Учитель, останови войну!
Потерянное поколение – это не только солдаты,
но и дети, ставшие свидетелями войны
Заканчивается учебный год, и нам кажется, что
было бы важно обратить внимание наших читателей,
всех учителей на главное содержание образования
этого года. На Чеченскую войну.
Мы учим детей, как будто не замечая, что в стране
идет война и гибнет огромное число солдат и
мирных жителей. И сильнее, чем программы по
литературе и истории, на учеников влияют смерть
наших солдат, страдания мирных жителей, беженцев,
заложников и призывы власти: “Добей гадину!”
Надо остановить войну. Нельзя ей оказывать
поддержку. Нельзя показывать детям, что нам
нравится воевать. Потому что война уже
превратилась в педагогику, воспитывая
потерянное поколение.
Я не военный журналист. Не езжу на передовую, но
каждую неделю бываю в разных школах, в разных
регионах. Плохо знаю армейские настроения, но
смею думать, что знаком с настроем учителей и
директоров школ. Я не общаюсь с солдатами, но зато
общаюсь с теми, кто завтра встанет в солдатский
строй, – с учениками.
Я ничего не знаю о том, как ведется военная
пропаганда и насколько журналисты, пишущие на
военные темы, зависимы от генералов или от своих
собственных настроений, ощущений от войны и
потерь, от собственных и чужих страданий, от того,
что им пришлось пережить. Но я вижу, как с
телеэкранов все время идут репортажи с войны и
как совершенно не похожие на героев мальчишки
тащат снаряды или стреляют из автомата, а потом
по телевизору показывают развалины Грозного,
похожие на руины Сталинграда из учебника, или
рассказывают о том, как наши отряды попадают один
за другим в засаду бандитов и как гибнут бойцы и
командиры. И при этом нам говорят, что никакой
партизанской войны нет и победа уже близка. Война
и смерть – каждый вечер, в каждом выпуске
теленовостей. Верстка информационных программ
уже стандартна: сюжет из Думы, визит Путина в
регион, война в Чечне, убийство предпринимателя в
Санкт-Петербурге, новости спорта и... “а сейчас о
погоде”.
Я не военный журналист. Я пишу о школе, о
педагогике, об образовательной политике. Чтобы
быть понятым, прошу представить, уважаемые
читатели, что происходит с ребенком, если в его
присутствии бьют человека, или происходит
авария, несчастный случай, пожар, или, не дай Бог,
на глазах ребенка происходит убийство. Я много
раз встречался и разговаривал с психологами,
которые выезжали в Армению после землетрясения и
работали там с детьми, пережившими катастрофу.
Иногда враги признавались в своем бессилии.
Теперь смотрите, что происходит: дети каждый
день видят смерть и уже привыкли к этому. Дети
видят, как государство, и власть, и СМИ, и даже
интеллигенция изо всех сил стараются сделать
войну правильной. Оправдать насилие и внушить
детям, что другого выхода нет, что врагов надо
душить голыми руками и убивать, убивать, убивать,
пока не останется ни одного.
...Во время Великой Отечественной войны самый
знаменитый советский публицист и военный
корреспондент Илья Эренбург написал статью,
которая называлась “Убей немца”.
...Но я не могу себе представить, как могли
деятели культуры и искусства России в 2000 году
подписать письмо в защиту войны.
Война делает поколение потерянным.
Выражение “потерянное поколение” военный
журналист и писатель Эрнест Хемингуэй
приписывает писательнице Гертруде Стайн.
Потерянным она считала поколение, прошедшее
войну. Тогда речь шла о Первой мировой. И
потерянное поколение войны – это не только
солдаты. Это и дети, в присутствии которых шла
война.
Я не военный и не политик. Недавно мой товарищ,
министр образования Республики Бурятия Сергей
Намсараев крепко обиделся на меня за то, что я
написал, что образовательную политику нельзя
смешивать с большой политикой. Что, когда
педагогика и политика смешиваются, дети
становятся заложниками. Он обиделся потому, что
как раз в это время без сна и отдыха вел
предвыборную работу как представитель Путина и
фактически может считать и своей заслугой, что
Зюганов не прошел. Не говоря уже о том, что
система образования благодаря сильной
политической позиции министра Намсараева
действительно приоритетна в Бурятии.
Аргументы Сергея Дашинимаевича Намсараева
были настолько убедительны, что мне пришлось
признать: действительно, политику и педагогику
нельзя разорвать, невозможно заботиться о детях,
не влияя на устройство страны, в том числе и
политическое. Другое дело, что нельзя детей
вовлекать в политические споры – с этим, кажется,
все согласны. Но если политика и педагогика так
связаны, то не означает ли это, что
педагогическая оценка политики имеет право на
жизнь. Педагогика – как система оценивания
политических действий. Политики ведь учитывают и
экономические последствия своих решений, и
экологические. А педагогические? Война – любая
война – разрушает образовательную основу
человека. Если меня можно убить – на чем мне
строить образ своего будущего? Моего
несуществующего будущего?
И мне кажется, что миссия учителя – быть
противником любой войны. Любой.
Все говорят:
– Они взорвали дома и погубили сотни невинных
жизней...
– Они делают бизнес на заложниках, мучают их и
зверски убивают...
– Они истребляют наших солдат и расстреливают
пленных...
– Они хотят убить нашего президента и создают
угрозу территориальной безопасности нашей
Родины...
С этим невозможно и нельзя спорить. Но говорить
детям, что драться на переменах в школе нельзя,
что все конфликты надо решать мирным путем, путем
переговоров, и в то же время истреблять граждан
своей страны – так тоже нельзя. Кровавая
жестокость, с одной стороны, и с другой –
неумение справиться с ситуацией – зачем эта
война? Нас всех сейчас объединяет только месть,
только горе потерь, но от того, что мы перебьем
как можно больше своих и врагов, месть и горечь
только усилятся. Продолжение войны – это не
приближение победы, это отравление ненавистью. И
первыми гибнут дети.
...А в Грозном открылась республиканская
детская больница, и в ряде районов уже заново
начались занятия в классах: чеченские дети ходят
в российскую школу. В русскую школу. Учителя
ведут уроки по истории и литературе. И нам
кажется, что война не должна мешать урокам.
Учитель, останови войну!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|