Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Мария Навроцкая, Евгения Голикова

Практика практикой,
а стоит еще подумать...

Как сделать ее действительно полезной для выбора профессии?

Этот текст написали две старшеклассницы из 734-й московской школы – Маша Навроцкая и Женя Голикова. Они попытались рассказать об особенном виде учебной работы для подростков, существующем в их школе, под названием “социальная практика”. Вроде все хорошо: взрослые идут навстречу стремлению ребят пробовать себя во взрослой жизни, а они почему-то недовольны. Наверное, для успеха этого дела мало провозгласить “Пробуйте!” и выделить время в расписании...

И вдруг выясняется,
что уже пора думать о будущем

Перейдя в 10-й класс, мы столкнулись с проблемой, название которой – «социальная практика». Живешь себе спокойно, ходишь в школу, смотришь телик, гуляешь со своими друзьями. И вдруг выясняется, что тебе уже надо думать о будущем, решать, какую профессию выбрать, как обеспечивать себя и своих детей. А ведь кажется – до взрослой жизни еще так далеко! Первая реакция – очень хочется сказать любимую фразу героини «Унесенных ветром»: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра». И можно было бы так поступить, если бы социальной практики не было в нашей школе. Эта программа была создана для того, чтобы мы смогли попробовать делать то, чем, возможно, будем заниматься в дальнейшем. Попробовав ее на себе, мы решили записать свои ощущения и мысли.

История Евгении: “На деле все оказалось совсем по-другому...”

«Я планировала работать в области медицины, потому что два поколения в моей семье были врачами, и я решила не нарушать сложившейся традиции. Cоциальную практику я проходила, соответственно, в больнице – в кардиологическом отделении, среди людей преклонного возраста с инфарктами или инсультами. Идя туда, я думала, что надо будет разносить еду, забирать анализы, давать больным лекарства, в общем, заниматься не очень сложной, но полезной работой. На деле все оказалось совсем по-другому: мне приходилось вытирать тумбочки, мыть пол, делать уборку в палатах, терпеть капризы и даже грубость пациентов. Мало того, что мне это не доставило удовольствия или интереса, реальной пользы я тоже не получила. Ведь я исполняла обязанности нянечки и не получила никакого представления о врачебной деятельности.

Как ни странно, похоже, что социальная практика действительно помогла мне. До прихода в клинику я считала, что буду медиком, это было решенным делом. Когда же оказалась в больничной среде и некоторое время пожила в ней, на поверхность сразу всплыли все неприятные стороны медицины, и стало понятно, что все не так уж просто. Вполне возможно, что прохождение практики спасло меня от глобальной ошибки, которая могла бы испортить всю жизнь. Что же это за жизнь, если работа только в тягость?!»

История Марии: “Не надо давить на человека, чтобы он самоопределялся поживее...”

Когда я узнала о том, что мне надо будет проходить социальную практику, мне это не понравилось. Я считаю, что выбор своего пути – дело очень важное и не надо давить на человека, чтобы он самоопределялся поживее.

К моменту начала практики я еще толком не знала, чего хочу. Поэтому я пошла в первое попавшееся место – ассоциацию Greenpeace. Деятельность этой организации я до того момента представляла себе довольно абстрактно: демонстрации протеста, разные акции, в конце концов, сбор бумажек и «бычков». Мы с девчонками приехали в Greenpeace, и перед нашими глазами предстала совсем другая картина: симпатичные молодые журналисты сидят в уютном офисе, попивают кофе и набивают что-то на своих компьютерах. Обстановка, в общем, понравилась, но когда нас ознакомили с родом предстоящей деятельности, настроение резко упало. Нас сразу предупредили, что, возможно, надо будет склеивать конверты или отправлять письма. Первым заданием было складывать открытки. После пяти минут такой «работы» одна девушка попросила найти человека для выполнения поручения. Я вскочила с таким рвением, которого, наверное, у меня не было никогда раньше. Мне поручили съездить на почту, чтобы внести деньги за бандероль. Но так как на станции метро «Динамо» я была впервые, то заблудилась, прождала троллейбуса полчаса, проехала нужную остановку, и мне пришлось возвращаться обратно (это в тридцатиградусный мороз!). Вернулась в Greenpeace промерзшая и злая. До сих пор не могу понять, что же хуже: заниматься монотонной, не требующей умственного вмешательства работой или блуждать по незнакомому району в мороз? Одно я знаю точно: социальная практика не принесла мне абсолютно никакой пользы, я только потеряла время».

Нужна ли социальная практика?..

Она действительно может принести пользу, но только в том случае, если подросток идет на нее осмысленно и понимает, что она ему нужна. Если же его принуждают и к тому же не помогают, то он и относится к социальной практике как к обязаловке. Делая все ради галочки, он только теряет время, в которое мог бы научиться чему-нибудь полезному в школе. Может быть, практику надо устроить как-то по-другому?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru