Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Национально-региональный компонент в действии

Экспресс-интервью с главным специалистом отдела образования Министерства общего среднего и специального образования Свердловской области Надеждой Тарасовой.

– Надежда Ивановна, что из происходящего сегодня в сфере образования вашей области вы выделили бы как главное?

– На мой взгляд, самое главное – это введение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. 1998–1999 учебный год был годом апробирования и внедрения стандарта национально-регионального компонента. В обсуждении его приняли участие более 8 тысяч человек, из них около 800 детей, более одной тысячи родителей. По всем итогам Министерство образования и Институт развития регионального образования получили 250 замечаний и предложений по первичному тексту стандарта, и с учетом всех этих замечаний и предложений была издана вторая редакция Государственного образовательного стандарта национально-регионального компонента начального, основного общего и среднего полного общего образования. На сегодняшний день принято постановление правительства Свердловской области от 3 августа 1999 г. за № 897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта национально-регионального компонента начального общего, среднего общего, среднего полного общего образования».

– Что такое национально-региональный компонент?

– Государственный образовательный стандарт состоит из двух компонентов: федерального и национально-регионального. Первый утверждается законом РФ и устанавливается на уровне государства. Второй – прерогатива региона. Он отражает специфику каждого региона и везде формируется по-своему.

– Какой подход к формированию национально-регионального компонента избран в Свердловской области?

– Мы избрали следующий подход. Уровень образованности ученика представляет собой два блока: социальная компетентность и качество образования. Для первого блока мы выбираем сферы самоопределения, которые на сегодняшний день очень важны: культурно-историческую, информационно-методологическую, экономическую, экологическую, культуру здоровья… Эти сферы самоопределения выражены в нашем стандарте содержательными линиями. Выделены дошкольный возраст, начальная, основная общая и средняя полная общая школы. Качество образования мы рассматриваем в трех составляющих: предметно-информационная, деятельно-коммуникативная и ценностно-ориентационная. В стандарте расписано, чем должен овладеть выпускник на каждом из уровней. Содержательные линии могут реализовываться через определенные учебные дисциплины: экологию, культурологию, речь и культуру общения, политику и право. Хотя достижение уровня образованности может происходить не только через учебные дисциплины.

На сегодняшний день идет работа по освоению каждым педагогом, руководителем текста стандарта.

Беседовала Евгения Шопоняк
Екатеринбург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru