Почему одаренность и индивидуальность
становятся в школе факторами риска?
Между творчеством и послушанием
Исследования психологов показывают,
что для большинства педагогов самые важные
качества в детях – оригинальность мышления и...
дисциплинированность
Психологические исследования в младших
и старших классах отмечают две тревожные
закономерности. Первая: не все способные ученики
к выпускному классу остаются таковыми; если в
первых классах выявляются 25% одаренных детей, то
в 11-м их остается 2–3%. Вторая: если семилетних
школяров невроз настигает в 25% случаев, то
выпускников – в 70%!
“Я практик, 25 лет проработала с детьми разного
возраста, разных социальных слоев, разных
характеров и склонностей, – пишет Нина Иващенко,
директор НОУ “Школа Кредо-Якиманка”, – и думаю,
что изначально одаренность есть в каждом
ребенке”. Но тут же с горечью отмечает: к семи
годам родители и детский сад большую часть этой
одаренности убивают, а потом за первоклассников
берется школа и гасит оставшиеся огоньки.
Многие психологи считают, что одаренность
оказывается для ребенка в школе фактором риска.
Что же понимается под одаренностью? Нередко
одаренность истолковывается в узком смысле –
как ярко выраженные специальные способности,
прежде всего музыкальные и художественные. Такие
дети оказываются в более выигрышном положении,
потому что эти способности они развивают вне
общеобразовательной школы и даже вопреки ей. “В
студиях, музыкальных и художественных школах
другая обстановка, другое отношение, там есть то,
чего не хватает в обычных школах больше всего, –
сотворчество учителя и ученика”, – утверждает
Нина Иващенко.
Но одаренность – это еще и высокое развитие
общих способностей, поэтому в качестве синонимов
используются слова “способный”, “очень
способный”.
Так вот, способных мальчиков и девочек в школе
ожидает немало опасностей. Для того чтобы
вписаться в систему, они должны подчиниться
требованиям. Требования же неизбежно усреднены,
и столкновение одаренного ребенка с ними
порождает трудности различного, нередко
противоположного характера. Привыкнув, что они
лучше всех и делать им ничего не надо, они могут
развить в себе неблагоприятные качества
характера и оказаться неподготовленными к
деятельности в условиях конкуренции. Конечно,
высокие способности обычно соединяются с жаждой
знаний и школьное безделье не отбивает даровитых
ребят от учения как такового, но в школе им бывает
скучно и пусто.
Нестандартность мышления, нешаблонность
восприятия, повышенная увлеченность предметом
нередко оборачиваются против ученика.
Опросы учителей, проведенные психологом Мариной
Фидельман, выявили интересный факт: при ответе на
вопрос, что они считают наиболее важным для
ученика, что они прежде всего ценят в ученике,
педагоги на первое место ставили два качества –
оригинальность мышления и дисциплинированность.
Под дисциплиной понимается при этом не только
корректное поведение, но полное соответствие
школьным требованиям: ребенок должен быть
послушным и ловить каждое слово учителя. Здесь не
над чем иронизировать, в этом суть школы как
организации, передающей детям накопленный опыт.
Но реальность такова, что послушных оригиналов
не бывает, и большинство учителей на деле
выбирают дисциплину, а того, кто не вписывается в
их требования, числят не талантливым и
оригинальным, а бездарным и тупым. И оценивают
соответственно. Подчас педагоги виртуозны: они
достигают того, что ребенок и сам начинает
воспринимать себя бездарностью и вечным
неудачником, тем более что родители обычно
встают на сторону учителя, смущаясь отметок.
Ученик оказывается в острой оппозиции школе, что
сопряжено с конфликтами и ведет к неврозу.
...Что Альберт Эйнштейн был двоечником – это
все-таки легенда, хотя он учился в школе весьма
средне. Но другой нобелевский лауреат, Томас
Манн, был именно двоечником и второгодником,
настолько безнадежным, что даже не дотянул до
аттестата. “Я ненавидел школу и до самого конца
учения не удовлетворял тем требованиям, которые
она ко мне предъявляла. Я презирал школьную
среду, критиковал тех, кто властвовал над нами в
стенах школы, и рано стал в своего рода
литераторскую оппозицию ее духу, ее дисциплине,
ее методам дрессировки”, – с неостывшей горечью
писал он в “Очерке моей жизни” в возрасте
шестидесяти лет. Учителя почтенного учебного
заведения единодушно предрекали законченному
тупице верную гибель. Им и в голову не могло
прийти, что перед ними гений, да еще и рано
созревший: роман “Будденброки”, за который он,
собственно, и получил Нобелевскую премию, начал
писать в двадцать лет, а в двадцать пять был уже
признанной знаменитостью. Школьная глава
“Будденброков” сразу стала хрестоматийной, а на
примере юного героя, талантливого, чуткого,
ранимого Ганно, с медицинской точки зрения можно
изучать школьный невроз. По поводу этой главы уже
семидесятилетний Томас Манн писал: “Я не могу
себе представить общедоступную школу, в которой
я бы почувствовал себя хорошо и сумел бы добиться
известных успехов; такую школу пришлось бы
изобретать специально для меня”.
Творческим, высокоинтеллектуальным подросткам в
школе едва ли не труднее, чем малоспособным.
Гармоничнее всего чувствуют себя послушные и
старательные, спокойно подчиняющиеся стандарту
и принимающие “дрессировку”, и хорошая или
отличная успеваемость действительно может быть
следствием именно этих качеств. Внутренняя
противоречивость установок не только
учительства, но и всего общества налицо: с одной
стороны, требуются творческое начало,
самостоятельность мышления, а с другой –
послушание и подчинение единому ранжиру. Здесь и
коренятся причины как угасания одаренности
учеников, так и подверженности их дидактогенным
неврозам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|