Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Полуостров “Эврика”

18 апреля состоялась выездная коллегия Минобразования РФ, посвященная развитию сети федеральных экспериментальных площадок

Заседание состоялось не в специальном зале на Люсиновской улице, д. 51, как обычно, а в “Эврике”. Министр В.Филиппов и члены высшего коллегиального органа управления образованием Российской Федерации приехали на традиционный ежегодный семинар “Эврика-Авангард”, с которого начинается второй тур конкурса культурно-образовательных инициатив на статус “Федеральная экспериментальная площадка”. Заседание коллегии прошло открыто: все 400 педагогов и управленцев, приехавших на “Эврику” из 73 регионов России, стали участниками коллегии Минобразования.
События развивались так.

Начало. В 15.00 министр В.Филиппов открыл заседание в огромном зале учебного центра “Московский”, там, где обычно проводит свои семинары Институт образовательной политики “Эврика”. Кроме взрослых в коллегии участвовали ученики – в рамках “Авангарда” и у них проходил ежегодный семинар по разработке школьной конституции. Ученики приехали из Ростова (гимназия “Исток”), Ижевска (гимназия № 56), Железногорска (школа № 91), Красноярска (школа № 71), Омской области (Нововаршавская гимназия), Электростали, Гурьевска, Волгодонска и других городов и сел. Члены коллегии удивились, услышав, что детский семинар идет на английском языке, но дело в том, что это международный проект и координаторами учеников-разработчиков были англичанин Девид Хиггинс и педагог из Голландии Лиес Ван Донселаар.
Но вернемся к взрослой “Эврике”. Координатор экспертных групп конкурса на статус ФЭП санкт-петербургский профессор Олег Лебедев описал членам коллегии состав заявок, присутствующих на “Эврике”, и список федеральных экспериментальных площадок, которые привезли отчеты за год. Министр В.Филиппов распределил членов коллегии по 9 группам, и в 15.15 все разошлись по группам – слушать и обсуждать заявки на конкурс 2000 года и отчеты ФЭП.
Группы. Министр выбрал группу № 2 – “Концепции развития образовательных учреждений” и группу № 9 – “Управление образовательными учреждениями и системами”. В группе № 2 Владимир Филиппов сел за стол экспертов вместе с Татьяной Ковалевой, научным руководителем школы “Эврика-Огонек” (Томск), Ириной Осетровой, директором комплекса непрерывного образования из Красноярска, Виталием Ремизовым, руководителем толстовской школы (Ясная Поляна) и Алексеем Андрейко, научным руководителем Каткозерской сельской школы (Карелия). Министру объяснили, что состав экспертных групп комплектуется так: представители авторов проектов, представители сети ФЭП, представители органов управления. Так что министр оказался экспертом от органов управления. И надо сказать, что справился со своей задачей прекрасно. Рассматривалась заявка из Иркутска от образовательного центра “Факел”, в основе которой – концепция Шалвы Амонашвили (он же – научный руководитель этого проекта), а по форме – аналог щетининской модели. Гуманистическая идеология и очень неплохой организационный план проекта произвели сильное впечатление. А вот как готовить учителей к такому проекту? И еще: как избежать отсроченной агрессии?
Автор заявки Владимир Петров без лишней наукообразности, но убедительно показал, что если изменить традиционный учебный план и набор предметов на совершенно иную систему образования, направленную на строительство уклада собственной жизни, то детская активность и самодеятельность вполне могут стать основой инновационной образовательной программы. Дискуссия была короткой и оказалась продуктивной, потому что министр был не в роли большого начальника, а в роли партнера по развитию идеи автора, как и принято на “Эврике”. И автор – Владимир Петров – не отчитывался перед федеральным органом управления, а обосновывал свой авторский подход, помещенный в контекст научной теории Амонашвили.
В группе № 9 был отчет ФЭП Красноярского края. Представители главного управления края Галина Вычужанина и Игорь Реморенко отстаивали идею о том, что если сделать максимально открытой систему сбора и распространения информации, то есть наладить сетевой способ информационного взаимодействия, то можно изменить и саму систему управления – перейти от жестко централизованной структуры к сетевой. За столом экспертов министр оказался вместе с академиком РАО Э.Днепровым, профсоюзным лидером В.Лившицем, советником Мирового банка И.Фруминым, начальником городского управления образования Усть-Илимска Ларисой Лысак.
Вопросы экспертов к отчитывающимся фэповцам были о том, как меняется не только техническая сторона сбора и оборота информации (тут было признано, что работа проделана колоссальная), но прежде всего как меняется сама эта информация – насколько традиционная и малоэффективная отчетность уступает место реальным индикаторам состояния системы образования региона. Надо сказать, что тут красноярцы предложили оригинальные подходы: оказывается, можно оценивать систему по уровню инновационности, по инициативности лидеров и коллективов, по уровню общественного управления, открытости и прозрачности бюджетов. Но самое главное – подход к качеству образования. Оказывается, что традиционный подход – замер успеваемости и поступаемости – имеет альтернативу. Самочувствие ребенка в школе, сама школьная атмосфера наконец, возрастное становление и развитие – все это может быть объектом управления и параметром состояния системы образования, например, региональной.
Как раз в момент этой интересной, но вышедшей за рамки регламента дискуссии в группу пришел первый заместитель министра Александр Киселев и поделился своими впечатлениями:
– Теперь постоянно буду ездить на “Эврику” и работать здесь с утра до вчера – это так обогащает, помогает сориентироваться в том, что реально происходит на местах!
Обсуждение. Тут время работы групп закончилось, все снова собрались в большом зале подмосковного учебного центра, и началась дискуссия о развитии сети федеральных экспериментальных площадок.
Выступили лидеры региональных систем образования: министр образования науки Республики Бурятия Сергей Намсараев, первый заместитель начальника управления образования Красноярского края Галина Вычужанина, выступили педагоги, а Александр Петрынин из Хабаровска вывел на трибуну своих воспитанников – учащихся центра реабилитации.
Дискуссия шла в основном о том, что впервые за многие годы профессиональная общественность получила реальную возможность встретиться с руководством ведомства и обсуждать не исполнение приказов и распоряжений, а инновационные направления в образовании. При этом с легкой руки Сергея Дашинимаевича Намсараева, министра и крупного руководителя, но в то же время яркого новатора и ученого, представители сообщества и чиновники искали пути превращения инновационного движения в реальный фактор образовательной политики. И конечно, обсуждался вопрос финансовой и административной поддержки инновационного образования, сети ФЭП, эвриканского движения.
...Многие говорили, что это была историческая коллегия.
С таким министерством работать можно, говорили все, раньше мы чувствовали себя на “Эврике” как на обитаемом острове, вокруг которого мертвая вода непонимания. А теперь “Эврика” стала полуостровом, появился механизм взаимодействия сообщества и ведомства.
Первый сбор “Эврики” состоялся в 1986 году. С тех пор сеть клубов творческой педагогики превратилась в сеть федеральных экспериментальных площадок.
Неплохое развитие!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru