Негосударственным – легче?
Ничуть! Значит, им нужно объединяться...
В рамках выставки прошла I Международная
конференция “Негосударственная школа на рубеже
ХХ–XXI веков”. Ее организатором стала Ассоциация
негосударственных учреждений. За три года
существования в нее вошло более 200 частных школ
из 15 регионов России.
Это только со стороны кажется, что частные
школы находятся в более привилегированном
положении за счет родительских средств. На самом
деле предвзятое отношение со стороны органов
управления, санэпидстанций, пожарной охраны и
массы других служб ставит их в жесткую
зависимость от чиновников. Но объединение
помогает не только выживать, но и успешно
развиваться.
Членство в ассоциации позволило педагогам не
только подключиться к поиску новых методик и
технологий, но и участвовать в разработке
механизмов правовой защиты. Обо всем этом и шел
разговор на конференции.
Педагоги один за другим предлагали аудитории
непростые вопросы: как научить ребят корректному
использованию языка (на научном языке это
называется лингвистической компетенцией)? Чему
прежде всего надо учить при чтении – умениям и
навыкам или развитию критического понимания? По
каким критериям можно оценить работу школы?
Ну и, конечно, в центре внимания были правовые
проблемы. Судя по репликам, всех повергло в шок
постановление правительства (№ 1067 от 22.09.99 г.),
лишающее, по сути, педагогов частных школ
пенсионных льгот за выслугу лет. Правда,
ассоциация уже обратилась в Верховный суд РФ с
просьбой внести изменения в этот документ.
Директор школы “Альтаир” Татьяна Михайловна
Вяткина подробно рассказала о том, как получить
целевой кредит. Дело в том, что в Москве принято
решение выводить частные школы из зданий детских
садов и общеобразовательных школ и
предоставлять им отдельные помещения. Те, что
предлагают, как правило, не приспособлены для
учебных занятий, а учредители далеко не все в
состоянии оплатить ремонт. Вот и приходится
искать деньги самим.
Как и было задумано, конференция стала
генеральной репетицией перед второй
международной конференцией, которая пройдет в
Москве в октябре и будет гораздо
представительней. Ожидается, что на ней будут
приняты документы, которые определят развитие
негосударственной школы на несколько лет.
“Бакалавр”:
мы приглашаем талантливых людей, чтобы учиться у
них
Негосударственное образовательное учреждение
“Бакалавр” – школа для очень обеспеченных
детей. Фешенебельный район, всего 120 учеников (а
педагогов лишь вдвое меньше), ресторанное
питание, охрана, полупансион и все такое
нарядно-глянцевое.
Но здесь притормозим свое классовое чувство.
Потому что именно в элитарном “Бакалавре” –
сугубо демократические образовательные
ценности, педагогика сотрудничества, творческий
поиск. В этом смысле “Бакалавр” выбивается из
глянцевого ряда. Одним из его учредителей был
знаменитейший педагог и ученый В.В.Давыдов, один
из авторов теории развивающего обучения. Сегодня
главный консультант “Бакалавра” – Б.Эльконин,
тоже виднейший теоретик и исследователь. Именно
благодаря инновационному содержанию,
интенсивному экспериментаторству школа сумела
не впасть в грех буржуазности.
Руководитель проектной группы школы
“Бакалавр” Ирина Шиянова объясняет это так:
– У наших воспитанников – детей определенной
социальной страты, назовем это так – нет
абитуриентского невроза; родители не
формулируют подготовку к экзаменам как
социальный заказ. Но они стали действительно
разборчивы и понимают, что высокий уровень
комфорта – это далеко не все.
Проектная деятельность в “Бакалавре” – одна
из форм... социализации учеников. И здесь нет
парадокса: существуя (зачастую вынужденно) в
режиме закрытости и отгороженности от мира, дети
испытывают острый дефицит социального опыта.
Проектная деятельность школы направлена на
воспроизведение моделей социальной жизни, и уже
отсюда – формирование у ребенка личного заказа
на научно-предметное знание. Поэтому в
“Бакалавре” – особая система подбора кадров.
Как говорят руководители школы: “Мы любим
приглашать умных людей, а потом у них учиться”.
На выставке “Школа-2000” “Бакалавр” провел
конкурс “Учитель ХХI века”, пригласив к участию
в нем посетителей выставки (и это была не игра, а
серьезный конкурс – победителей обещали
пригласить на работу в школу). Нужно было помимо
прочих проектных заданий сформулировать новую
позицию учителя. Оказалось, что предметники
видят себя главным образом тьюторами –
опекающими наставниками. Другие –
педагогами-адвокатами, всячески защищающими
права ребенка и консультирующими его. Третьи –
тренерами... При множестве новых функций, которые
задавали учителя, безусловно одно: в наступающем
веке учитель уже не может быть просто
предметником. Как в богатых, так и в бедных школах
стало очевидным осознание новых социальных
ролей. И хорошо, что кто-то может
отрефлексировать этот поиск в условиях полной
материальной независимости.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|