Блуждая по магазину Жванецкого
Вы обнаружите, что его ассортимент
разнообразен
и многоцветен. Ассоциации – от беспечности до
скорби. Ирония – от сатиры
до шутки. Здесь держатся вкуса, хотя градус
таланта не всегда безусловен.
Но ослепительность
и не может быть постоянной.
“Если за черной кошкой гонится белая
собака – не значит, что она расистка. Просто
животное.
Если вам завтра отрубят голову – сегодня можно
не бриться.
Если вы родились – вы за это ответите.
Если вы умерли – можно не отвечать.
Если нельзя ничего исправить – все образуется
само.
Если вы маньяк, но вас не боятся – не обращайте
внимания. Не это главное.
Если на вашем дне рождения собрались все, кроме
вас, значит, вы – Пушкин”.
Афоризмы Алексея Красовского опубликованы на
последней странице в последнем, 39-м номере
“Иронического журнала Жванецкого МАГАЗИН”, или
проще “МАГАЗИН Жванецкого”, или еще проще
“МАГАЗИН”. На этой последней странице вас
подстерегает печаль: тираж журнала 280
экземпляров. И это после 5000 в предшествующем, 38-м.
Возможно, эта внезапность временна. Возможно,
случайна. Или лучше всего, если трюк.
“В России без фокусов не прожить, – утверждает
Алла Боссарт, приступая к рассказам об
отечественном иллюзионисте Рафаэле Циталашвили.
– И фокусниками становятся буквально все. Одни
зарплату получают тампаксами и как-то превращают
их в хлеб. Другие так ловко прячут в простые
коробки деньги, нефть и живых солдатиков, что
Копперфильд только клювом щелкает. Поэтому
настоящему фокуснику в России трудно”. И далее:
“Сам Девид Копперфильд, увидев раз один его трюк,
жадно облизнулся: “Как это, Рафик?” “А вот так,
Додик”, – ответил Рафаэль и все ему честно
объяснил с чертежами”. <...> Так что, если вам
повезет и вы проберетесь без билета (400 долларов
США) на шоу Копперфильда, и там вам покажут, как со
сцены исчезает вагон, знайте, что это, как принято
теперь говорить, ноу-хау Рафаэля Циталашвили. У
того, правда, был не вагон, а включенный приемник
типа “Панасоник”, исчезающий с прозрачного
столика. Но, как учит Рафик, в основе – идея, а не
масштабы. Исчезновение комара и исчезновение
вагона – один и тот же фокус. Практика народного
хозяйства России и СНГ подтверждает эту
концепцию”.
Рафик из тех людей, по поводу которых автор
“Крутых мыслей” Борис Крутиер говорит: “Жить
надо так, чтобы хотелось повторить”. Впрочем,
мысли Крутиера скорее меланхоличны:
“Хочется быть самим собой, но совесть не
позволяет”.
“Склероз – когда бросаешь вызов судьбе, но не
помнишь зачем”.
“Даже в самом плохом человеке можно найти что-то
хорошее, если его обыскать”.
“Акселерат: зубы еще молочные, а оскал уже
волчий”.
“Свобода слова – это когда каждый может молчать
о своем”.
“Рай – это доисторическая родина человека, ад –
историческая”.
Но если, как утверждает Б.Крутиер, “начать все с
нуля способны только единицы”, то это шанс
немалый, тем более что “жизнь не только борьба,
но и другие виды спорта”.
Это для молодого Маркса, если верить его анкете,
борьба была любимым делом в жизни, как любимым
цветом – красный. У Виктора Шендеровича в
вариациях на темы Бродского “Я был в Мексике...”
вкусы, похоже, иные:
В стране, где древние ацтеки
На безнадежном солнцепеке
Друг друга резали, чтоб боги
Им обеспечили рассвет,
Есть море имени Кортеса,
Который, очищая кассу
Земли, сюда приплыл без визы
И свел их численность на нет.
Потомки, называя море
В честь этой, прямо скажем
твари,
В виду, мне кажется, имели
Простые нравы здешних мест –
У нас, ацтеков, крика “браво”
Достойны жившие кроваво,
И чем масштабнее расправа,
Тем симпатичнее кортес.
Ассортимент ассоциаций в “Магазине
Жванецкого” разнообразен и многоцветен – от
беспечности до скорби. Ирония – от сатиры до
шутки, в жанрах себя не ограничивая. Игровые
условия игрушечности, как правило, избегают, как
и пустяковости. Держатся вкуса, хотя градус
таланта не всегда безусловен. Ослепительность,
впрочем, не может быть постоянной.
“Девочки народов мира” Александра Дашевского –
каждая в своем роде – принадлежат себе:
“Немецкая девочка нашла окурок и выбросила его в
помойку”.
“Американская девочка нашла телевизор, заказала
пиццу и стала смотреть мультики”.
“Кубинская девочка нашла американского шпиона и
приказала ему идти за ней”.
“Канадская девочка нашла бензопилу и стала
рубить деревья”.
“Английская девочка нашла хорошую школу и
отличную гувернантку”.
“Бразильская девочка нашла фантик и устроила
карнавал”.
Но в номинации поэтичности, а следовательно
неожиданности, выигрывает, пожалуй, первая
строчка: “Русская девочка нашла розовый
лепесток и две копейки. Теперь у нее хватает на
мороженое”.
Сам хозяин “МАГАЗИНА” неизменно встречает нас у
входа, на первой странице, тая в своей иронии
терпкую библейскую зоркость.
Михаил Жванецкий
Чайка
Сижу и вычисляю: над чем парит чайка?
Пароход далеко. А ее я вижу.
Не надо мной.
Не над рыбаками.
Не над котельной.
Не над пирсом.
Не над пляжем.
Не над кафе.
Не над деревьями.
Над чем эта сволочь парит, загружая мою
голову и душу этими вычислениями?
Теперь она парит в другом месте.
Не над пароходом.
Не над берегом.
Не над кафе.
Не над пирсом.
Как можно думать о таких пустяках?
А как можно парить не над чем уже три часа?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|