Как разложить шифрованное “Время” на
несколько голосов
Если верить телевизору, мира вокруг не
существует
О феномене современного телевидения беседуют
Наталья Борисовна Иванова, культуролог,
литературный и художественный критик, президент
Академии современной русской словесности, и наш
корреспондент Елена ИВАНИЦКАЯ.
– Почему телевизор до умопомрачения смотрят,
но называют ящик?
– Это свидетельство иронического стеба,
который торжествует в нашем словообразовании.
Ящик – одновременно предмет мебели и черный
ящик, который вступает с каждым из нас в
отношения, нуждающиеся в дешифровке.
– Как же вы дешифруете свои отношения с
телевизором?
– Я постоянный зритель новостных и
аналитических программ, смотрю две-три по разным
каналам ежедневно. Сравниваю информацию, выявляю
пропаганду, сопоставляю с образом
«хозяина-заказчика» канала. Получается, что в
моем сознании звучит несколько разных голосов,
прямо по Достоевскому, а я, получается, тот Автор,
который эти голоса слышит, соподчиняет,
располагает, гасит одну пропаганду другой и в
конце концов получившийся остаток соотносит с
иными источниками информации. Газеты, конечно,
более питательны, но телевизионные новости
приходят несравненно быстрее. Сухой остаток
испытываю своим опытом, образом мыслей,
пониманием происходящего в стране и мире, даже
своей интуицией. Довольно часто занимаюсь и тем,
что визуальный ряд рассматриваю самостоятельно,
отсекая комментарии, потому что язык тела, язык
жестов бывает не менее выразителен, чем
произносимые слова, и зачастую противоречит им.
– Но далеко не каждый телезритель проделывает
такую аналитическую работу, какая же
разноголосица звучит в его уме? И к чему может
привести?
– Телевидение наркотично в том смысле, что
информация – визуальная и вербальная – все
время прибавляется, поступают новые сведения, и
возникает ощущение, что ты находишься внутри
бесконечного романа, где есть завязка,
кульминация, развязка, которая становится новой
завязкой... и так далее. Меня ужасает не
многоголосица и свобода телевидения, а как раз
пропаганда, навязывание определенной точки
зрения, принуждение зрителя. Телевидение
примитивизирует нашу политическую жизнь, не
говоря уже обо всем прочем.
– Тем не менее считается, что телевидение
победило. Книгу прежде всего.
– Телекартинка не требует от зрителя
интеллектуальных усилий, она развлекает, а книга
заставляет работать. Если проанализировать
качество бесчисленных боевиков и сериалов по
всем каналам, то очевидно, что это поток,
рассчитанный на более чем непритязательные
вкусы. Конечно, тревожно, что многие
останавливаются в своем развитии на уровне
сериалов и глянцевых журналов. Но ведь и в
советское время людей, предпочитающих серьезное
чтение, было не так много. Читали больше? Да,
вероятно. Телевидение не развлекало, а массовая
литература была другой – пухлые
соцреалистические романы, которые
воспринимались как сериалы, да и действительно
превращались в них. «Семнадцать мгновений весны»
– это ведь была откровенная развлекаловка. А
теперь числится по разряду шедевров. Впрочем, у
меня двойственное чувство. Я никому не хочу
внушать и навязывать, что надо или не надо делать.
Слава богу, отдел пропаганды и агитации закрыт и
есть свобода поиска и выбора. Беда в том, что все
телеканалы одинаковы. Я до сих пор считаю, что НТВ
делает лучшие новостные программы, но в
последнее время слишком много разочарований.
Если смотреть наше телевидение, то кажется, что
мира вокруг не существует. Железный занавес
давно подняли, а мы все еще внутренне не можем от
него избавиться. Все замкнуто на нашей стране: 99%
о нас и только 1% о событиях в мире. За рубежом
этого нет, невозможно себе представить, чтобы
американское или французское телевидение
уделяли событиям в мире только один процент
внимания.
– Гораздо чаще приходится слышать жалобы на
то, что наше телевидение вообще утратило
национальное начало, что мы себя потеряли.
– Сами закупаем дешевую американскую
продукцию и сами твердим, что себя потеряли. У нас
ведь есть замечательные сценаристы и режиссеры,
но Миндадзе и Абдрашитова, скажем, не зовут на
телевидение сделать сериал о нашей истории или
нашей современности. А здесь богатейшие
возможности и для воплощения на экране
произведений нашей художественной литературы.
Грандиозный сериал можно сделать по роману
Гроссмана «Жизнь и судьба». Просятся на экран
«Дети Арбата» Рыбакова, «Московская сага»
Аксенова. Я не сравниваю в данном случае
литературные первоисточники, но все они
качественные, и это было бы очень важно для нас,
чтобы мы могли ощутить себя в потоке
исторической реальности. Понимаете, я не хочу
никого никому и ничего ничему противопоставлять.
Не для кого не секрет, что после экранизации,
имеющей успех у телезрителей, во всем мире
выпускают миллионными тиражами книги,
послужившие основой экранизации. Человечество
отнюдь не разучилось читать – оно подхватывает
телеинформацию и вполне способно
заинтересоваться книгой или журналом. На НТВ
прошел сериал «Досье детектива Дубровского» – и
интерес к книгам Льва Гурского этим не исчерпан:
люди любят сопоставлять версии. Надо идти дальше:
если телевидение обладает возможностью
внушения, то не вредно для общества внушать, что
модно быть умным и читать книги.
– Меня удивляют ностальгические воспоминания
о том, каким замечательным было телевидение
двадцать-тридцать лет назад. Я помню, что оно было
ужасным.
– Двадцать лет назад на телевидении
преобладали пропаганда и скука. Но были и хорошие
детские программы, были не лишенные фальши, но
прошедшие через талантливые руки передачи,
утверждавшие все же, что человека нужно любить и
уважать. Не было насилия. Деньги были, в конце
концов. И были замечательно талантливые люди.
Отсюда и ностальгия, реанимация «старых песен о
главном». Молодые интеллектуалы устроили это как
стебную игру, а публика смотрела со слезами и
пела.
Наше общество идет вперед... затылком, вперив
взгляд в прошлое.
Обратите внимание, все фильмы о новых русских
делаются против новых русских на деньги новых
русских.
Впрочем, человек всегда недоволен настоящим,
особенно если он критик по профессии. Для критика
сфера деятельности сегодня увеличилась, стало
несравненно интереснее, и я испытываю за это
благодарность. Вообще мне надоели все слова
заупокой. Мы вечно живем в катастрофе или на
пороге катастрофы и предрекаем себе еще худшие
катастрофы. Но представьте себе, что Россия – это
ваша семья, и вот вы сидите за семейным столом и
талдычите о гибели. Хватит, наталдычили.
Депрессивная культура возобладала, к сожалению.
А должно восторжествовать добро – и на
телевидении тоже.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|