скрижалей, на которых начертан
Закон, – как Моисей оставил скрижали.
Он не продиктовал Коран, как Мохаммед.
Он не образовал ордена, как сделал Гаутама Будда.
Но он сказал: “Я с вами остаюсь во все дни до
скончания века”. Когда они чувствовали, что
расстаются с ним, он произнес слова вещие: “Я не
оставлю вас сиротами, но приду к вам”. И это
продолжается и происходит сегодня. Весь
глубочайший опыт христианства строится только
на этом, все остальное – это как бы поверхностные
слои. Во всем остальном христианство может
становиться похожим на прочие религии.
Религии в мире есть часть культуры. Они вырастают
вместе с порывом человеческого духа к вечности, к
непреходящим ценностям. Здесь же – поток идет
свыше, с неба, и поэтому один из теологов нашего
столетия имел право сказать: “Христианство –
это не одна из религий, а кризис всех религий”.
Оно поднимается над всем, потому что, как говорит
нам апостол Павел, никто не спасается делами
Закона, а только верой во Иисуса Христа.
Что такое дела Закона? Это система религиозных
обрядов, правил. Нужны ли они? Да, нужны – как
воспитательное средство. Они создаются людьми.
Иногда по великим прозрениям, иногда просто в
силу традиции, иногда по заблуждению.
Дела Закона... Иногда эти законы идут от
откровения Божьего, как в Ветхом Завете. Но – для
определенной фазы умственного и духовного
развития. А что значит – спастись? Это значит
соединить свою эфемерную временную жизнь с
бессмертием и Богом. Вот что такое спасение.
Приобщение к Божественной жизни. Жажда этого
приобщения живет в нас, в каждом человеке. Она
спрятана, скрыта, мы можем ее куда-то внутрь
затолкать, но она все равно есть в человеке. Так
вот апостол говорит, что Закон свят.
Ветхозаветный Закон свят, и Бог дал его, но
приобщиться к жизни божественной можно только
через веру в Иисуса Христа.
Опять-таки что значит вера в Иисуса Христа? Вера в
то, что жил такой человек на земле? Это не вера, а
знание. Современники помнили, что он жил.
Евангелисты оставили нам достоверные
свидетельства. Историк сегодняшний нам скажет,
что да, такой был. Попытки разных пропагандистов
утверждать, что Христос – это миф, давно
разрушены.
Что же это означает – в него верить? В то, что он
пришел из других миров? Это тоже правда, но это
все-таки теория. И здесь мы должны вспомнить о той
вере, которая декларирована в Ветхом Завете:
доверие к бытию.
Еще когда Авраам сказал Богу “да”, – вернее, не
сказал, а молча повиновался Его призыву, – вот
тогда и родилась вера. На древнееврейском языке
слово “вера” звучит как “эмуна” – от слова
“аман”, верность. “Вера” – понятие очень
близкое к понятию “верность”. Бог верен своему
обещанию, человек верен Богу; слабый, грешный, он
все-таки верен Богу. Но Богу какому? Сокровенному,
грозному, как мироздание, порой далекому от
человека, как океан.
Христос открывает иной вид Бога: через себя. Он не
иначе называет Его, как “Отец”. Иисус Христос
почти никогда не произносит слово “Бог”. Он
всегда называет Его Отец. И в своей земной жизни
он употребляет для этого такое слово, нежное и
ласковое, которое дети употребляют на Востоке,
обращаясь к отцу. Это непереводимо, но это так.
Христос открывает Бога как нашего небесного Отца
– и тем самым создает братьев и сестер, ибо
братья и сестры возможны лишь когда у них есть
общий отец.
И вот общий духовный Отец – это Бог. А открытость
сердца вести Иисуса Христа – это и есть тайна
Евангелия. Потому что любой из вас отлично знает,
насколько человек запутан, слаб, насколько в нем
свили гнезда всевозможные комплексы и грехи.
И есть сила, которую Христос оставил на земле,
которая выдается нам даром. Она по-русски так и
называется – благодать. Благо, которое дается
даром. Не зарабатывается, а даром.
И вот благодать превосходит закон. Закон – это
первая стадия религии, которая начинается у
ребенка. Вот это нельзя, это можно, какие-то
правила, какие-то нормы. Нужно это? Да, конечно. Но
потом приходит благодать: через внутренний опыт
встречи с Богом. Это как любовь, это как
ликование, это как победа, как музыка сфер.
Благодать – это новая жизнь. Апостол Павел
говорил: “Вот спорят между собой люди. Одни –
сторонники старинных, ветхозаветных обрядов.
Другие (греки) – против этого. А ведь ни то ни
другое не важно. А важно только: новое творение –
и вера, действующая любовью”.
Вот это и есть подлинное христианство. Все
остальное на нем – историческая обложка, рама,
антураж; то, что связано с культурой.
Я вам говорю о самой сущности христовой веры.
Бесконечная ценность человеческой личности.
Победа света над смертью и тлением. Новый завет,
который возрастает, как дерево из маленького
желудя. Новый завет, который сквашивает историю,
как закваска тесто.
И уже сегодня вот это Царство Божие тайно
является среди людей: когда вы творите доброе,
когда вы любите, когда вы созерцаете красоту,
когда вы чувствуете полноту жизни – царство
Божие уже коснулось вас.
Оно не только в далеком будущем, не только в
футурологическом созерцании, оно существует
здесь и теперь. Так учит нас Иисус Христос.
Царство придет, но оно уже пришло. Суд над миром
будет, но он уже начался. “Ныне суд миру сему”, –
говорит Христос. Ныне – то есть тогда, когда он
впервые провозгласил Евангелие.
И он еще сказал: “А суд заключается в том, что
свет пришел в мир – а люди более возлюбили тьму”.
Этот суд начался – во время его проповеди в
Галилее, в Иерусалиме, на Голгофе, в Римской
империи, в средневековой Европе и России,
сегодня, в двадцатом веке, и в двадцать пятом
веке, и во всей истории человечества. Суд будет
продолжаться, потому что это христианская
история – это история, когда мир идет рядом с
Сыном Человеческим.
И если мы еще раз зададим себе вопрос: в чем же
заключается сущность христианства? – мы должны
будем ответить: это богочеловечество –
соединение ограниченного и временного
человеческого духа с бесконечным Божественным.
Это освящение плоти, ибо с того момента, когда Сын
Человеческий принял наши радости и страдания,
наше созидание, нашу любовь, наш труд, – природа,
мир, все, в чем он находился, в чем он родился, как
человек и богочеловек, – не отброшено, не
унижено, а возведено на новую ступень, освящено.
В христианстве есть освящение мира, победа над
злом, над тьмой, над грехом. Но это победа Бога.
Она началась в ночь Воскресения, и она
продолжается, пока стоит мир.
Отец Александр МЕНЬ
Из лекции “Христианство”, прочитанной 8
сентября 1990 г.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|