Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга СЕРОВА

Хочу, могу, надо

Почему будущие футболисты зубрят физику, а будущие пианистки вникают в банковское дело? Возможно, потому, что сегодня разрушен еще один миф – о единственности выбора профессии

Профконсультантом я стала случайно. Когда твоему ребенку шестой год и он почти смирился с необходимостью посещать детский сад, самое время подумать о возобновлении трудовой деятельности. Причем любой, потому что после пяти лет сидения дома ты готов работать кем угодно: токарем, продавцом воздушных шариков, дрессировщиком слонов. А получилось так: мы шли-гуляли после садика, учились читать вывески и запнулись на этой – “Центр профориентации молодежи”. Ребенок спросил, что это такое, а я ответила: постой-ка, деточка, да ведь это, наверное, биржа труда – знак судьбы, подсказка и приглашение. Я, конечно, ошиблась. Но если бы не это недоразумение, я не открыла бы дверь и не сказала с порога: “Здрасьте, готова на любую работу”. И не услышала бы в ответ: “А нам как раз нужен человек в школьный отдел”.

Опыт работы в этом центре оказался бесценным. Тем более теперь, когда ребенку исполнилось 15 и проблемы профориентации чрезвычайно для нас актуальны. Главное, утверждают психологи, – найти оптимальный баланс между склонностями (то есть чего я хочу) и способностями (что я могу). Например, хочу быть космонавтом. А могу ли переносить состояние невесомости, находиться в длительной изоляции от людей и т.д. – вот это и следует узнать. Однако даже в случае несовпадения “хочу” и “могу” никакой трагедии не было. Если у человека сильная мотивация, говорили коллеги, он может добиться поставленной цели. Но была одна закавыка. Кроме “хочу” и “могу” в деле выбора профессии рекомендовалось еще учесть модальную частицу “надо”. Что-то вроде социального заказа, что ли…

Родителей, которые приходили на консультации вместе с детьми, я условно разделила на три группы. Были такие, кто привел непослушное чадо в расчете укрепить родительский авторитет с помощью другого авторитетного лица, то есть психолога: “Я же говорю, будешь играть на скрипке – значит, на скрипке, а не в футбол”. Очень возмущались, когда их просили подождать за дверью, а потом рекомендовали отвести ребенка в спортивную секцию. Были растерянные: вот, представьте, и то нравится, и это – как бы не ошибиться, найти оптимальный вариант. Наихудший случай – родители-лентяи, которые ничтоже сумняшеся полагали, что с них спрос в таком серьезном деле в последнюю очередь: отдал в школу – учи и воспитывай, привел к психологу – выписывай рецепт. К какой из этих групп отношу себя? Должна признать, что я из тех, кто растерян, и это невзирая на мой большой опыт профконсультанта.

Индивидуальные консультации мне нравились и, смею думать, удавались. Если родителям важно было получить бумажку с рекомендацией той или иной профессии, то Маша или Вася жаждали высказаться и – не побоюсь банальности – быть услышанными. Однако следовало проводить еще и групповые консультации в выпускных классах.

…У меня была составлена красивая и мудрая речь. Про то, как важно выбрать дело по душе. Да, существует мода на профессии, но не этим следует руководствоваться. Прислушайтесь к себе. Это, наверное, первый серьезный выбор в вашей жизни, и от него зависит… Дети мне не поверили.

Какое призвание, при чем тут мода! Есть профессии, за которые платят, а есть – никому не нужные, как у наших родителей. Да-а, они-то выбирали дело по душе, а теперь сидят без копейки.

Это была абсолютно провальная консультация.

Ну конечно. Пока я благостно сидела с ребенком, я как бы выпала из нынешней реальности. Мысленно всегда апеллировала к себе 15-летней, я хорошо помню (до сих пор!), как много мне хотелось сказать миру и как не хватало уверенности в своей избранности. Я полагала, будто главный конфликт в выборе будущей профессии – это, так сказать, конфликт частного, личного, и общественного. Хочу быть журналистом. Допустим. Но, во-первых, достойна ли столь высокой миссии? И, во-вторых, не правильнее было бы внести посильную лепту в строительство Байкало-Амурской магистрали? И если бы тогда мне сказали: “Надо, понимаешь, пополнить ряды тружеников сельского хозяйства” – честное слово, не знаю, каким был бы мой окончательный выбор.

У них – поколения начала 90-х – все было иначе. Прагматики? А что, собственно, здесь такого уж ужасного? Просто мы, взрослые, привыкли к другой игре. Наш романтизм – а в середине 70-х модно было говорить о поколении романтиков, покорителей и вершителей чего-то там – был санкционирован свыше. Цепочку хочу–могу–надо предлагалось читать с конца, причем считалось, что кем-то установленное “надо” самым естественным образом переплавится в “хочу”.

Этих, нынешних, государство стряхнуло с колен и сказало вместо напутствия: а пошли бы вы… Впрочем, им не врали, не сулили светлого будущего, и они пошли туда, куда, им представлялось, всего надежнее. Они могли рассчитывать только на себя, и в этом, кстати, оказались более взрослыми, чем родители. Они наплевали на “хочу” и выбрали “надо”, потому что за это платили. Но это было уже другое “надо”. Вчерашние двоечники шли торговать “сникерсами” и чувствовали себя более востребованными, чем бескомпромиссная учительница Марья Ивановна с ее набившим оскомину “что за прелесть эта Наташа”. Вчерашние отличники выбрали карьеру брокеров, дилеров и чего-то там еще. Кстати, именно на сломе 90-х слово “карьера” перестало носить бранный оттенок. Карьерист – значит успешно продвигающийся на избранном поприще. Мой слух не коробит, когда сын говорит: “Я мечтаю о карьере…” Впрочем, об этом позже.

Когда человеку 15 лет и он спит на ходу, вместо того чтобы усиленно заниматься, потому что в конце года – вступительные экзамены в лицейский класс, когда у него нет явных склонностей к какой-то деятельности, а способности оказались на стадии регрессии, возможны два варианта поведения родителей. Первый: оставить ребенка в покое. Переходный возраст. Пусть высыпается, играет после школы в футбол. Второй вариант – с точностью до наоборот. Выбор того или иного зависит от психофизики родителей. Я бы выбрала первый, но не могу. 9-й класс. На спотыкающейся кляче дотащились до распутья трех дорог: направо пойдешь – в медицинский класс попадешь, налево – в математический, прямо – в гуманитарный. Методом исключения выбираем дорогу, что ведет налево...

Дадим наконец слово ребенку. “Кем ты хочешь стать, сынок?” – “Футболистом, мамочка”. – “Понимаешь, деточка, было бы у меня двое сыновей, причем один умный, тогда так уж и быть. А раз ты у меня один, садись за физику. Отоспишься на лекциях в институте”.

Мне достоверно известно, что ни мой ребенок, ни его друзья ни разу не заглянули в центр профориентации, хотя он буквально в двух шагах от школы. Неужели не любопытно? Не любопытно. Зачем грузить себя лишней информацией? И дело не в том, что они уже определились с будущей профессией. Выбрав ту или иную сферу деятельности, наши дети имеют о ней самое приблизительное представление. Например, что она как-то связана с работой на компьютере или с иностранным языком.

Слово “призвание” тоже не из их словесного обихода, но в отличие от предшественников, поколения 90-х, о которых я писала ранее, они ничуть не сомневаются, что станут заниматься тем, что им по душе. А почему бы и нет? В самом деле, они более уверены в себе, более самодостаточны, что ли, чем мы в их годы.

Но теперь все изменилось. Мы, родители, опомнились и вписались в предлагаемые условия игры. Мы поможем детям найти место под солнцем. Одна моя знакомая готовит свою музыкально одаренную дочь к поступлению в Консерваторию и одновременно переводит в школу, “спрофилированную” на Финансовую академию. Не поступит в Консерваторию – будет учиться на банкира. Девочка не сопротивляется. Почему? Ведь она действительно любит музыку, готова часами заниматься. И послушной ее не назовешь... Разгадка, думается, в том, что разрушен еще один миф – о единственности выбора. Все взаимозаменяемо. Мама этой девочки, между прочим, по образованию химик, а занимается недвижимостью. И весьма довольна жизнью.

Может быть, поэтому мой будущий футболист согласен учить физику.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru