Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Управление школой:
между обществом и государством

Представление о том, какой должна быть политика образования, стало лейтмотивом почти всех выступлений, прозвучавших на круглом столе “Политика образования”, который вели Э.Днепров и А.Адамский.

Итак, образовательная политика – это диалог государственных и гражданских институтов. К сожалению, вторая составляющая, как правило, игнорируется. Государство руководствуется прежде всего собственными интересами. Все последние попытки реформ подтверждают это: и концепция 12-летнего образования, нацеленная на удовлетворение претензий вуза, и национальная доктрина, не выражающая, по сути, ни интересов, ни ожиданий общества. Ведомство, возмущались выступающие, узурпировало политику образования и обслуживает само себя, а не систему.

Но так и будет продолжаться до тех пор, пока общественная сила не станет противовесом государственной, пока не появятся общественные институты управления – родительские ассоциации.

Но как родители, не знающие тенденции развития образования, будут определять, как учить ребенка? – этот вопрос повергает в сомнение даже тех, кто полностью за тандем общественного и государственного управления. Впрочем, скоро он станет неактуальным, считают педагоги.

Сейчас мы еще учим детей, родители которых оканчивали дореформенную школу, они действительно в основном не готовы к радикальным переменам. Но очень скоро к нам приведет своих детей то поколение родителей, которое выросло в принципиально иных условиях: для них выбор и возможности самоопределения – реальность, а не миф. Вот они-то уже по-другому будут смотреть и на общество, в котором живут, и на школу.

Елена ЛОСЕВСКАЯ

Разговор с директором:
кто заказчик образования?

На круглый стол “Разговор родителей с директором школы” пришли в основном учителя и журналисты. Тоже родители, конечно, но по совместительству. На вопросы отвечали три московских директора – директор школы № 57 Сергей Львович Менделевич, директор Центра образования “Царицыно” Ефим Лазаревич Рачевский и директор школы № 1060 Анатолий Аркадьевич Пинский.

Разговор шел об участии родителей в жизни школы.

Ефим Рачевский отметил так называемый синдром директорской двери: страх и нервозность, которую часто чувствуют в школе и дети, и родители, мешают взаимопониманию и взаимопомощи. Многие родители чувствуют свое униженное положение “рядом с вешалкой”: материальная помощь принимается легко и с удовольствием, но любое другое вмешательство в жизнь школы активно отвергается – с комментариями, что, мол, если бы не вмешивались родители в образовательный процесс и воспитание ребенка, мы бы таких хороших детей воспитали...

“С моей точки зрения, есть две категории родителей, – считает Сергей Менделевич. – Первая категория хочет, чтобы им сделали красиво, а вторая – чтобы детей без их участия чему-нибудь научили. Для нас как для директоров они представляют мало интереса. Но есть и третья, самая редкая категория, которая хотела бы вместе с нами добиться, чтобы их дети стали теми, кого называют “образованными людьми”.

Государственный заказ на образование был мифом. А социальный заказ на образование формируют родители. А дальше, по словам Ефима Рачевского, происходит следующее: “Так как реальный социальный заказ противоречит государственному несуществующему заказу, школа вместе с родителями занимается двумя вещами. Первое: все вместе имитируют перед вышестоящими инстанциями, что они выполняют государственный заказ, – чтобы не мешали. И второе: они вместе продуктивно работают по реализации своего социального заказа. А если у директора принцип: все время следовать любой начальственной инструкции, то в условиях демографического спада он просто останется без учеников. Рано или поздно даже маргинальные родители перейдут на семейное образование, чтобы в школах не унижали их детей”.

Все больше детей выбирают обучение экстерном. Это мера вынужденная. Ефим Рачевский прикинул недельную нагрузку старшеклассника, который ходит в школу, делает домашние задания и ходит на подготовительные курсы, – получилось около 70–72 часов... Не остается ни времени, ни здоровья. И тогда родители и дети идут на отказ от школы в 11 классе.

Экстернат хорош и для начальной школы: родители ведь все грамотные, многие мамы не работают и при консультациях со стороны учителей вполне могут справиться с преподаванием. Да, им понадобится много времени и терпения, но зато решится главная задача – постепенное введение ученика в образовательную ситуацию.

С жалоб на поборы в школах начался разговор о “технике безопасности”: если школа не может нормально существовать только на бюджетные средства, то как найти приемлемую форму работы с внебюджетными поступлениями вообще и родительскими деньгами в частности?

Здесь есть свои тонкости. Поборы – это когда в школе собирают деньги, сбрасываясь то на занавески, то на ремонт зала. Такого быть не должно. Во-первых, важен принцип добровольности. Во-вторых, деньги должны поступать на расчетный счет, подаренное оборудование – оформляться договором и ставиться на баланс и т.д. Директор 57-й школы заметил, что, даже если родители его учеников захотят отремонтировать класс, они должны сами решить, сколько денег сдать и как организовать работу: “Я к этому не имею отношения и даже классному руководителю присутствовать при этом не разрешу”.

М. Б.

Попечительский совет:
раскроем его возможности!

Словосочетание “попечительский совет” уже прочно вошло в наш лексикон. Но представление, для чего они нужны и чем должны заниматься, пока сложилось однобокое. В попечительском совете подавляющее большинство директоров школ и управленцев видят главного добытчика и распределителя внебюджетных средств. Все остальное должно оставаться за профессионалами.

Но не всех устраивает такая позиция. Более смелые готовы привлекать попечителей к управлению школой как равноправных партнеров. Вот только пока неясно, как это сделать и при каких условиях деятельность попечительских советов может быть эффективной.

Попытаться определить новую роль попечительских советов смогли те, кто пришел на “круглый стол”, который проводил А.Адамский.

У школы, пожалуй, есть единственное отраженное в Законе “Об образовании” понятие, которое выходит за рамки учебных предметов, связывает ее с внешним миром, – образовательная программа. Она включает и дополнительное образование, и различные экскурсионные программы, и семинары повышения квалификации учителей. Сейчас у школы нет потребности считать, сколько стоит образовательная программа: трудно представить, что она, подчиняясь учредителю, пойдет к нему со своими расчетами.

Однако если переговоры с учредителем будет вести попечительский совет, который прежде утвердит образовательную программу, представленную ему администрацией школы, положение коренным образом изменится. Да и учредитель, в роли которого чаще всего выступает мэр, будет воспринимать представителей местного сообщества, то есть своих потенциальных избирателей, иначе, чем служащих подчиненной ему структуры.

Скорее всего у учредителя не окажется суммы, необходимой для реализации образовательной программы. Тогда придется выбирать одно из двух: либо сокращать образовательную программу и соответственно уменьшать бюджет, либо компенсировать недостающую часть, которая и будет являться социальным заказом, расходами родителей. Но и здесь последнее слово остается за попечительским советом. При такой схеме школа может начать превращение из ведомственной структуры в институт гражданского общества.

А отталкиваться, очевидно, придется от инициативы директора школы. Сначала ему предстоит найти влиятельных, авторитетных людей (желательно, чтобы именно они составляли костяк попечительского совета), затем потратить массу времени и аргументов, чтобы объяснить, что они могут делать и к каким последствиям приведет их деятельность. И чтобы убедить, что их усилия необходимы. Но мало убедить, важно еще понять, как учить попечителей.

Если директор встанет на этот путь, ему рано или поздно придется делегировать часть своих полномочий попечительскому совету. С этой потерей единоначалия многие никак не могут смириться, но, если отнестись к ней как к велению времени, она может стать мощным ресурсом развития гражданского общества.

Е. Л.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru