Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Почему дети боятся школы?

Социологические опросы свидетельствуют: в школьных стенах больше половины старшеклассников не чувствуют себя в безопасности

Спокойствие учителя в конфликтной ситуации, его твердая, но доброжелательная позиция действуют и на малышей, и на подростков отрезвляюще. Для школьников, к сожалению, более привычна взрывная реакция взрослого. Их не смущают насильственные попытки разрешения конфликта. И хотя ссора или даже драка в этом случае разгорается только еще жарче, сами они чаще всего все равно не способны найти компромиссный выход из создавшейся ситуации.
Когда юный агрессор сталкивается с осуждением, которое выражено уважительно, это само по себе оказывается для него воспитательным потрясением.
Насилие со стороны учителя – легкий выход, потому что не требует никаких внутренних усилий. Это привычно-однообразная реакция. Достойный выход – всегда трудный, потому что его нужно найти. Примеры красивого выхода из сложной ситуации нужно собирать в копилку личного опыта педагога.

Мария САХНОВИЧ,
преподаватель литературы

Ловушка унижения

Если ученик ошибается, что мы осуждаем: ошибку или его самого?

Светлана Васильевна Кривцова, руководитель центра социально-психологической адаптации подростков “Генезис”, корень проблемы агрессивного поведения школьников видит в том, что детям в школе неуютно, одиноко.

– Дети говорят: «Мы же в школе абсолютно никому не нужны. Если я умру завтра, никто и не заметит». Правда ли это, в данном случае не важно. Важно, что дети именно так себя чувствуют. Беда в том, что в школе никто не требует от учителя навыков коммуникативной культуры. Вопросы взаимодействия учитель – ученик, учитель – класс, воспитания свободы и ответственности учеников недостаточно прорабатываются как в рамках вузовской подготовки учителя, так и в системе повышения квалификации.
Что нужно сделать, чтобы ребенку в школе стало лучше? Человеку хорошо там, где он чувствует интеллектуальную, коммуникативную состоятельность, удовлетворение потребности быть нужным. Но... именно в этом педагоги систематически отказывают ученикам. Ребенка нередко прямо загоняют в ловушку, заставляя выбирать: прослыть дураком или прослыть хулиганом? Чаще он выбирает второе, чтобы сохранить лицо.
Конечно, учителя грех ругать: основополагающая заповедь – не дать ученику потерять лицо! – закрытая область знаний для обучающихся в пединститутах. Но чем агрессивнее поведение педагога, тем сильнее агрессивность учеников. Самые трудные, самые отпетые подростки все равно продолжают ходить в школу, а учитель все равно обязан общаться с ними и помнить, что перед ним дети, нуждающиеся в помощи.
Нам всем больше понятна педагогика, основанная на чувстве вины и страха, на слепом послушании, а не на чувстве собственного достоинства. Агрессивные, унижающие ребенка методики до сих пор преподаются в педагогических вузах – приемы публичного разоблачения, противопоставление всего класса одному провинившемуся.
Будущие педагоги обучаются не избегать, а создавать ситуации, предельно унижающие ребенка. Вот, например, игра, которую советуют применять вожатым в летнем лагере, если какой-то ребенок надоел, раздражает, не слушается. Она называется «Я большая жирная обезьяна». Воспитатель предлагает группе детей разрядиться, прокричав эту фразу, соревнуясь, кто громче. Взрослый и дети, кроме несчастного изгоя, участвуют в сговоре: первый раз они по знаку вожатого действительно закричат, а на второй – промолчат, и закричит только один ребенок, которого решено наказать. Агрессивные издевательства над несчастным, который сам признал, что он большая жирная обезьяна, обеспечены.
Часто ли ученик слышит: «И хотя в данном случае ты ошибся, твой подход был интересным», «Ты на правильном пути, попробуй прибавить усилия», «Не могу с тобой согласиться, но твою точку зрения следует обдумать»? К сожалению, в подавляющем большинстве случаев учитель не только отмечает ошибку ребенка, но и интеллектуально унижает его при этом, не только не принимает его точку зрения, но и отбрасывает ее как глупую и ничего не стоящую.
Если учитель не ставит перед собой цель воспитать в ученике чувство самоуважения, стоит ли удивляться детской агрессивности, плохому поведению?

В центре социально-психологической адаптации подростков «Генезис» разработали специальный курс «Учитель и проблемы дисциплины: как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые плохо себя ведут». Курс рассчитан на методистов-психологов, школьных администраторов (завучей по учебно-воспитательной работе), директоров интернатов, детских домов, классных руководителей, воспитателей, школьных психологов.

Телефоны «Генезиса»:
(095) 208-29-41,
208-72-46

Марина БРУНОВА, социолог

Жестокость против жестокости

Дети агрессивны лишь потому, что взрослые говорят с ними на языке насилия. И этот язык действительно становится общим...

В стенах школы подросткам видится угроза их неприкосновенности. При этом они до такой степени свыклись с жестоким фоном школы, что в подавляющем большинстве не считают агрессивное поведение окружающей среды отклонением, ненормальностью, а воспринимают как норму, пусть крайне тяжелую, неприятную. Так принято, так сложилось, иначе не бывает, тяжело, но что поделаешь, полагают они.

“Агрессивность детей и подростков представляет собой сложный социально-психологический феномен с широким спектром поведенческих актов – от действий, являющихся формой разрешения фрустрационной напряженности, до неодолимых насильственных действий криминального характера” – так объясняет подростковую агрессивность психолог Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Виктор Василевский.
...Тринадцатилетний Миша учится на тройки, заметно ниже своих возможностей, плохие отметки вызывают у него бурную и гневную реакцию, направленную на одноклассников и на... дневник. Он его рвет или сжигает, из-за чего периодически обостряется бесконечный конфликт с классным руководителем. Он оскорбляет, обзывает одноклассников или накидывается на них с кулаками. Из-за его постоянной раздражительности, грубости, мстительности часть одноклассников боязливо от него отступается, а он их преследует; уверенные в себе ребята игнорируют “этого психа” с подчеркнутым презрением, а более сильные “агрессоры” преследуют “агрессора”. Классный руководитель регулярно вызывает в школу мать Миши, а она учит сына ремнем после каждого такого разговора.
То, что мальчик глубоко, отчаянно несчастен, что ему остро необходима профессиональная психологическая помощь и просто теплое, сердечное сочувствие, очевидно.
Пример Миши демонстрирует типичную агрессию замещения и разрядки. Психологические корни такого типа агрессивности обнаруживаются прежде всего в семье, как показали исследования Елены Ольшанской, опубликованные в журнале “Директор школы”. Если дети испытывают дефицит доверительных отношений с родителями, а те склонны к проявлениям авторитарности, нетерпимости, у детей не складываются навыки сотрудничества с окружающим их социальным миром, который представлен прежде всего школой. Любое воздействие этого мира воспринимается как угрожающее, враждебное, и агрессивность ребенка носит защитный характер по принципу “лучшая защита – это нападение”. Замечено, что жесткая требовательность к ребенку, приказной стиль воспитания, грубая авторитарность родителей также имеют характер замещения: в таких семьях преобладает атмосфера неуверенности, тревожности, беспокойства, ожидания действительных и мнимых неприятностей.
Период глубоких внутренних изменений, переживаемых обществом, драматически обострил подобные настроения во многих семьях. “Ненависть субъективно всегда переживается легче, чем тоска и тревога”, – подчеркивает врач-психиатр, кандидат медицинских наук Юрий Можгинский в монографии “Агрессия подростков” и доказывает, что превращение гнетущих страхов, тревоги, тоски в раздражительность и злобу – типичный, широко распространенный, опасный и тупиковый путь преодоления мучительных эмоций. Агрессивность взрослых направляется прежде всего на ребенка, тот воспроизводит в своем поведении усвоенные модели. Создается трагическая и безвыходная для ребенка ситуация, когда родители и учителя объединяются против него, фактически провоцируя его агрессивное поведение.
В психологии даже существует такой термин – “корчующая педагогика”: взрослые рассматривают ребенка исключительно как объект воздействия, в котором злые задатки подразумеваются безусловно, а добро и цель воспитания видятся в их выкорчевывании. Послушание становится главной задачей ребенка, но он не сможет ее выполнить, даже если проявит абсолютную, рабскую покорность и исполнительность: в этом случае взрослые все равно истолкуют его поведение как содержащее элементы непослушания и не изменят жесткую методику наказаний.
В социально-экономическом развитии нашего общества все больше утверждается принцип конкурентности. Он подразумевает свободу и самостоятельность решений, умение сделать выбор и ответить за него. Но большинство родителей и педагогов добиваются беспрекословного послушания, а не умения ответственно пользоваться свободой. В такой атмосфере авторитарности, казарменности – приказано – исполняй! – агрессивное поведение действительно может быть эффективным средством достижения цели.

Учителя и особенно родители не хотят, разумеется, чтобы подросток был не способен добиваться своих целей, не умел постоять за себя, но не учат ребенка и подростка конструктивному сотрудничеству, уверенному поведению, этике ненасилия.
Считается, что сегодняшняя социально-экономическая ситуация особенно активно вызывает к жизни такие агрессивные установки, как “дай сдачи вдвое сильнее” и “бей первым”.
...Четырнадцатилетний Игорь учится на твердые четверки, посещает секцию карате, активен, настойчив. Он решил стать членом совета школьного самоуправления, но ребята проголосовали против, опасаясь резкого характера мальчика, его агрессивности. На молодежном сленге такой тип поведения называется “всех построит!”. Игорь действительно всех построил и добился своего угрозами, взрывами гнева, оскорблениями.
Дети не умеют давать отпор подобному поведению с позиций достоинства, спокойной твердости и ненасилия. Деятельность совета учеников сначала была дезорганизована, потом пошла по закону, утвержденному Игорем: есть две точки зрения – моя и неправильная. Ежеминутно грозящая взрывом и чреватая конфликтами обстановка не способствовала работе, и мальчик вызвал нарекания педагогов, с которыми до сих пор вел себя корректно. Тогда грубость, резкость Игоря обратились на учителей, ибо признавать свои ошибки и вступать в диалог он не умел. Но силы на этот раз были неравны. Столкнувшись с негодующими требованиями педагогов, родители Игоря заняли неустойчивую позицию: в школе они конфликтовали с классным руководителем, а дома накидывались на сына. Агрессивность Игоря обратилась против него самого: и родители, и учителя старались сломить мальчика, вместо того чтобы помочь ему, научить видеть в других людях таких же людей, как он сам, а не средство достижения цели.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru