Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Елена ЛИТВЯК

Прощайте, занудные уроки!
Идем на мозговой штурм

Детские проекты – это не просто игра, а один из самых эффектных способов получения знаний

Не удовлетворение любопытства, а реальная деятельность

Наша газета уже писала о новом курсе граждановедения, разработанном участниками проекта (№ 5 от 22 января) в Рязани “Рязань-media”, Москве и Больших Ключах. Главная идея – преподавать граждановедение не через формальные лекции, а через общение с людьми, компетентными в политологии, журналистике, философии, праве. Получение полезной информации активным путем – одна сторона дела. А другая – собственное влияние подростков-старшеклассников на жизнь общества. И здесь самое лучшее, что можно придумать, – разработка и осуществление детских проектов в сотрудничестве с заинтересованными взрослыми. “Человек не просто входит в общество, которое ему дано. Он учится занимать в нем определенную позицию – позицию человека, это общество меняющего, – говорит Марк Кукушкин, один из таких взрослых, эксперт проекта. – Тогда проект ученика – это важный для него вариант гражданского участия в жизни общества. Это не просто удовлетворение любопытства, а реальная деятельность под флагом того идеала, которому он хотел бы служить”.

Проект стартовал осенью, сейчас апрель, дело подошло к концу. Что на выходе? Счастливые, уверенные в собственных силах подростки собрались в Москве в дни весенних каникул представлять лучшие проекты. У рязанских ребят – англо-русский журнал для школьников, акция по уборке улицы, выставка граффити, издание методички об ISQ-общении в Интернете. У ребят из Больших Ключей – школьная радиостанция, антимусорная кампания, исследование проблемы “отцов и детей”, проблемы межнациональных отношений. Москвичи тоже увлеклись издательскими проектами, а еще – выборами школьного президента, созданием рекламных плакатов против наркотиков.

Они сидят в кругу, обсуждают работу друг друга, дают советы, выражают поддержку. А вчера бегали на радиостанцию и в редакцию газеты, смотрели классный спектакль, бродили по городу. Как всегда бывает в таких случаях, никому не хочется уезжать, бесконечные разговоры о смысле жизни до двух ночи. Они чувствуют себя выросшими, значимыми, собираются продолжать в том же духе. Говорят: “Я теперь буду больше обращать внимание на то, что рассказывают комментаторы, что пишут в газетах. И обязательно буду обращать внимание на людей, потому что в каждом человеке есть что-то интересное”.

Учи английский, дурачок!

Почему ребята с таким воодушевлением занимались всем этим после многочисленных уроков? Потому что свое. И потому что повезло со взрослыми, с тьюторами, мастерами, экспертами, которые помогли создать нечто из ничего.

“Учи английский, дурачок!” – так называется проект двух учеников Рязанского свободного лицея – семнадцатилетней Кати Канунниковой и четырнадцатилетнего Левы Васильева. Сначала было обыкновенное желание как следует изучать язык. И гражданская позиция была вроде ни при чем. “Мне было сложно понять, что такое проект вообще и как с ним работать. Я не знала, какую тему взять, чтобы мне было интересно”, – напишет потом Катя.

Примерно в таком же положении были и остальные 26 человек, пришедшие первый раз на общую встречу с тьютором Ольгой Чикиной. Первое впечатление: тьютор – совсем не учитель. Хотя и взрослый человек, хотя и научил писать слово “проект” через “е”, как говорит Ольга. Она выглядит и держится не как наставник, которого можно и нужно не слушаться, а как сотрудник, готовый помогать, когда плохо получается, и смеяться, чтобы разрушить чью-то неловкость. Не все привыкли к такому, может быть, поэтому на следующую встречу, через неделю, пришло народу в два раза меньше. Но зато эти-то уже остались, почувствовав, что выбрали для себя какую-то неведомую, но страшно интересную жизнь.

“Отношение серьезнее, чем раньше...”

Из тьюторского дневника Ольги:
“Встреча первая.

Поздравляю всех 26 пришедших детей и взрослых. Указываю на разношерстность и разновозрастность. Общее желание – что-нибудь эдакое сделать и чему-нибудь эдакому научиться. После знакомства – мозговой штурм для прояснения понятия “проект”. Не очень понятно, что делать дальше... Похоже, тьюторские встречи надо проводить ежедневно, пока ребята не определятся.

Встреча вторая (через неделю).

На встречу приглашен эксперт С.Е.Кутыров, работающий в печати. Разбились на группы, набросали банк идей проектов. Эксперт сразу же отнесся к каждому проекту по двум пунктам: актуально – неактуально, реально – нереально”.

Еще через неделю сформировались проектные группы, идеи приобретали постепенно реальные очертания, и дело пошло. Когда надо, подростки обращались к взрослым экспертам и мастерам за помощью, но работали изо всех сил: сами проектировали шаги работы, рассчитывали силы и средства. В этом помогали многочисленные анкеты, придуманные взрослыми. Вопросы в них поставлены так, чтобы помочь авторам понять, чего они хотят и как это сделать, сколько людей нужно и зачем. В чем должна выражаться помощь взрослых? Проект реализован, что дальше? Кто воспользуется результатами работы?

Из тьюторского дневника Ольги:
“Четвертая встреча.

Отношение серьезнее, чем раньше. Больше вопросов. Больше желания поговорить наедине о своем проекте.

Пятая встреча.

Обсуждаем текущие проблемы. Спикер от группы проговаривает, аудитория спрашивает. На следующей неделе необходимо устроить “дни приема прожектеров”, чтобы пообщаться и помочь дописать проект”.

Потом были предварительная защита, консультации и рецензии взрослых экспертов. Английский проект рос, идея нескучного учебника сменилась идеей более интересной и осуществимой – ребята решили выпустить англо-русский журнал с параллельными текстами на темы, важные для подростков. Издательских проектов набралось несколько штук. И тогда решили объединить их все в детский журнал “Кiрпiч”. Вот тут-то и началось практическое граждановедение – журнал не только призывал весело изучать школьные предметы, он размышлял о проблемах наркомании, экологии, веры.

Одна из мастерских была посвящена тому, как сделать хорошее издание. Ребята пробовали верстать, макетировать обложку, писать материалы. Но времени, как всегда, мало, все съедали уроки. Но к финальной защите журнал никак не мог быть готов. И тогда взрослые приняли совершенно непедагогичное решение – доделать тираж журнала, несмотря ни на что, пусть ночью, пусть без участия ребят, но доделать. Не пропадать же детскому труду и вдохновению! “Мы нарушили один из основных принципов проекта – самостоятельность авторов от начала до конца, – признается Ольга. – Но, с другой стороны, чтобы все это не выглядело игрушками, тираж был необходим”. На защите проекты прошли через обсуждение всех участников, разделившихся на группы, и оценивание экспертов, выделявших плюсы и минусы, прогнозировавших дальнейшую жизнь затеи.

Что можно считать итогом работы проекта “Рязань-media”? Разработку методички нового курса граждановедения? Или, может быть, то, что рязанские ребята решили издавать журнал дальше совершенно самостоятельно? “С этой точки, по-моему, и началась настоящая проектная работа, а не упражнения и не игра”. (Из тьюторского дневника Ольги Чикиной.)

При подготовке публикации использовались рабочие материалы бюллетеня
“Рязань-media”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru