Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Узаконить льготы для больных детей? Слишком хлопотно.
Выпускные будут сдавать все!
Но кто ответит за то, что может случиться на экзамене?

«А здоровья у них на поступление в вуз хватает...»

Ирина БелЯева, главный специалист отдела организационно-педагогической деятельности Комитета образования г. Москвы:
– Есть ли какие-нибудь особенности проведения выпускных экзаменов в этом году?
– Нынешняя итоговая аттестация характеризуется несколькими принципиальными отличиями. Произошли значимые изменения, необходимость которых давно назрела. Первое: разрешено досрочно, за два-три месяца, сдавать экзамены тем ребятам, которые в июне должны будут выезжать на международные олимпиады, сборы, соревнования.
– Но в соответствии с прежним Положением об итоговой аттестации участники международных интеллектуальных олимпиад для школьников, если сроки проведения совпадали с выпускными экзаменами, просто освобождались от них.
– Да, это было. Теперь освобождения нет, но они могут пройти итоговую аттестацию досрочно и с чувством выполненного долга отправляться на свои интеллектуальные или спортивные состязания (подчеркиваю: только международного уровня).
Второе изменение связано с приведением к единому количеству экзаменов в специализированных школах и в школах без специализации. Вы знаете, что определенное количество экзаменов школьники сдают по своему выбору. В девятом классе, таким образом, они могут сдавать два, а в одиннадцатом – три экзамена. При этом специализированные школы имели право назначить и экзамен по предмету специализации. То есть еще один. По новым правилам такой экзамен назначается вместо одного из экзаменов по выбору. Так что выпускники специализированных школ будут сдавать столько же экзаменов, сколько и выпускники обычных школ. Это позволит уменьшить перегрузки школьников.
Третье изменение очень интересное и конструктивное: экзамены по тем предметам, которые школьники выбирают по своему желанию, теперь можно сдавать не только в июне после одиннадцатого класса, а непосредственно после окончания курса. Если изучение предмета заканчивается в десятом классе, ученик может тогда же и сдать его. Эта оценка будет учитываться при итоговой аттестации.
Четвертое изменение частное и связано лишь с одним предметом – охраной безопасности жизнедеятельности. Сегодня школьники все чаще называют ОБЖ одним из экзаменов по выбору. В связи с этим решили провести дифференциацию билетов для девушек и юношей. У девушек будут преобладать вопросы теоретического и медицинского плана, у юношей – военно-спортивного.
И, наконец, пятое изменение, самое важное. Оно достаточно долго обсуждалось и является принципиально новым: освобождения от выпускных экзаменов не будет ни для кого.
– И даже для хронически больных детей?
– Да. Я подробно объясню: если ребенок страдает каким-то хроническим заболеванием или переболел острым заболеванием, а также перенес операцию, врач напишет справку, что ему рекомендуется щадящий режим. В соответствии с этой рекомендацией и будет определен щадящий характер итоговой аттестации. Такому ребенку по решению педагогического совета могут уменьшить количество экзаменов или изменить форму экзамена. Например, вместо сочинения – диктант, вместо письменной работы – устный ответ, вместо ответа по билетам – собеседование. Педагогический коллектив хорошо знает своего ученика и принимает решение, учитывая его индивидуальные особенности, характер заболевания. При необходимости итоговую аттестацию для этих ребят могут провести не в июне, а в мае. При необходимости экзаменационная комиссия может прийти к больному ребенку домой.
– А если выпускник заболеет прямо во время экзаменов?
– Если болезнь кратковременная, ангина, например, экзамены переносятся на более поздний срок в июне. В случае более серьезного заболевания экзамены нужно будет сдавать осенью.
– В прежнем Положении об итоговой аттестации говорилось и о неких исключительных случаях освобождения от экзаменов. Практиковалось, например, освобождение ребенка от экзаменов в случаях семейной трагедии, смерти близкого человека...
– Практиковалось? Не думаю. Я много лет непосредственно занимаюсь вопросами итоговой аттестации и могу засвидетельствовать, что таких случаев было всего два-три за несколько лет и решения об освобождении от выпускных экзаменов всегда принимались на очень высоком уровне.
– Что это значит? На каком именно?
– На самом высоком.
– С чем связано решение абсолютно всех обязать сдавать экзамены?
– Такое решение принимала не я, но совершенно с ним согласна и считаю правильным и своевременным. А то что получается: все тяжелые хронические больные, которые по состоянию здоровья ну никак не могли сдавать выпускные экзамены, буквально на следующий день после получения аттестата начинают сдавать гораздо более трудные и стрессовые вступительные экзамены в вузы! И здоровья у них на это хватает...

Беседовала
Елена ИВАНИЦКАЯ

Какой будет щадящая форма аттестации, не представляют ни учителя, ни директора

Итак, введено принципиальное изменение в Положение об итоговой аттестации. Никакие основания отныне не признаются достаточными для освобождения от выпускных экзаменов, даже заключение клинико-экспертной комиссии. С этого года экзамены будут сдавать все. То есть все те, кто хочет получить аттестат. Если семья считает, что здоровье ребенка дороже, чем выпускные экзамены, пусть сделает вывод, что оно (здоровье) дороже аттестата зрелости и возможности продолжить образование.
На вопрос, почему решение столь категорично, в Министерстве образования ответили: “Министерство юстиции обязало нас привести положение в соответствие с Законом “Об образовании”, где сказано, что государственная аттестация обязательна для всех. А иначе необходимо вносить поправки в закон”. Странно, что восемь лет этого разночтения никто, в том числе и Минюст, не замечал. Но дело не только в этом.
Педагоги неоднозначно отнеслись к такому решению. Те, кто счел его необходимым, считают, что достать справку об освобождении в последнее время не составляло особого труда, часто ее предъявляли те, кто серьезными заболеваниями не страдал и по всем медицинским канонам считался относительно здоровым.
Те же педагоги, которые работают с детьми-инвалидами, пришли в недоумение: для больных детей, уверены они, должны быть сделаны исключения, иначе стрессовая ситуация, которой, безусловно, для них будет экзамен, может вызвать серьезное обострение заболевания.
В Министерстве образования с этим доводом не спорят, а даже, напротив, поддерживают: конечно, для таких детей школы совместно с органами управления образованием должны предусмотреть щадящую форму аттестации. Это значит: экзамен может проводиться не по билетам, а в форме собеседования, тестирования или реферата (так записано в письме-рекомендации по проведению итоговой аттестации, которое Министерство образования недавно разослало по регионам). То есть тем ребятам, которые раньше освобождались от экзаменов на основании перечня заболеваний, указанных в совместном приказе Министерства образования и Минздравмедпрома России от 18 июля 1994 года, теперь предписан некий щадящий экзаменационный режим.
Казалось бы, все ясно. Но, к сожалению, лишь на бумаге и на словах. В действительности же ни педагоги, ни директора школ пока не представляют, как все это будет происходить. Особенно много вопросов возникает у директоров школ надомного обучения. Эти школы были созданы в Москве несколько лет назад специально для тех детей, которые по состоянию здоровья не могут учиться в обычных. К каждому ребенку тут подходят индивидуально и создают все условия для того, чтобы учеба не сказывалась отрицательно на психике и здоровье.
Так вот, за два месяца до начала экзаменов директора школ надомного обучения (впрочем, как и директора обычных школ, в которых учатся дети-надомники) хотели бы четко знать, сколько экзаменов должны сдавать их ученики, сколько часов будут писать (если будут) сочинение дети, чья нагрузка не должна превышать трех часов в день, как будет организован этот щадящий режим и насколько можно считать щадящими те формы, которые рекомендует министерство. А как быть с детьми-надомниками – отправлять к ним экзаменационную комиссию? Похоже, не только директора, но и сами управленцы вразумительно не смогут ответить на эти вопросы.
О том, что в министерстве зреет решение об обязательной итоговой аттестации, слухи ходили давно, еще с осени. Но все-таки оставалась надежда, что детей с тяжелыми диагнозами освободят от экзаменов. Некоторые педагоги, правда, психологически готовили своих учеников к мысли, что, может быть, придется держать экзамен, настраивали, что это не страшно, все будет хорошо. Но когда нет определенной тренировки и опыта, откуда возьмется уверенность в том, что бояться нечего?
Более того, некоторым детям противопоказана даже щадящая форма аттестации. Врачи уже сейчас советуют их родителям отказаться от экзаменов. И родители оказались перед мучительным выбором – либо рисковать здоровьем ребенка, либо довольствоваться справкой вместо аттестата.
Впрочем, если следовать правовым нормам, решение об освобождении выпускников от экзаменов региональные органы управления могут оставлять за собой. Дело в том, что Министерство образования хоть и направило в регионы рекомендательное письмо по проведению аттестации, но не отменило приказ о порядке освобождения от итоговой аттестации выпускников, а значит, он остается в силе. Этим очень грамотно воспользовались сотрудники Министерства образования Свердловской области, заявившие, что будут освобождать выпускников от экзаменов до тех пор, пока не получат приказа об отмене освобождения, согласованного с Министерством здравоохранения и Министерством юстиции.

Елена ЛОСЕВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru