Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лирический репортаж о железной доске, пластмассовом сердце и дыхании лопуха

Стулья больше подходили для пыток. Через десять минут спина затекала, хотелось полежать на парте, чтобы хоть немного расслабиться. Но парты шатались и не желали стоять ровно. Написать на доске четко что-либо умное не было никакой возможности. Мел противно скрипел, крошился, а на поверхности доски оставались только слаборазличимые полоски. Да и прочая школьная мебель дух не поднимала: огромные шкафы навевали мысли о бесследно исчезнувших там учениках, которых учитель отправил когда-то за географическими картами…

До сих пор вспоминаю огромного деревянного рака в кабинете биологии. Он был единственным хоть немного реальным представителем животного мира в нашей школе. Все остальные милые сердцу учителя биологии животные – лягушки, змеи, рыбы, кошки и птички в разрезе – существовали лишь на картинках года эдак 60-го. В кабинете химии и того хуже – три колбы, над которыми колдовали еще самые первые выпускники. А в кабинете физики никогда ничего не работало. Тоска! Учителя объясняли материал мимикой и жестами. В связи с чем воспринять посредством этих жестов строение человеческого глаза или процесс выделения кислорода было немыслимо.

Вот с таким грузом воспоминаний я и бродила у стендов различных фирм, предлагающих мебель и оборудование для школ. Минут через пятнадцать поняла, как много я потеряла! Если бы в моей школярской жизни было хоть что-то подобное, скорее всего, физика и химия не вызвали бы у меня такую стойкую неприязнь.

Самарская фирма «Светоч Плюс» предложила доски зеленого и… белого цвета. На зеленой можно писать привычным мелом. И он, что характерно, совсем не скрипит. И написанное видно издалека. А белая доска задумана для… фломастера. Вот это да! Легко и просто! И не надо никого гонять за мелом в соседний кабинет. Потому что доски не деревянные. А из стали. Даже самым изобретательным школярам не проковырять в ней дырку и не поцарапать. И можно облить соляной кислотой без всякого урона. Ведь доска покрыта стеклоэмалью.

Фирма «Росметалл» на рынке уже десять лет. Начинала она с выпуска всего одной модели школьной доски. Сегодня фирма может предложить любой вид мебели. И сотрудничает аж с 50 регионами страны! О парты «Росметалла» невозможно пораниться – специально продуманные травмобезопасные края не позволяют развлечься любителям травм. И стулья хоть и очень простые, но красивые и страшно удобные. Сидеть на них можно сутками: ничего коварного с твоим организмом не случится. К тому же они регулируются. Не надо сидеть скорчившись, если ты высокий. И не надо задирать голову, если ты маленький, а учителя увидеть все-таки хочется.

Шкафы для учебных пособий, библиотечные стеллажи, кафедры московской фирмы «Квазар» будто созданы для школы XXI века. Современные, удобные, легкие.

«МФ Интер ФЭП» выпускает не только специализированную мебель, но и комплекты учебного оборудования для базового курса химии, биологии и физики: посуду, модели атомов, видеофильмы, различные таблицы и даже высокохудожественные портреты знаменитых химиков.

Казалось, положительными эмоциями загружен по макушку и ничто тебя уже не удивит. Но от стенда фирмы «Медиус» ни я, ни ребята, пришедшие на выставку, не могли оторваться. Фирма славится анатомическими учебными пособиями по курсам анатомии, зоологии, ботаники и ОБЖ. Чего только на ее стенде не было! И череп павиана, и очень зубастая нижняя челюсть гейдельбергского человека, и стопа шимпанзе, которую каждый проходящий мимо мальчишка подолгу жал, думая, что это рука.

А разборная модель внутренностей человека? Не для слабонервных! Но народ не сдавался, толпился, рвался собрать и разобрать живописные детали. Мамы с папами тоже заводились с пол-оборота, мешали отпрыскам, отчаянно споря: «Нет, это же сердце, куда ты его суешь?! Там должно быть легкое!» Два пацана, протусовавшись у стенда весь предыдущий день, так наловчились собирать человека, что все остальные дни выставки неизменно срывали аплодисменты у зрителей. Хитрецы подначивали новичков на соревнование, кто быстрее соберет и разберет модель, и в два счета обыгрывали простаков.

Прибор для наблюдения дыхательного процесса у растений работал не переставая. Вы когда-нибудь видели, как дышит лопух?!

Со скелетом норовил обняться каждый. И сфотографироваться на память. Пятилетний Сашка восхищенно тянул: “Ой, мама, какой я красивый внутри!”

В имитаторах ранений вскоре щеголяли все посетители стенда. Мне тоже захотелось прицепить что-нибудь вроде «открытого перелома ноги»: куска резины, похожего на человеческую кожу, с нарисованной кровью, костями и синяками на двух завязочках. Для курса ОБЖ такие имитаторы просто находка. Тут тебе и перелом, и синяк, и кровотечение, и ожог. Хоть сто лет пройдет, не забудешь ни за что, как это выглядит и как с этим бороться.

Тренажер для обучения искусственному дыханию и массажу сердца по имени Вася снискал безоговорочную народную любовь, и причем сразу. Девчонки жалели бедного Васю, потому что у него нет ног (всего лишь торс, зато в полную величину и даже в футболке!). Васе можно было сделать искусственное дыхание и посмотреть на пульте, верно ли ты справился. Даже зрачки у Васи незамедлительно расширялись или сужались в зависимости от усилий юных «спасателей».

Спасать Васю вставали в очередь. Одна мама, посмотрев, как ее сын умело и ловко сделал непрямой массаж сердца, шумно вздохнула: ну, теперь я за себя спокойна!

На выставке было много вещей прекрасных и разных. Неповторимых. Единственное, что их объединяло, – любовь к детям и уважение к учителям. А также понимание, что новый век, новые технологии, новая школа – давно единое целое.

Мария Симонова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru