Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Почему одаренность и индивидуальность становятся в школе факторами риска?

Между творчеством и послушанием

Исследования психологов показывают, что для большинства педагогов самые важные качества в детях – оригинальность мышления и... дисциплинированность

Психологические исследования в младших и старших классах отмечают две тревожные закономерности. Первая: не все способные ученики к выпускному классу остаются таковыми; если в первых классах выявляются 25% одаренных детей, то в 11-м их остается 2–3%. Вторая: если семилетних школяров невроз настигает в 25% случаев, то выпускников – в 70%!
“Я практик, 25 лет проработала с детьми разного возраста, разных социальных слоев, разных характеров и склонностей, – пишет Нина Иващенко, директор НОУ “Школа Кредо-Якиманка”, – и думаю, что изначально одаренность есть в каждом ребенке”. Но тут же с горечью отмечает: к семи годам родители и детский сад большую часть этой одаренности убивают, а потом за первоклассников берется школа и гасит оставшиеся огоньки.
Многие психологи считают, что одаренность оказывается для ребенка в школе фактором риска.
Что же понимается под одаренностью? Нередко одаренность истолковывается в узком смысле – как ярко выраженные специальные способности, прежде всего музыкальные и художественные. Такие дети оказываются в более выигрышном положении, потому что эти способности они развивают вне общеобразовательной школы и даже вопреки ей. “В студиях, музыкальных и художественных школах другая обстановка, другое отношение, там есть то, чего не хватает в обычных школах больше всего, – сотворчество учителя и ученика”, – утверждает Нина Иващенко.
Но одаренность – это еще и высокое развитие общих способностей, поэтому в качестве синонимов используются слова “способный”, “очень способный”.
Так вот, способных мальчиков и девочек в школе ожидает немало опасностей. Для того чтобы вписаться в систему, они должны подчиниться требованиям. Требования же неизбежно усреднены, и столкновение одаренного ребенка с ними порождает трудности различного, нередко противоположного характера. Привыкнув, что они лучше всех и делать им ничего не надо, они могут развить в себе неблагоприятные качества характера и оказаться неподготовленными к деятельности в условиях конкуренции. Конечно, высокие способности обычно соединяются с жаждой знаний и школьное безделье не отбивает даровитых ребят от учения как такового, но в школе им бывает скучно и пусто.
Нестандартность мышления, нешаблонность восприятия, повышенная увлеченность предметом нередко оборачиваются против ученика.
Опросы учителей, проведенные психологом Мариной Фидельман, выявили интересный факт: при ответе на вопрос, что они считают наиболее важным для ученика, что они прежде всего ценят в ученике, педагоги на первое место ставили два качества – оригинальность мышления и дисциплинированность. Под дисциплиной понимается при этом не только корректное поведение, но полное соответствие школьным требованиям: ребенок должен быть послушным и ловить каждое слово учителя. Здесь не над чем иронизировать, в этом суть школы как организации, передающей детям накопленный опыт. Но реальность такова, что послушных оригиналов не бывает, и большинство учителей на деле выбирают дисциплину, а того, кто не вписывается в их требования, числят не талантливым и оригинальным, а бездарным и тупым. И оценивают соответственно. Подчас педагоги виртуозны: они достигают того, что ребенок и сам начинает воспринимать себя бездарностью и вечным неудачником, тем более что родители обычно встают на сторону учителя, смущаясь отметок. Ученик оказывается в острой оппозиции школе, что сопряжено с конфликтами и ведет к неврозу.
...Что Альберт Эйнштейн был двоечником – это все-таки легенда, хотя он учился в школе весьма средне. Но другой нобелевский лауреат, Томас Манн, был именно двоечником и второгодником, настолько безнадежным, что даже не дотянул до аттестата. “Я ненавидел школу и до самого конца учения не удовлетворял тем требованиям, которые она ко мне предъявляла. Я презирал школьную среду, критиковал тех, кто властвовал над нами в стенах школы, и рано стал в своего рода литераторскую оппозицию ее духу, ее дисциплине, ее методам дрессировки”, – с неостывшей горечью писал он в “Очерке моей жизни” в возрасте шестидесяти лет. Учителя почтенного учебного заведения единодушно предрекали законченному тупице верную гибель. Им и в голову не могло прийти, что перед ними гений, да еще и рано созревший: роман “Будденброки”, за который он, собственно, и получил Нобелевскую премию, начал писать в двадцать лет, а в двадцать пять был уже признанной знаменитостью. Школьная глава “Будденброков” сразу стала хрестоматийной, а на примере юного героя, талантливого, чуткого, ранимого Ганно, с медицинской точки зрения можно изучать школьный невроз. По поводу этой главы уже семидесятилетний Томас Манн писал: “Я не могу себе представить общедоступную школу, в которой я бы почувствовал себя хорошо и сумел бы добиться известных успехов; такую школу пришлось бы изобретать специально для меня”.
Творческим, высокоинтеллектуальным подросткам в школе едва ли не труднее, чем малоспособным. Гармоничнее всего чувствуют себя послушные и старательные, спокойно подчиняющиеся стандарту и принимающие “дрессировку”, и хорошая или отличная успеваемость действительно может быть следствием именно этих качеств. Внутренняя противоречивость установок не только учительства, но и всего общества налицо: с одной стороны, требуются творческое начало, самостоятельность мышления, а с другой – послушание и подчинение единому ранжиру. Здесь и коренятся причины как угасания одаренности учеников, так и подверженности их дидактогенным неврозам.

Марина Брунова,
социолог

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru