Образование, открытое для гражданских
инициатив
В подмосковном Голицыне состоялось экспертное
совещание по мегапроекту “Развитие образования
в России”
Совещание проводилось после серии
установочных семинаров для подавших заявки и
перед завершающим этапом конкурса между 23
регионами, подавшими заявки на тендер. В
результате конкурса будут отобраны пять
регионов для проведения мегапроекта. В каждом
регионе организуются стратегические группы и
семинары научно-методической поддержки
региональных проектов развития.
Остальные участники конкурса не останутся за
бортом, они также будут вовлечены в мегапроект.
На 2000 год для проведения конкурса и начала работы
в регионах Институтом “Открытое общество”
Джорджа Сороса выделен грант в 2,5 млн долларов.
Стратегия мегапроекта разработана Московским
представительством Института “Открытое
общество” и Институтом образовательной
политики (Будапешт) во взаимодействии с
Министерством образования РФ и рабочей группой
Всемирного банка по российскому образованию.
После двухлетней реализации проекта в пяти
регионах планируется этап продвижения программы
в другие восемнадцать регионов, а затем и в
следующие.
Мегапроект, таким образом, нацелен на создание
модели реформирования образования в России.
Эффективные проекты устроены по общей схеме
Сегодня в российском образовании можно
выделить три системных проекта – не только
направленных на создание модели реформирования
системы образования, но и уже эффективно
действующих в этом направлении. И можно назвать
три неэффективных проекта, декларирующих, но не
реализующих идею развития.
К неэффективным мы бы отнесли проект создания
государственных образовательных стандартов в
общем среднем образовании, Федеральную
программу развития образования, концепцию
общего среднего образования вместе с крайне
неудачно начавшейся, на наш взгляд, параллельно,
а не последовательно разработкой
образовательных областей и Базисного учебного
плана.
При этом понятно, что наша точка зрения лишь
одна из возможных, и мне очень не хочется
выступать в качестве огульного критика этих
проектов. Слава Богу, что сегодня вообще можно
назвать системные общероссийские проекты,
которые направлены на реформирование школы. В
этом смысле активность министерства заслуживает
всяческого одобрения. На самом деле на вопрос,
идет ли в России реформа в области образования,
невозможно ответить “нет”. В спорах, жестких
столкновениях, дискуссиях, иногда формальных
масштабных мероприятиях – но идут. И поэтому
наши замечания – это скорее поиск эффективных
механизмов, а не призыв остановить тот или иной
проект.
Так вот, на наш взгляд, неэффективность названных
проектов заключается в том, что все они имеют
благородные и важные цели – провести
осовременивание, модернизацию системы
образования, – но содержанием и механизмом этих
изменений выбрали создание в верхних эшелонах
системы образования идеальной модели таких
изменений и административные механизмы
проведения их в жизнь.
И это отнюдь не вина руководителей: сама
система потому и требует срочной модернизации,
что она по-другому, иначе, чем через
административные рычаги, не только не меняется,
но и не управляется.
Критика Артура Левина механизмов
реформирования образования
Проблема эффективного управления изменениями
и поиск ресурсов для этого – мировая проблема. 13
марта этого года в американской газете “New York
Times” была опубликована статья “The Soul of a New
University”. Эта статья вызвала активную дискуссию в
образовательном сообществе, и не только
американском. Ее автор – один из самых уважаемых
и известных деятелей высшего образования в США,
Артур Левин, президент ведущего учительского
колледжа Америки.
Я несколько раз встречался с Артуром Левином,
он давал согласие на мои лекции в учительском
колледже Колумбийского университета, поэтому
наши встречи носили вполне административный
характер, а не были светскими беседами
представителей российского и американского
образования. При безусловном своем авторитете в
академических кругах, рафинированной
образованности и широчайшем кругозоре в самых
различных областях науки президент учительского
колледжа Колумбийского университета –
администратор и отвечает прежде всего за
эффективность деятельности возглавляемой им
организации. Правда, отвечает в основном перед
попечительским советом, студентами и
преподавателями, а лишь потом – перед
чиновниками государственного аппарата.
Вот отдельные тезисы статьи Артура Левина,
которые, на наш взгляд, имеют отношение к
стратегии развития образования в целом, хотя
говорится в них о высшей школе.
Отправная точка критики А.Левина состоит в том,
что высшее образование по-прежнему
рассматривается как “campus business”, а не как “knowledge
business”. Одним словом, мы продолжаем вкладывать
деньги в сложившиеся институциональные
структуры, а не в процесс образования. Он
подчеркивает, что сетевые информационные
технологии открытого неформального образования
становятся конкурентом не только по цене, но и по
качеству. “Не может быть извинений для тех, кто
продолжает писать учебники для использования на
лекциях”, – пишет автор. Нужно новое поколение
гибких учебных материалов, которые могут быть
адаптированы клиентами.
Он приводит примеры прибыльных институтов
высшего образования (слышал ли кто-нибудь о
самофинансировании университета в городе
Феникс?), использующих совместителей, общий
дизайн учебных курсов, апробированных и
одобренных не только профессурой, но и
специалистами из соответствующих областей
бизнеса (!).
Автор сравнивает систему высшего образования с
железнодорожным транспортом. Можно улучшать
вагоны до бесконечности (делать их лучшими в
мире), но если не заниматься индустрией
транспорта в целом, то придется проиграть.
В качестве одной из реальных перспектив он
рассматривает возможность конвергенции разных
организаций, производящих знания: издательств,
телевидения, библиотек, музеев, университетов.
Когда я прочитал эту статью, у меня возник
странный вопрос: почему руководитель одного из
наиболее традиционных и успешных американских
колледжей не защищает свою систему, а
проблематизирует ее? Почему этого не происходит
в России?
Наша проблематизация названных системных
проектов реформирования общего образования
следующая:
объективно ситуация такова, что система
образования не воспринимает сигналов извне.
Только сверху. Но именно это и является главным
местом реформы. Потому что одна из целей
модернизации – создание системы образования как
модели гражданского общества. То есть
управляемой самими участниками, вовлеченными в
образовательную деятельность. Механизмом такого
реформирования является не разработка идеальных
моделей в верхнем эшелоне системы, а поддержка
верхним уровнем инициатив, проявляющихся в
каком-то очень зачаточном состоянии внизу.
Заметим: поддержка не только хорошо
зарекомендовавших себя проектов, а только-только
зарождающихся, еще неясных иногда даже самим
авторам.
Отсюда вывод: основной ресурс реформы – поиск,
оценка и поддержка инициатив учителей,
директоров, школ, городов, районов и регионов. А
это значит, что нужны немалые деньги, которые
необходимо тратить на совершенствование
механизмов такого поиска, оценки и поддержки.
Два мира, два подхода
Новая инициатива Фонда Сороса как раз и
заключается в том, чтобы создавать в регионах
стратегические группы, которые имели бы
возможность привлечь квалифицированные кадры
для поиска, оценки, поддержки и реализации
инициативных проектов в области образования.
Меня особенно воодушевило то, что схема,
предложенная в мегапроекте, почти в деталях
похожа на схему, по которой уже пятнадцать лет
работает “Эврика” в разных ипостасях: как
общественное движение, свободный университет,
образовательный центр и, наконец, сегодня как
Институт образовательной политики. Конкурс
“Авторская школа” в соединении с конкурсом
культурно-образовательных инициатив на статус
“Федеральная экспериментальная площадка” – те
же цели и те же механизмы. Открытый конкурс
заявок, установочные семинары для подавших
заявки, тесное взаимодействие с органами
управления, конкурс, семинары поддержки
победивших.
Одна лишь разница: Фонд Сороса оценивает такую
программу в 2,5 млн долларов и выделяет их. А
“Эврика” реализует программу поиска и
поддержки инициатив фактически за счет самих
инициатив, поскольку федеральных денег на это
нет. Правда, в этом году Министерство образования
РФ все-таки выделило гранты 30 победителям
конкурса культурно-образовательных инициатив на
статус “ФЭП”, и деньги, около 2,5 млн рублей, уже
ушли в регионы.
Но то, что государственно-общественная
образовательная политика по реформированию
образования проводится без мощного
финансирования, а теперь, после того как Фонд
Сороса произвел расчеты, можно сравнивать,
насколько несопоставимы затраты, – это факт.
А поскольку не все учителя, директора и школы
могут приехать на установочные семинары или
профинансировать научно-методическую поддержку,
то механизм конкурса на статус “ФЭП”
предусматривает заочную форму участия. Без
выездов, без семинаров поддержки – присылаются
инициативы, проекты и экспертируются, и проходят
соответствующие туры конкурса. Но в таком случае
понятно, что вероятность ошибки существенна. А в
противном случае возникает ситуация, когда из-за
отсутствия средств на участие в инициативе
трудно пробиться на конкурс.
Попутно заметим, что все о том, что нельзя стать
обладателем статуса “ФЭП”, не участвуя в
установочных или региональных семинарах
поддержки, – ложь.
Любая школа может прислать заявку, проект и, не
выезжая из своего города и села, участвовать в
конкурсе. И очень много школ так и делают и
становятся федеральными экспериментальными
площадками.
Но это от бедности, потому что на самом деле,
заметив и оценив инициативу, необходимо
обязательно организовать ее научно-методическую
поддержку и доводить до системного проекта.
И это удивительное открытие Фонда Сороса, за
которое надо сказать отдельное спасибо.
Я бы сформулировал это открытие так: новый этап
развития образования примиряет инициативный
(радикально инновационный) и проектный подходы.
Суть дела в том, что сегодня для успешной
модернизации системы образования необходимо на
первом этапе найти инициативу – она основа и
ядро изменений, а не придуманная кем-то сверху
идея. Но после того необходимы усилия для
превращения инициативы в системный проект.
Системный – значит учитывающий общий контекст,
региональный и федеральный, общемировые
тенденции, научные разработки. Именно поэтому
Фонд Сороса разрабатывает систему постоянных
семинаров научно-методической поддержки
региональных стратегических групп и участников
тех проектов, которые этими группами будут
найдены и поддержаны. И обеспечивает эту
поддержку солидным финансированием.
В России есть еще один эффективный проект –
проект Мирового банка по развитию нормативного
финансирования и оптимизации сельской школы. И
его эффективность определяется тем, что идет
огромная работа по поиску регионов, в которых
есть инициативы, нуждающиеся в поддержке.
Таким образом, отличие эффективной
образовательной политики от неэффективной, на
наш взгляд, заключается в следующем.
Неэффективная образовательная политика
направлена на вложения ресурсов в разработку
административных решений, цель которых –
оптимизация системы при сохранении старого
общего принципа действия, прежнего качества
системы.
Эффективная образовательная политика –
вложение средств в поиск, оценку и поддержку
инициатив, превращение их в системные проекты.
Ну разве не так?
...Задолго до президентских выборов в Интернете
появилась статья В.Путина, в которой он
обосновывал необходимость инновационности как
базового принципа ведения политики. А 26 марта
случилась сенсация, которая показала полное
отсутствие нацеленности на инновационность.
Сенсация в том, что русский художник, режиссер
Александр Петров стал обладателем приза
американской киноакадемии – “Оскара”. При этом
не замеченная в России знаменитость Александр
Петров снял свой фильм при поддержке канадцев и
японцев. Где Ярославская область, в которой живет
Петров, и где Канада и Япония? Но как-то японцы и
канадцы нашли, оценили и поддержали. И, кстати,
выделили те же 2,5 млн долларов. Какая-то
мистическая цифра.
Так и хочется сказать напоследок – дело не в
деньгах...
Но дело как раз именно в них. Только не в том, что
денег нет, а в том, что чем их меньше, тем
эффективнее надо тратить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|