Хочу, могу, надо
Почему будущие футболисты зубрят физику, а
будущие пианистки вникают в банковское дело?
Возможно, потому, что сегодня разрушен еще один
миф – о единственности выбора профессии
Профконсультантом я стала случайно. Когда
твоему ребенку шестой год и он почти смирился с
необходимостью посещать детский сад, самое время
подумать о возобновлении трудовой деятельности.
Причем любой, потому что после пяти лет сидения
дома ты готов работать кем угодно: токарем,
продавцом воздушных шариков, дрессировщиком
слонов. А получилось так: мы шли-гуляли после
садика, учились читать вывески и запнулись на
этой – “Центр профориентации молодежи”.
Ребенок спросил, что это такое, а я ответила:
постой-ка, деточка, да ведь это, наверное, биржа
труда – знак судьбы, подсказка и приглашение. Я,
конечно, ошиблась. Но если бы не это
недоразумение, я не открыла бы дверь и не сказала
с порога: “Здрасьте, готова на любую работу”. И
не услышала бы в ответ: “А нам как раз нужен
человек в школьный отдел”.
Опыт работы в этом центре оказался бесценным.
Тем более теперь, когда ребенку исполнилось 15 и
проблемы профориентации чрезвычайно для нас
актуальны. Главное, утверждают психологи, –
найти оптимальный баланс между склонностями (то
есть чего я хочу) и способностями (что я могу).
Например, хочу быть космонавтом. А могу ли
переносить состояние невесомости, находиться в
длительной изоляции от людей и т.д. – вот это и
следует узнать. Однако даже в случае
несовпадения “хочу” и “могу” никакой трагедии
не было. Если у человека сильная мотивация,
говорили коллеги, он может добиться поставленной
цели. Но была одна закавыка. Кроме “хочу” и
“могу” в деле выбора профессии рекомендовалось
еще учесть модальную частицу “надо”. Что-то
вроде социального заказа, что ли…
Родителей, которые приходили на консультации
вместе с детьми, я условно разделила на три
группы. Были такие, кто привел непослушное чадо в
расчете укрепить родительский авторитет с
помощью другого авторитетного лица, то есть
психолога: “Я же говорю, будешь играть на скрипке
– значит, на скрипке, а не в футбол”. Очень
возмущались, когда их просили подождать за
дверью, а потом рекомендовали отвести ребенка в
спортивную секцию. Были растерянные: вот,
представьте, и то нравится, и это – как бы не
ошибиться, найти оптимальный вариант. Наихудший
случай – родители-лентяи, которые ничтоже
сумняшеся полагали, что с них спрос в таком
серьезном деле в последнюю очередь: отдал в школу
– учи и воспитывай, привел к психологу –
выписывай рецепт. К какой из этих групп отношу
себя? Должна признать, что я из тех, кто растерян,
и это невзирая на мой большой опыт
профконсультанта.
Индивидуальные консультации мне нравились и,
смею думать, удавались. Если родителям важно было
получить бумажку с рекомендацией той или иной
профессии, то Маша или Вася жаждали высказаться и
– не побоюсь банальности – быть услышанными.
Однако следовало проводить еще и групповые
консультации в выпускных классах.
…У меня была составлена красивая и мудрая речь.
Про то, как важно выбрать дело по душе. Да,
существует мода на профессии, но не этим следует
руководствоваться. Прислушайтесь к себе. Это,
наверное, первый серьезный выбор в вашей жизни, и
от него зависит… Дети мне не поверили.
Какое призвание, при чем тут мода! Есть
профессии, за которые платят, а есть – никому не
нужные, как у наших родителей. Да-а, они-то
выбирали дело по душе, а теперь сидят без копейки.
Это была абсолютно провальная консультация.
Ну конечно. Пока я благостно сидела с ребенком,
я как бы выпала из нынешней реальности. Мысленно
всегда апеллировала к себе 15-летней, я хорошо
помню (до сих пор!), как много мне хотелось сказать
миру и как не хватало уверенности в своей
избранности. Я полагала, будто главный конфликт в
выборе будущей профессии – это, так сказать,
конфликт частного, личного, и общественного. Хочу
быть журналистом. Допустим. Но, во-первых,
достойна ли столь высокой миссии? И, во-вторых, не
правильнее было бы внести посильную лепту в
строительство Байкало-Амурской магистрали? И
если бы тогда мне сказали: “Надо, понимаешь,
пополнить ряды тружеников сельского хозяйства”
– честное слово, не знаю, каким был бы мой
окончательный выбор.
У них – поколения начала 90-х – все было иначе.
Прагматики? А что, собственно, здесь такого уж
ужасного? Просто мы, взрослые, привыкли к другой
игре. Наш романтизм – а в середине 70-х модно было
говорить о поколении романтиков, покорителей и
вершителей чего-то там – был санкционирован
свыше. Цепочку хочу–могу–надо предлагалось
читать с конца, причем считалось, что кем-то
установленное “надо” самым естественным
образом переплавится в “хочу”.
Этих, нынешних, государство стряхнуло с колен и
сказало вместо напутствия: а пошли бы вы…
Впрочем, им не врали, не сулили светлого будущего,
и они пошли туда, куда, им представлялось, всего
надежнее. Они могли рассчитывать только на себя,
и в этом, кстати, оказались более взрослыми, чем
родители. Они наплевали на “хочу” и выбрали
“надо”, потому что за это платили. Но это было
уже другое “надо”. Вчерашние двоечники шли
торговать “сникерсами” и чувствовали себя
более востребованными, чем бескомпромиссная
учительница Марья Ивановна с ее набившим
оскомину “что за прелесть эта Наташа”.
Вчерашние отличники выбрали карьеру брокеров,
дилеров и чего-то там еще. Кстати, именно на сломе
90-х слово “карьера” перестало носить бранный
оттенок. Карьерист – значит успешно
продвигающийся на избранном поприще. Мой слух не
коробит, когда сын говорит: “Я мечтаю о
карьере…” Впрочем, об этом позже.
Когда человеку 15 лет и он спит на ходу, вместо
того чтобы усиленно заниматься, потому что в
конце года – вступительные экзамены в лицейский
класс, когда у него нет явных склонностей к
какой-то деятельности, а способности оказались
на стадии регрессии, возможны два варианта
поведения родителей. Первый: оставить ребенка в
покое. Переходный возраст. Пусть высыпается,
играет после школы в футбол. Второй вариант – с
точностью до наоборот. Выбор того или иного
зависит от психофизики родителей. Я бы выбрала
первый, но не могу. 9-й класс. На спотыкающейся
кляче дотащились до распутья трех дорог: направо
пойдешь – в медицинский класс попадешь, налево –
в математический, прямо – в гуманитарный.
Методом исключения выбираем дорогу, что ведет
налево...
Дадим наконец слово ребенку. “Кем ты хочешь
стать, сынок?” – “Футболистом, мамочка”. –
“Понимаешь, деточка, было бы у меня двое сыновей,
причем один умный, тогда так уж и быть. А раз ты у
меня один, садись за физику. Отоспишься на
лекциях в институте”.
Мне достоверно известно, что ни мой ребенок, ни
его друзья ни разу не заглянули в центр
профориентации, хотя он буквально в двух шагах от
школы. Неужели не любопытно? Не любопытно. Зачем
грузить себя лишней информацией? И дело не в том,
что они уже определились с будущей профессией.
Выбрав ту или иную сферу деятельности, наши дети
имеют о ней самое приблизительное представление.
Например, что она как-то связана с работой на
компьютере или с иностранным языком.
Слово “призвание” тоже не из их словесного
обихода, но в отличие от предшественников,
поколения 90-х, о которых я писала ранее, они
ничуть не сомневаются, что станут заниматься тем,
что им по душе. А почему бы и нет? В самом деле, они
более уверены в себе, более самодостаточны, что
ли, чем мы в их годы.
Но теперь все изменилось. Мы, родители,
опомнились и вписались в предлагаемые условия
игры. Мы поможем детям найти место под солнцем.
Одна моя знакомая готовит свою музыкально
одаренную дочь к поступлению в Консерваторию и
одновременно переводит в школу,
“спрофилированную” на Финансовую академию. Не
поступит в Консерваторию – будет учиться на
банкира. Девочка не сопротивляется. Почему? Ведь
она действительно любит музыку, готова часами
заниматься. И послушной ее не назовешь...
Разгадка, думается, в том, что разрушен еще один
миф – о единственности выбора. Все
взаимозаменяемо. Мама этой девочки, между прочим,
по образованию химик, а занимается
недвижимостью. И весьма довольна жизнью.
Может быть, поэтому мой будущий футболист
согласен учить физику.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|