Полуостров “Эврика”
18 апреля состоялась выездная коллегия
Минобразования РФ, посвященная развитию сети
федеральных экспериментальных площадок
Заседание состоялось не в
специальном зале на Люсиновской улице, д. 51, как
обычно, а в “Эврике”. Министр В.Филиппов и члены
высшего коллегиального органа управления
образованием Российской Федерации приехали на
традиционный ежегодный семинар
“Эврика-Авангард”, с которого начинается второй
тур конкурса культурно-образовательных
инициатив на статус “Федеральная
экспериментальная площадка”. Заседание
коллегии прошло открыто: все 400 педагогов и
управленцев, приехавших на “Эврику” из 73
регионов России, стали участниками коллегии
Минобразования.
События развивались так.
Начало. В 15.00 министр В.Филиппов открыл
заседание в огромном зале учебного центра
“Московский”, там, где обычно проводит свои
семинары Институт образовательной политики
“Эврика”. Кроме взрослых в коллегии участвовали
ученики – в рамках “Авангарда” и у них проходил
ежегодный семинар по разработке школьной
конституции. Ученики приехали из Ростова
(гимназия “Исток”), Ижевска (гимназия № 56),
Железногорска (школа № 91), Красноярска (школа №
71), Омской области (Нововаршавская гимназия),
Электростали, Гурьевска, Волгодонска и других
городов и сел. Члены коллегии удивились, услышав,
что детский семинар идет на английском языке, но
дело в том, что это международный проект и
координаторами учеников-разработчиков были
англичанин Девид Хиггинс и педагог из Голландии
Лиес Ван Донселаар.
Но вернемся к взрослой “Эврике”. Координатор
экспертных групп конкурса на статус ФЭП
санкт-петербургский профессор Олег Лебедев
описал членам коллегии состав заявок,
присутствующих на “Эврике”, и список
федеральных экспериментальных площадок, которые
привезли отчеты за год. Министр В.Филиппов
распределил членов коллегии по 9 группам, и в 15.15
все разошлись по группам – слушать и обсуждать
заявки на конкурс 2000 года и отчеты ФЭП.
Группы. Министр выбрал группу № 2 – “Концепции
развития образовательных учреждений” и группу
№ 9 – “Управление образовательными
учреждениями и системами”. В группе № 2 Владимир
Филиппов сел за стол экспертов вместе с Татьяной
Ковалевой, научным руководителем школы
“Эврика-Огонек” (Томск), Ириной Осетровой,
директором комплекса непрерывного образования
из Красноярска, Виталием Ремизовым,
руководителем толстовской школы (Ясная Поляна) и
Алексеем Андрейко, научным руководителем
Каткозерской сельской школы (Карелия). Министру
объяснили, что состав экспертных групп
комплектуется так: представители авторов
проектов, представители сети ФЭП, представители
органов управления. Так что министр оказался
экспертом от органов управления. И надо сказать,
что справился со своей задачей прекрасно.
Рассматривалась заявка из Иркутска от
образовательного центра “Факел”, в основе
которой – концепция Шалвы Амонашвили (он же –
научный руководитель этого проекта), а по форме –
аналог щетининской модели. Гуманистическая
идеология и очень неплохой организационный план
проекта произвели сильное впечатление. А вот как
готовить учителей к такому проекту? И еще: как
избежать отсроченной агрессии?
Автор заявки Владимир Петров без лишней
наукообразности, но убедительно показал, что
если изменить традиционный учебный план и набор
предметов на совершенно иную систему
образования, направленную на строительство
уклада собственной жизни, то детская активность
и самодеятельность вполне могут стать основой
инновационной образовательной программы.
Дискуссия была короткой и оказалась
продуктивной, потому что министр был не в роли
большого начальника, а в роли партнера по
развитию идеи автора, как и принято на “Эврике”.
И автор – Владимир Петров – не отчитывался перед
федеральным органом управления, а обосновывал
свой авторский подход, помещенный в контекст
научной теории Амонашвили.
В группе № 9 был отчет ФЭП Красноярского края.
Представители главного управления края Галина
Вычужанина и Игорь Реморенко отстаивали идею о
том, что если сделать максимально открытой
систему сбора и распространения информации, то
есть наладить сетевой способ информационного
взаимодействия, то можно изменить и саму систему
управления – перейти от жестко централизованной
структуры к сетевой. За столом экспертов министр
оказался вместе с академиком РАО Э.Днепровым,
профсоюзным лидером В.Лившицем, советником
Мирового банка И.Фруминым, начальником
городского управления образования Усть-Илимска
Ларисой Лысак.
Вопросы экспертов к отчитывающимся фэповцам
были о том, как меняется не только техническая
сторона сбора и оборота информации (тут было
признано, что работа проделана колоссальная), но
прежде всего как меняется сама эта информация –
насколько традиционная и малоэффективная
отчетность уступает место реальным индикаторам
состояния системы образования региона. Надо
сказать, что тут красноярцы предложили
оригинальные подходы: оказывается, можно
оценивать систему по уровню инновационности, по
инициативности лидеров и коллективов, по уровню
общественного управления, открытости и
прозрачности бюджетов. Но самое главное – подход
к качеству образования. Оказывается, что
традиционный подход – замер успеваемости и
поступаемости – имеет альтернативу.
Самочувствие ребенка в школе, сама школьная
атмосфера наконец, возрастное становление и
развитие – все это может быть объектом
управления и параметром состояния системы
образования, например, региональной.
Как раз в момент этой интересной, но вышедшей за
рамки регламента дискуссии в группу пришел
первый заместитель министра Александр Киселев и
поделился своими впечатлениями:
– Теперь постоянно буду ездить на “Эврику” и
работать здесь с утра до вчера – это так
обогащает, помогает сориентироваться в том, что
реально происходит на местах!
Обсуждение. Тут время работы групп закончилось,
все снова собрались в большом зале подмосковного
учебного центра, и началась дискуссия о развитии
сети федеральных экспериментальных площадок.
Выступили лидеры региональных систем
образования: министр образования науки
Республики Бурятия Сергей Намсараев, первый
заместитель начальника управления образования
Красноярского края Галина Вычужанина, выступили
педагоги, а Александр Петрынин из Хабаровска
вывел на трибуну своих воспитанников – учащихся
центра реабилитации.
Дискуссия шла в основном о том, что впервые за
многие годы профессиональная общественность
получила реальную возможность встретиться с
руководством ведомства и обсуждать не
исполнение приказов и распоряжений, а
инновационные направления в образовании. При
этом с легкой руки Сергея Дашинимаевича
Намсараева, министра и крупного руководителя, но
в то же время яркого новатора и ученого,
представители сообщества и чиновники искали
пути превращения инновационного движения в
реальный фактор образовательной политики. И
конечно, обсуждался вопрос финансовой и
административной поддержки инновационного
образования, сети ФЭП, эвриканского движения.
...Многие говорили, что это была историческая
коллегия.
С таким министерством работать можно, говорили
все, раньше мы чувствовали себя на “Эврике” как
на обитаемом острове, вокруг которого мертвая
вода непонимания. А теперь “Эврика” стала
полуостровом, появился механизм взаимодействия
сообщества и ведомства.
Первый сбор “Эврики” состоялся в 1986 году. С тех
пор сеть клубов творческой педагогики
превратилась в сеть федеральных
экспериментальных площадок.
Неплохое развитие!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|