Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Александр АДАМСКИЙ

Шпаргалка для новой власти

Она не спасает от ошибок, но в ней можно найти ответы на многие важные вопросы, если правильно понять слово “образование”

Какое счастье, что все выборы позади. Президент, Дума – всех выбрали, все на месте. Теперь им надо помогать работать на благо школе и детям. Эти заметки обращены к власти – газетная шпаргалка для депутатов, губернаторов, министров, мэров и президента. Вообще-то мы, учителя, против подсказок и шпаргалок, но когда двоечник совсем не знает, что ответить, пусть хоть шпаргалка поможет. Не оставлять же на второй год. Вполне возможно, что власть так ведет себя по отношению к школе просто потому, что не знает, как надо поступать.Может, подсказать?

Государство не в состоянии содержать школу

Отношения образования и государства достигли той критической точки напряженности, когда, глядя друг другу в глаза, надо честно признаться: по-прежнему жить уже нельзя.

Государство содержать ту систему образования, которая досталась от Советского Союза, не может. Но ситуация еще хуже, потому что советская система образования была относительно дешевая. Ее главной особенностью было однообразие, каждая школа не только строилась по типовому проекту, но и работала по типовому проекту – одному на всех. И так же как строительство и содержание казармы стоит дешевле, чем строительство и содержание индивидуальных коттеджей, так и единая общеобразовательная школа стоит намного дешевле, чем многообразная вариативная система школьного образования.

Вот так: не хватает средств содержать систему образования даже в прежнем ее качестве, а она стала еще дороже, потому что перестала быть единообразной.

Поэтому как ни грустно и даже унизительно это признавать, но мы стоим перед трудным выбором. Либо приводить масштаб системы образования в соответствие с имеющимися средствами, либо государство, признавая, что не в состоянии обеспечить школу всем необходимым, обращается за помощью к обществу, к родителям и благотворителям.

Сегодня система образования обходится государству в 130–150 млрд рублей. Это столько же, сколько бюджет обороны в условиях мирного времени. Но при этом деньги тратятся в основном на заработную плату. А сама система образования не обеспечивается средствами не только на развитие, но и на поддержание себя в нормальном состоянии. Школа дряхлеет и изнашивается.

Образовательная сеть сокращается

Тихо и как бы незаметно объем образования в России сокращается. Количество школ практически не меняется в городах. Но сеть сельских школ уже сократилась, и маленькие школы (кто-то называет их малокомплектными, кто-то – малочисленными) главы администраций сельских районов продолжают закрывать.

Но и в городах, несмотря на то что количество школ остается прежним, сам объем и качество образования уменьшаются, потому что идет сокращение кадров. Прежде всего из штатного расписания убираются все так называемые дополнительные ставки. Сокращаются психологи, социальные работники, сокращаются ставки заместителей директора по научно-методической работе. Этого нельзя делать ни в коем случае, потому что исчезает сама возможность обновления школ. Нет денег.

Нет денег на компьютеры, нет денег на газеты и журналы, нет денег на учительские семинары и конференции – нет денег ни на что.

Мы становимся свидетелями эрозии школы: и стены, и дух учителя разъедаются нищетой и униженностью. Давно не ремонтированные стены – некоторые по десять и более лет – угроза жизни ученикам. Но еще более опасное дело – эрозия учительского духа.

Наверное, власти и не догадываются о том, что само состояние учителя является самым эффективным содержанием образования учеников. Содержанием школьной жизни стали униженность и агрессивность. Привычными – боевые действия учителей с властью; конфликт проник внутрь школьной жизни, стал привычной формой отношений.

И наши ученики уже прошли полный школьный цикл этой педагогики. Поколение россиян стало выпускниками школы, которая борется за свое выживание. И приобрело опыт жизни в осажденной школьной крепости.

Поэтому для новой российской власти спасение школы – вопрос спасения морального духа нации, спасение климата, в котором будет жить общество.

...Мы говорили об этом три года назад, когда правительство попыталось реформировать систему образования, говорим и сейчас: необходимы неотложные меры по быстрому восстановлению школы. Именно по восстановлению. Разрушен дух школы, и то, что стены еще стоят, – это мнимая реальность.

Вольно или невольно, но мы вынуждены сравнивать школьную трагедию с Чечней. Потому что с такой же безоговорочностью, с какой правительство находит деньги на войну в Чечне: три миллиарда, пять миллиардов и еще, еще, и еще – с такой решимостью и безусловностью необходимо найти деньги на восстановление школы.

Потому что рано или поздно станет ясно, что никакой победы в Чечне не будет и быть не может. Но моральный ущерб от войны, восстановление общенациональной нормальной температуры возможно только через реабилитацию детей. А это сделать могут только школа, только учитель. Обеспеченный и свободный.

Ну и как еще объяснить...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru