Елена ЛИТВЯК, Елена ХИЛТУНЕН
Они хотят учиться!
Но мы почему-то делаем все, чтобы
погасить в детях это желание, а потом пытаемся
привить его заново
Вчера отметили день рождения. Сегодня
мальчику шесть лет и один день. И родители
задумываются: может быть, ему уже в школу пора –
читает, считает, даже пишет, правда, печатными
буквами. Или все-таки подождать год? Уж больно
много сидят первоклашки за партой, а он настоящий
живчик. И среди учителей мнения разделяются –
кто-то за шестилеток в школе, а кто-то
категорически против. У всех свои основания и
проверенные на опыте результаты. Кого слушать,
что решить?
Не знаем. Может быть, надо тщательно выбирать
школу или учителя, и тогда все будет хорошо. А
может быть, подумать, почему шестилетний ребенок
так хочет вырваться из детского сада в школу.
Только из-за пресловутой смены социального
статуса или нового красивого рюкзачка с пеналом?
Вряд ли. Тем более что у многих этот интерес
сохраняется на годы, и у многих же исчезает через
пару недель. Значит, дело в чем-то другом.
Странно сказать: дети любят, просто обожают
учиться, они готовы делать это с утра до вечера,
но не таким, как принято в наших школах, образом.
Впрочем, и детский сад, который теперь все больше
и больше похож на маленькую гимназию (на
некоторых даже табличка такая), тоже, к сожалению,
не годится для шестилеток. Они хотят учиться,
потому что сейчас особое время в их развитии –
сензитивный период исследований. Они хотят
учиться, но без уроков и ответов у доски, двигаясь
в освоении окружающего мира самостоятельно, что
не исключает помощи взрослых или сверстников по
мере надобности. Учиться в свободном полете. И
нам, взрослым, надо не очередные программы
развития сочинять, а всерьез подумать, как это
организовать.
Про учение без планов и программ
В одной начальной школе разрешили маленьким
детям осваивать грамоту не так, как учительница
учит, а как им самим захочется. И поставили в
классе разные простые вещи, с помощью которых это
можно сделать. Например, дощечки с наклеенными
буквами из шершавой бумаги (их обводят пальчиком
и запоминают образ письменной буквы), тарелочки с
манкой, на которых палочкой пробуют буквы писать,
подвижные алфавиты (с их помощью складывают
слова на слух), специальные рамки и вкладыши,
которые сначала обводят, а потом штрихуют
получившиеся фигуры, чтобы рука привыкла к
письму. Все это можно в любой момент взять с
полки, положить на рабочий стол и использовать.
Учись писать сколько душа просит – хоть 10 минут,
хоть 35, хоть целый час! Учитель лишь покажет, как
этими предметами пользоваться, а дальше – сам.
Оказывается, для пяти-шестилетних детей работа с
конкретными предметами, наделенными
дидактической силой, гораздо важнее
выслушивания объяснений учителя. Может быть,
именно для того и дан ребенку шестой год жизни,
чтобы после кукол и мячиков вошли в его обиход
игрушки посерьезнее. С их помощью он будет
пытаться осваивать азы математики, физики, языка
и прочих серьезных наук. Придет время, и от этих
дидактических “приспособов”, которые выдумали
специально для детей мы, взрослые педагоги, они
перейдут к формулам и схемам. Те, кому удалось
наблюдать жизнь детей в таком свободном классе,
говорят, что это произойдет примерно в 7 – 8 лет,
когда маленькие школьники осилят письмо, чтение
и арифметику. Придет время тяги к учебным и
литературным текстам и энциклопедиям.
Как осваивали грамоту шестилетние Славик и
Катя
В начале учебного года Славик несколько дней
подряд возится с подвижным алфавитом, словно
проверяя свое знание букв – не забыл ли чего.
Складывает и пишет буквы и слоги. Но все быстро
закончилось: неинтересно долго заниматься тем,
что умеешь. Славка любит сложные задачи, видимо,
поэтому целых пять (!) месяцев он ежедневно читает
многочисленные детские энциклопедии о животных,
звездах, машинах. Его чрезвычайно интересуют
всевозможные факты об окружающем мире.
Параллельно происходят упражнения в письме. За
пять месяцев – с октября по февраль – он
научился записывать (и очень красиво) сначала
слоги, потом слова, потом предложения и тексты
(заметим в скобках, что все было именно в такой
последовательности, и эту последовательность
задавал себе он сам). В марте происходят
качественные изменения – в русском устном
наступает эпоха первых сочинений и чтения книг с
продолжением (а книги о Суворове и Кутузове и
любимейшие всеми детьми “Денискины рассказы”
Драгунского – веселые, добрые и довольно
длинные). С удовольствием учит стихи и участвует
в школьных постановках по прочитанным книгам. В
письменных упражнениях мальчик
сосредотачивается на грамматике, на всех этих
жи-ши, безударных гласных в корне и словарных
словах. Попутно интересуется фонетическим
строем и синтаксисом. В результате к концу года –
изящный каллиграфический почерк, довольно
твердое представление о базовых правилах языка,
беглое чтение с явным пониманием, свободная речь.
У его одноклассницы Кати все немного по-другому
– большая степень последовательности в освоении
языкового материала, более частая потребность в
контрольных работах. Девочка пишет с
удовольствием по собственной инициативе
диктанты букв, слов, предложений. (Ничего себе, да?
Ребенок хочет сам писать контрольную! А все
потому, что высокая мотивация: это мне надо, это я
так решила, я чувствую, что готова.) К ноябрю Катя
уже свободно читает тексты, ее любимые книги –
“Азбука” и “Книга для чтения” Льва Николаевича
Толстого, без конца читает по очереди то одну, то
другую. К концу года, как и Слава,
заинтересовывается фонетикой, с удовольствием
учит стихи и пробует писать сочинения.
Вот вам и шестилетки! Свободный полет! Все это,
разумеется, возможно в хорошей школе для
маленьких, но при соблюдении некоторых особых
условий. Например, свободы перемещения в
школьном пространстве, свободы заниматься
учением в любом его месте. Правда, даже для
выполнения всего двух этих условий взрослым
приходится немало потрудиться. Но главное –
набраться терпения и веры в ребенка. Веры в то,
что всему необходимому в жизни он обязательно
научится. И сделает это сам. Еще условие –
понимание, что выбор того или иного
образовательного маршрута дети тоже могут
делать самостоятельно. Сами в состоянии ответить
и за качество-количество учебной работы, и за
сроки ее выполнения.
Основных предметов четыре – родной язык и
базирующийся на нем курс “Окружающий мир”, где
есть место для опытов, докладов и даже
собственных маленьких исследований, где
перемешаны все науки, искусства и ремесла,
составляющие опору человеческой жизни. Здесь же
и очень странный предмет “Я и другие” –
разговор, поступок, зеркало жизни. Здесь в центре
– личность ребенка, его настроение, дела, мысли,
события, отношения со сверстниками, другими
людьми. И, конечно, арифметика, как же без нее.
Серьезные слова, серьезная работа. А все
происходит весело, счастливо, потому что живьем.
Язык осваиваем в ежедневных разговорах о жизни, в
писании первых сочинений, которые почти всегда,
за очень редким исключением, свободные тексты.
Или подбираемся потихоньку к грамматике, но без
сложных и непонятных абстракций, а через
специально сконструированные привлекательные
“игрушки”, позволяющие заниматься почти без
участия взрослого. Даже контролировать можно
себя самому, как здорово! Для математики – тоже
веселые и серьезные материалы, а то и настоящий
маленький магазинчик. Для исследований – шкаф
энциклопедий, маленькая лаборатория.
Разговоры на языке науки
В школе для маленьких найдется место и
пятилетним, и семилетним. А вот у восьмилеток уже
своя, другая жизнь. Им в обычной академической
школе будет гораздо легче. В классных комнатах
место дидактических предметов и материалов
займут серьезные книги, справочники и
энциклопедии. Взрослые помогут расширить
лабораторию, где можно ставить не только простые
опыты, но и наблюдать, например, выращивание
кристаллов или собирать действующую
электрическую цепь. Появятся помещения для
ремесленных мастерских и клубных вечеров. В этой
старшей половине начальной школы поменяется и
роль учителя. Теперь ему придется гораздо больше
разговаривать с детьми на языке разных наук,
объяснять словами то, что нельзя проверить на
опыте, поддерживать или опровергать детские
гипотезы. Здесь у детей появится возможность
постоянно проверять свои достижения. Полки
заполнятся тестовыми материалами. И может
оказаться, что некоторым взрослым ближе будет
работа с младшими классами, а другим – со
старшими. Ничего плохого в этом нет, дети тоже
выиграют, имея дело со специалистами.
Вы скажете, что такая начальная школа – утопия,
как, впрочем, и многое другое, о чем мы
рассказываем в “Уроках на корточках”. Может
быть, и утопия, хотя именно в такой школе шесть
лет работали авторы этой рубрики. Раз можно
создать что-то один раз, то почему бы не
попытаться повторить или не перестроить уже
существующее? Правда, для этого придется смело
сознаться себе, что внешнее благополучие детей в
нынешних начальных школах, равно как и в детских
садиках, кажущееся. Далеко не везде сегодня нашим
детям жить хорошо.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|