Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александра ЕРШОВА,
кандидат педагогических наук

Что самолетики принесли на крыльях, или Почему у учеников бывает отсутствующий взгляд

Пользуемся случаем, чтобы от всей души поздравить Александру Петровну ЕРШОВУ, чьи статьи наверняка вам запомнились, с вручением ей медали К.Д.Ушинского за выдающийся вклад в развитие отечественной педагогики

Автор письма решила устроить нерадивым ученикам ловушку. Тот, кто не сделал домашнего задания, был пойман за руку. Конечно, любая ловушка архинеприятна и всегда может обернуться множеством конфликтов. И то, что учительница с помощью самолетиков их избежала, достойно похвалы. Она позволила старшеклассникам с честью выйти из ловушки, им не пришлось лишний раз позориться из-за своей неуспеваемости и несделанного домашнего задания. Запустил самолетик – и как бы освободился от отрицательных эмоций на оставшуюся часть урока. Но вот будут ли после этого ученики всегда выполнять домашние задания? Не уверена. Если учительница не изменит стиль работы более кардинально, то все останется по-старому. Но раз ее волнует (судя по письму) проблема списывания, то скорее всего она найдет выход из положения. Главное, что она видит своих учеников и это видение будет помогать ей находить верные пути.
Письмо заканчивается словами о том, что самолетики принесли на крыльях не страх за плохую оценку, а мечту о легком и приятном учении без принуждения. Хорошо сказано. Только уточним: страх за плохую оценку если у кого и был, то вряд ли убавился или прибавился. Самолетики просто избавили некоторых учеников от позора сдавать пустой листок. А вот учительнице они действительно принесли мечту. Увидав, что нет безвыходных положений, что из любого тупика на уроке можно найти выход – пусть даже парадоксальный, – учительница воспряла духом. А это в нашей работе очень важно.

Для О.Л., автора второго материала, проверка домашнего задания тоже важная часть урока. И проблема та же – не все ученики выполняют домашнюю работу. Но подходит к ее решению учительница по-другому. Для нее главное – не за руку поймать и двойку поставить. Главное – чтобы каждый ученик (особенно если он слабенький) изученную тему знал.
Учительница справедливо считает, что ученик списывает домашнее задание потому, что не знает учебного материала. И рассуждает она при этом так: «Не наказывать же его за это». Тем самым винит скорее себя. Поэтому и ищет, что нужно ей сделать на уроке, чтобы он знал, чтобы он научился.

Представим себя учеником

С чем нам, учителям, в первую очередь приходится сталкиваться? С незнанием от лени. Если ученик ленивый, то учителю нужно делать все возможное, чтобы его лень стала хотя бы немного меньше.
Кредо ленивого ученика – всё и так сойдет, не надо лишний раз суетиться. С точки зрения режиссуры такому ученику как раз и нужно попадать в ситуации, когда ему и на уроке, и дома при выполнении домашнего задания захотелось бы лишний раз посуетиться. А для этого суета должна приносить ученику какую-то радость.
Какую радость может принести выполненное домашнее задание? Самое банальное – дополнительную отметку. Но кому-то она уже не приносит особой радости. Режиссер, когда работает над пьесой, поступает так. Он на основе своего личного опыта (здравого смысла) разбирается в ситуации. То есть перебирает возможные варианты мотивов того или иного персонажа и ищет соответствующее решение его поведения. Представим себя тем учеником, который и не думал готовиться к уроку. Как я сам отнесся бы к тому, что на мини-контрольной мне дают пример точно такой же, как в несделанном домашнем задании, и пример этот я уже вряд ли смогу решить?.. Скорее всего мое самолюбие будет задето.
Если же на том самом уроке ученику предложить задание, которое ему захочется выполнить, – такая учительская стратегия, пожалуй, удачна. Если ход урока спровоцировал ученика выполнить ту работу, от которой он до этого увиливал, значит, мы ему помогли сдвинуться с мертвой точки. На уроке ведь многое в руках учителя. Хочется тебе, чтобы ученики все как один выполняли домашние задания – крутись!
Но приготовься к тому, что при такой крутежке (импровизации, социоигровой режиссуре) и тебе, и твоим ученикам прибавится не только интересной работы, азарта, но и ошибок соответственно (не ошибается тот, кто ничего не делает!). Ошибка не должна пугать. Столкнувшись с ошибкой, и учителю, и ученику можно бы и улыбнуться. И хлопнуть себя по коленке: «Ух ты, опять ошибся!» Или просто сказать: «Я, кажется, напортачил». Вот нормальные реакции на ошибку.

В прошлом году меня пригласили на две недели поработать с 7 классом – проблемным. На второй или третий день мне нужно было собрать у них тетради для проверки. Я знаю, что у двух человек тетрадок нет вообще, а пять человек наверняка забыли. Начинаю объяснять, как будем сдавать рабочие тетради. По цепочке, пританцовывая под музыку, как на дискотеке, ученикам нужно сложить свои тетради стопочкой на последней парте у окна. Положил один и, не сбиваясь с музыкального ритма, вернулся на место – тогда встал его сосед. И так далее – какой ряд быстрее и артистичнее.
Естественно, вижу пару поднятых рук с вопросом, но делаю вид, что не замечаю. Включаю магнитофон… и музыкальный марафон начинается. В результате даже те, у кого тетрадей не было, положили в стопку тетрадки по другим предметам: кто по русскому, кто по литературе – это я уже в учительской обнаружила. Уж и не знаю, как они потом оправдывались перед своими учителями.
У учеников был выбор. Тетрадь можно было и не сдавать – не впервой. Но тут поучаствовать в классной дискотеке захотелось. Было бы желание, а детская сообразительность всегда выход подскажет. Так вот, после этого урока у меня проблем с тетрадями в этом классе поубавилось.

Тут уж не до пустых глаз

Мне очень понравилось наблюдение О.Л., что проверкой задачки заняты как раз те ученики, у кого решение верное. А у кого неверное, у тех оно таким и остается. Поэтому учительница придумывает интересную мизансцену проверки домашнего задания – орать ряду. Здорово! Это социоигровой авангард! Такое посильно не каждому.
Однако есть режиссерские приемы и попроще. Например, общение учителя с классом через посыльных. Чем хороши были бы они в данной ситуации? Да тем, что если посыльными сделать тех самых Олю или Дашу, то им пришлось бы побегать. Тут уж не до пустых глаз. А набегавшись, глядишь, и в материал урока углубились бы за милую душу.
Некоторые учителя разведут руками: «А как именно их сделать посыльными? Назначать-то нельзя! А по считалочке вдруг очередь выпадет не на них?» Дорогие друзья, ведь вариант «по считалочке» не догма, а всего лишь один из возможных вариантов. В одной ситуации уместен такой вариант, в другой – может быть, даже и противоположный. Сколько раз на уроках именно так – назначая сверху – поступала Лидия Константиновна Филякина с разными Олями и Дашами. А уж у нее-то есть чему поучиться.
Роль посыльного – такая полезная! Вот вижу ученика, выпадающего из работы, – я его в посыльные. Так он семь раз вспотеет от удовольствия, пока всю работу не выполнит. Побежит, соберет, разузнает, передаст. И если нужно – на школьной доске выпишет. Может, он при этом и не въедет в математику, так хоть подвигается, пообщается со сверстниками, полезное для них дело сделает!
Иногда учителя спрашивают, может ли быть несколько посыльных от одного ряда. Конечно, может. Мало того, если какой-то ряд решил, что ему нужны двое посыльных, то пусть ученики сами это и организуют. Например, пока все считают по тетрадкам, сколько букв в самом длинном слове домашнего задания, то один посыльный бегает, выясняет и записывает на доске числа, а второй бегает и выясняет, какие слова им соответствуют, уместны ли они и не вкралась ли где какая-нибудь ошибка или недоразумение, требующее вмешательства. Какой ряд справится быстрее?.. А те, кто сегодня не победит, так придирчиво проверят работу победившего ряда, что учителю и не снилось!
Обратимся опять к опыту режиссерского перевоплощения. Допустим, я задачки решать не умею, но меня сделали посыльной. И я должна помогать тому, кто стоит у доски. Мне одноклассники подсказывают: поди продиктуй ему, чтобы он написал то-то и то-то. Я бегу и передаю. А раз я ничего не понимаю, то скорее всего, пока бегу к доске, все перепутаю и передам какую-нибудь ерунду. Возвращаюсь назад. Мне соседи темпераментно объясняют, что надо, например, не «во сколько», а «на сколько». А я разницы не понимаю. Мне в десятый раз втолковывают. И я все бегаю туда-обратно, туда-обратно. Встряску это дает хорошую. Поверьте.
Скептик возразит: «Ну и что же после этого у такой ученицы в голове останется?» И правильно сделает, что возразит! Мне представляется, что прогнозировать все возможные варианты поворота дела, фантазировать входит в учительские обязанности. Надеясь на удачный поворот, учителю нужно быть готовым и к поворотам не совсем удачным. Это раз.
А насчет «останется что в голове или нет»... Я точно знаю, что сидеть на уроке с пустыми глазами, изображая видимость деятельности, бессмысленно. Это патовая ситуация и для ученика, и для учителя. Наша задача – дать ученику возможность в действительности заниматься делом. Но делом посильным. Вот здесь и следует палочку-выручалочку искать в на первый взгляд чисто внешнем, формальном передвижении ученика по классу. Но оно дает встряску. Глядишь – и сдвинется что-то с мертвой точки.

Моцарт на уроке арифметики

Работа с посыльными хороша в классе, на обычном школьном уроке. А если занятия индивидуальные?..
Однажды мне пришлось заниматься с сыном подруги. Он учился в начальной школе, и с математикой у него были нелады. Вот он открывает учебник и читает: «На одной грузовой машине везли два мешка муки, на другой – четыре. Сколько мешков муки привезли обе машины?» Прочитав, глубоко задумывается. О чем бы вы думали? А одного ли цвета машины!!! Какой они были марки?! А почему в одну машину положили не все мешки, а только два?! Она что, была машиной очень маленькой?! После этого он мог что угодно сложить с чем угодно. Четыре колеса складывать с двумя машинами... Несколько учителей с ним мучились-мучились, а сделать ничего так и не смогли.
Такая реакция на арифметическую задачку взрослого человека показалась бы по меньшей мере странной. Но для некоторых творческих детей она нормальна. И хорошо, что встречаются такие дети, которые даже в арифметической задачке стремятся видеть конкретность. Над воспитанием этой способности бьется вся художественная педагогика!
Я понимаю, что какой-нибудь шустрый дефектолог попробует быстренько повесить на этого ребенка диагноз ЗПР (задержка психического развития). Ну так на то он и специалист по выявлению больных. А учителю пристало быть специалистом не по выявлению больных, а по воспитанию здоровых, талантливых учеников (а еще лучше – гениальных). Сами знаете – гениальность так просто спутать с какой-нибудь патологией. А ребенку всю жизнь потом расхлебывать! А вдруг он будущий Моцарт? Мы хоть и умнее его, но уж точно не Моцарты. Нам ли тогда судить? А то ведь засудишь – и тогда он Моцартом уж точно не станет.
Благодаря занятиям с тем мальчиком мне заново открылась одна из бездонных проблем творческой личности. Интерес к реальным обстоятельствам может и должен побеждать привычные (например, математические) условности. Отсюда тоже могут быть пустые глаза на уроке. И тогда они вовсе не значат, что у такого ученика пустая жизнь.
Но как же быть с математикой? Если ученик «не понимает», что с чем надо складывать? Это очень тонкая и очень сложная учительская задачка. И для начала лучше хотя бы просто выяснить, в какие это дали ученик уплывает. Если говорить честно, то учителю надо всего-то уметь задавать вопросы. Не те стандартные, банальные и формальные: сколько? чего? во сколько раз? где?.. И уж тем более не о том, почему у него отсутствующий взгляд. Нет, конечно. Вопросы должны быть какие-то иные, не обычные – со-чувствующие. Поинтересуйтесь, например, какое слово в задаче ему показалось самым интересным. Или какие в жизни он видел мешки? С чем они были и как их перевозили?.. Когда учителю открываются глубины понимания своих профессиональных проблем, тогда и ученику почему-то становится понятен механизм нашей взрослой нехитрой арифметики.
Ученик перед тобой – чужая голова. И тебе надо помочь хозяину этой головы отправиться по тому пути, который ты считаешь правильным. А ученик все время сворачивает куда-то в сторону. И тебе надо разобраться в черном ящике его конкретных путей-дорожек. Разобраться в этом учитель может. Но лишь настолько, насколько ему хватит фантазии и ума задавать вопросы!

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru