Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Негосударственным – легче?
Ничуть! Значит, им нужно объединяться...

В рамках выставки прошла I Международная конференция “Негосударственная школа на рубеже ХХ–XXI веков”. Ее организатором стала Ассоциация негосударственных учреждений. За три года существования в нее вошло более 200 частных школ из 15 регионов России.

Это только со стороны кажется, что частные школы находятся в более привилегированном положении за счет родительских средств. На самом деле предвзятое отношение со стороны органов управления, санэпидстанций, пожарной охраны и массы других служб ставит их в жесткую зависимость от чиновников. Но объединение помогает не только выживать, но и успешно развиваться.

Членство в ассоциации позволило педагогам не только подключиться к поиску новых методик и технологий, но и участвовать в разработке механизмов правовой защиты. Обо всем этом и шел разговор на конференции.

Педагоги один за другим предлагали аудитории непростые вопросы: как научить ребят корректному использованию языка (на научном языке это называется лингвистической компетенцией)? Чему прежде всего надо учить при чтении – умениям и навыкам или развитию критического понимания? По каким критериям можно оценить работу школы?

Ну и, конечно, в центре внимания были правовые проблемы. Судя по репликам, всех повергло в шок постановление правительства (№ 1067 от 22.09.99 г.), лишающее, по сути, педагогов частных школ пенсионных льгот за выслугу лет. Правда, ассоциация уже обратилась в Верховный суд РФ с просьбой внести изменения в этот документ.

Директор школы “Альтаир” Татьяна Михайловна Вяткина подробно рассказала о том, как получить целевой кредит. Дело в том, что в Москве принято решение выводить частные школы из зданий детских садов и общеобразовательных школ и предоставлять им отдельные помещения. Те, что предлагают, как правило, не приспособлены для учебных занятий, а учредители далеко не все в состоянии оплатить ремонт. Вот и приходится искать деньги самим.

Как и было задумано, конференция стала генеральной репетицией перед второй международной конференцией, которая пройдет в Москве в октябре и будет гораздо представительней. Ожидается, что на ней будут приняты документы, которые определят развитие негосударственной школы на несколько лет.

Е.Л.

“Бакалавр”:
мы приглашаем талантливых людей, чтобы учиться у них

Негосударственное образовательное учреждение “Бакалавр” – школа для очень обеспеченных детей. Фешенебельный район, всего 120 учеников (а педагогов лишь вдвое меньше), ресторанное питание, охрана, полупансион и все такое нарядно-глянцевое.

Но здесь притормозим свое классовое чувство. Потому что именно в элитарном “Бакалавре” – сугубо демократические образовательные ценности, педагогика сотрудничества, творческий поиск. В этом смысле “Бакалавр” выбивается из глянцевого ряда. Одним из его учредителей был знаменитейший педагог и ученый В.В.Давыдов, один из авторов теории развивающего обучения. Сегодня главный консультант “Бакалавра” – Б.Эльконин, тоже виднейший теоретик и исследователь. Именно благодаря инновационному содержанию, интенсивному экспериментаторству школа сумела не впасть в грех буржуазности.

Руководитель проектной группы школы “Бакалавр” Ирина Шиянова объясняет это так:

– У наших воспитанников – детей определенной социальной страты, назовем это так – нет абитуриентского невроза; родители не формулируют подготовку к экзаменам как социальный заказ. Но они стали действительно разборчивы и понимают, что высокий уровень комфорта – это далеко не все.

Проектная деятельность в “Бакалавре” – одна из форм... социализации учеников. И здесь нет парадокса: существуя (зачастую вынужденно) в режиме закрытости и отгороженности от мира, дети испытывают острый дефицит социального опыта. Проектная деятельность школы направлена на воспроизведение моделей социальной жизни, и уже отсюда – формирование у ребенка личного заказа на научно-предметное знание. Поэтому в “Бакалавре” – особая система подбора кадров. Как говорят руководители школы: “Мы любим приглашать умных людей, а потом у них учиться”. На выставке “Школа-2000” “Бакалавр” провел конкурс “Учитель ХХI века”, пригласив к участию в нем посетителей выставки (и это была не игра, а серьезный конкурс – победителей обещали пригласить на работу в школу). Нужно было помимо прочих проектных заданий сформулировать новую позицию учителя. Оказалось, что предметники видят себя главным образом тьюторами – опекающими наставниками. Другие – педагогами-адвокатами, всячески защищающими права ребенка и консультирующими его. Третьи – тренерами... При множестве новых функций, которые задавали учителя, безусловно одно: в наступающем веке учитель уже не может быть просто предметником. Как в богатых, так и в бедных школах стало очевидным осознание новых социальных ролей. И хорошо, что кто-то может отрефлексировать этот поиск в условиях полной материальной независимости.

Евгения ДОЛГИНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru