Академический парадокс в политике
образования
У нас есть самая мощная в мире
теоретическая база для обновления школы. Почему
же мы ее не используем?
Парадокс Академии педагогических наук в
том, что даже выдающиеся ученые в ее рамках ведут
фиктивно-демонстративный образ научной жизни.
А научные сотрудники, готовые обслужить
ведомственный заказ, могут сделать
головокружительную академическую карьеру.
18–20 апреля состоится ежегодное собрание
Российской академии образования. Будут отчет и
перевыборы. Будут ли перемены?
Роль науки в судьбе образования
Академия педагогических наук была создана еще в
1943 году по указанию И.Сталина, как и все другое,
что тогда возникало в СССР.
В то время наука должна была быть ведомственной,
чтобы эффективнее служить народному хозяйству. А
раз так, то все ученые-академики должны были быть
приписаны какому-нибудь ведомству: медицинскому,
сельскохозяйственному, педагогическому.
И все это, в свою очередь, подчинялось
соответствующему отделу ЦК КПСС. И когда ЦК
принимал решение о том, чтобы провести реформу
школы или увеличить (уменьшить) срок обучения,
усилить воспитательную работу, или внедрить
кабинетную систему или липецкий метод, или,
наоборот, заклеймить позором В.В.Давыдова, снять
его с поста директора института и исключить из
партии, – во всех этих случаях академии
выдавалось производственное задание:
подготовить соответствующие материалы. Ничего
удивительного: так было устроено все наше
общество, и в этом смысле никакой разницы между
АПН и любым другим советским государственным
институтом не было и быть не могло.
Удивительно другое: внутри академии все-таки
пробивались научные ростки и в самые тяжелые
времена формировались научные направления и
даже научные школы. При всех драматических
обстоятельствах мы сегодня можем гордиться тем,
что именно в России сложилась одна из самых
современных и мощных педагогических систем –
развивающее обучение Эльконина – Давыдова – и
образовалась научная школа последователей
Л.С.Выготского. Мы с гордостью можем говорить о
том, что отечественные философы, так или иначе
связанные с академией, создали мощную
теоретическую базу для проектирования
содержания современного образования: Э.Ильенков,
М.Мамардашвили, Г.Щедровицкий, Ф.Михайлов,
В.Библер, А.Арсеньев.
У нас в России – самая сильная в мире
теоретическая база для создания современного
содержания образования, эффективной системы
образования.
И с грустью можно сказать о том, что весь этот
богатейший пласт теории существует сам по себе. А
академические разработки или разработки, к
которым так или иначе имеет отношение академия
(стандарты общего среднего образования,
концепция двенадцатилетки, национальная
доктрина), опираются не на глубокие пласты
теории, а на усредненное кабинетное
представление о том, какой должна быть школа как
государственное учреждение.
Что может измениться?
В последние годы, во время семинаров «Эврики», в
которых принимали и принимают участие видные
члены академии, мы часто обсуждали проблему
организации педагогической науки. Такие беседы
были у меня с В.В.Давыдовым, Ф.Т.Михайловым,
В.П.Зинченко, В.М.Муниповым, Э.Д.Днепровым. Все –
академики, все имеют не только огромный опыт и
научные достижения, но и являются организаторами
научной деятельности – каждый в своем
направлении.
И самое парадоксальное, на мой взгляд,
обстоятельство заключается в том, что каждый из
этих ученых в отдельности отлично видит школу,
ясно понимает проблематику ее современного
состояния и готов участвовать в живой и жесткой
дискуссии по теоретическим основаниям нового
содержания.
Но в рамках академических прений собственно
теоретического обмена не происходит.
Надеемся, что только пока. Надеемся, что ситуация
изменится после собрания академии 18–20 апреля 2000
года.
Мы будем чрезвычайно рады и с удовольствием
опубликуем перечень и содержание тех
теоретических положений, которые будут
выдвинуты на собрании как основания
сегодняшнего научного осмысления состояния
школы. Мы с огромной благодарностью опубликуем
проблематику развития современного образования,
если она прозвучит на этом уважаемом собрании
ученых.
И поскольку в программе предусмотрены прения, то,
чтобы не быть голословными, позволим себе
высказать ряд предположений об этой
проблематике.
Эти предположения сделаны нами на основе анализа
заявок и проектов, поступивших на конкурс
культурно-образовательных инициатив на статус
«Федеральная экспериментальная площадка». Эти
заявки и проекты не проходят предварительного
отсева на местах, поэтому по ним можно судить о
том слое реальных инициатив, которые зарождаются
непосредственно в школе.
Подробный анализ этих инициатив сделан
лабораторией мониторинга (М.Богуславский,
М.Левит) института образовательной политики
«Эврика» и будет опубликован в еженедельнике
«Управление школой», после того как его
представят на коллегии Министерства
образования, посвященной ФЭП. По странному
стечению обстоятельств эта коллегия пройдет в те
же сроки, что и ежегодное собрание РАО.
Итак, что кажется нам самым важным в современной
проблематике развития образования в России?
Школа перестает быть институтом образования
Из-за того, что содержание школьного образования
официально и чуть ли не законодательно заключено
только в программы учебных предметов, а они
являются архаичной формой организации знаний,
школа проигрывает конкуренцию с другими
образовательными институтами.
Неформальное образование – так называемое
дополнительное образование, сетевое
образование, телевидение, рынок, масса других не
учреждений, но образовательных институтов –
предлагает ребенку гораздо более качественное и
современное (по форме организации!) содержание,
чем омертвевший учебный предмет.
Но в ответ на этот вызов мы делаем странные вещи:
раз и почти навсегда фиксируем в стандартах
архаичную форму организации знаний, растягиваем
сроки втискивания этих знаний до 12 лет и при этом
усиливаем механизмы контроля за качеством этого
втискивания. Причем не только чиновничьими
средствами – например, делая строгую подгонку
стандартов полного среднего образования под
вузовский стандарт.
Школа как образовательный институт оказалась
закрытой от внешних изменений, зато усиливается
как учреждение.
Правда, в последнее время из президентского
Центра стратегических разработок постоянно
приходят интереснейшие материалы – «Стратегия
для России: образование». В ближайшее время мы
намерены начать их подробное обсуждение. Но вот
что любопытно: среди авторов этих материалов нет
самой РАО как организации и нет основных
академических разработчиков всех официальных
документов последнего времени – доктрины,
концепции двенадцатилетки, стандартов.
Нам кажется, что комментарии здесь излишни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|